«Услышав скрипку, доченька останавливается и замирает, наслаждаясь звуками. А ведь еще совсем недавно она совершенно ничего не слышала!»
Ровно год назад мы рассказали о невероятном случае, круто изменившем жизнь пятилетней глухонемой сироты Вики, воспитанницы Пещанской спецшколы-интерната в Винницкой области (»ФАКТЫ» за 27 января 2009 года). Кудрявую голубоглазую малышку удочерили супруги Александр и Александра Майданики — частные предприниматели из поселка Крыжополь. Обретя семью, девочка, согретая любовью ставших ей родными мамы, папы и сестрички, несмотря на почти полную врожденную потерю слуха, стала слышать и говорить! Сейчас Вика учится в первом классе обычной школы, занимается музыкой, мечтает о спорте
«Все, что связано со школой, вызывает у дочки восторг, это для нее праздник»
— Мы открыли в доченьке столько талантов, что теперь и не знаем, как со всеми справиться! — улыбается Александра Майданик, мама Вики. — К игре на фортепиано малышка пристрастилась, услышав, как хорошо играет наша старшая дочь, 16-летняя Вика. А вот теперь младшенькая просит купить ей скрипку. Только услышит скрипку, останавливается и замирает, наслаждаясь звуками. Это так здорово, ведь еще совсем недавно она совершенно ничего не слышала! А еще Вика очень спортивная девочка, мечтает о занятиях спортом. Да и народными танцами ей хотелось бы заняться. Мы объясняем дочери, что нельзя заниматься всем сразу. Тем более что сейчас, в первом классе, нагрузка на девочку намного больше, чем у ее здоровых сверстников. Ведь почти до пяти лет она разговаривала лишь языком жестов, теперь же с интересом постигает человеческую речь, воспринимая каждое новое слово, каждую фразу.
В дочке так много энергии, что порой приходится сдерживать ее. Уж слишком быстро она говорит! Поэтому вместе с учителями работаем над тем, чтобы научить ее говорить в обычном ритме. Не понимаю, почему воспитывавшие Вику интернатовские преподаватели предостерегали нас, что нам с ней будет тяжело, что из-за дефектов слуха и речи она никогда не заговорит.
Услышав, что мама расхваливает ее, Вика, ничуть не смущаясь, спешит к нам, прихватив с собой учебники и тетради. И тут же начинает демонстрировать все, что умеет. Уверенно читает, пытаясь старательно и четко произносить слова, предложения. Правда, иногда путается с буквами м, н, л, как-то по-своему произносит шипящие и свистящие. Закончив чтение, Вика объясняет, что этот текст они еще не проходили в школе, поэтому он ей интересен. И тут же спрашивает, можно ли декламировать стихи, которые уже прозвучали на новогоднем празднике в школе. Затем предлагает пролистать ее тетрадки по правописанию, в которых под каждой аккуратно выполненной работой помечено красными учительскими чернилами «умничка», «молодец» или «хорошо». А вскоре малышка прибегает с ноутбуком сестры и просит подиктовать ей какой-нибудь текст. И пока мы с мамой и папой отыскиваем диктант, Вика, не теряя времени, набирает традиционное «заглавие» всех своих работ: «Мама, папа, Вика, Вика, собака, кот». Так ловко отыскивает нужные клавиши на клавиатуре компьютера!
— Все, что связано со школой — уроки, учебники, учительница, — вызывает у нашей Вики восторг, школа для нее — это праздник, — продолжает Александра. — Накануне первого сентября она так радовалась, что наконец-то идет в школу, что со всеми соседями спешила поделиться новостью и, быстро бегая, разбила коленки. Мы переживали, чтобы дети не дразнили дочку из-за того, что она пока не выговаривает всех звуков. Спасибо Светлане Николаевне Пастух — Викиной учительнице Крыжопольской общеобразовательной школы № 1. Она сумела объяснить первоклассникам, что дочка, в отличие от них, лишь начала говорить и что необходимо время, чтобы она не картавила и научилась говорить так же хорошо, как остальные. В общем, дети приняли Вику. К тому же им понравилось, что дочка всегда угощает их конфетами и печеньем.
Непоседа и озорница дома, в школе Вика само прилежание. И мама, и папа, и старшая сестренка удивляются, как их «маленький шустрик» целый урок высиживает за партой, внимательно слушает учительницу, тянет ручку, чтобы отвечать на вопросы. А дома, когда вечером семья собирается вместе, Вика рассказывает обо всем, что было в школе. Начинает обычно с того, что ее учительница похвалила, а вот непослушным мальчишкам вынуждена была делать замечания
Учиться наравне со здоровыми сверстниками Вике помогает отличная зрительная память. Один раз увидев изображенный на картинке предмет, она хорошо запоминает его название. К тому же некоторые слова становятся ее любимыми. Особенно те, которые символизируют зиму, новогодние праздники. Вот понравилось ей слово «снеговик», и она тут же отправилась вместе с сестрой на улицу, конечно же, лепить этого сказочного персонажа. И слово «елочка» повторяла частенько, чтобы выговаривать его красиво и правильно. А затем с удовольствием наряжала новогоднюю красавицу. Выученное же слово «фен» подвигло девочку проверить, можно ли сушить им только волосы, или ковер тоже, и на ковре образовались пятна.
Словом, глухота потихоньку отступает. И в первую очередь благодаря семье. Ведь именно мама, папа и старшая сестренка, проштудировав учебники по обучению глухих и слабослышащих детей, учили малышку произносить звуки. А теперь девочка ездит в Винницу на занятия с опытным сурдопедагогом. Во время учебного года — каждую субботу, а летом — дважды в неделю. И расстояние в 120 километров из Крыжополя, где живут Майданики, в Винницу для них не помеха. С помощью специальной методики обучения глухих и слабослышащих детей девочка выучила названия продуктов, предметов быта, времен года, в общем то, в чем ее сверстники ориентируются без труда.
Семья всячески поддерживает и поощряет девочку в постижении окружающего мира. Вика убедилась, что, если будет стараться на уроке, мама обязательно отведет ее на детские аттракционы в любимую «Игроманию». Или в книжный магазин. Вика уже привыкла к тому, что купит только ту книгу, название которой прочитает вслух. И что продукты в магазине возьмет только те, названия которых скажет продавцам.
«За эти полтора года мы ни разу не пожалели, что удочерили Вику»
В семье девочку понимают с полуслова, хотя многие слова она все еще говорит необычно. Родители девочки даже завели тетрадь, в которую записывают первые Викины неправильные слова. И с удовлетворением отмечают, что ее речь совершенствуется с каждым днем.
Девчушка взрослеет и просит не называть ее маленькой, ведь недавно ей исполнилось семь лет. Впрочем, это совершенно не мешает ей чувствовать себя беззаботным и счастливым ребенком. Время от времени, занимаясь с учительницей на дополнительных уроках, она тихонько просит поиграть с любимой куклой. Как не разрешить?
Ко дню рождения мама купила девочке нарядное платье, в котором она была похожа на сказочную принцессу. Слушая поздравления гостей, девочка вежливо благодарила за добрые пожелания и напутствия, цветы и подарки. А после торжества, несмотря на усталость, с восторгом распаковывала подарки и подыскивала вазочки для огромного количества букетов.
— И нас, родителей, Вика не забыла поблагодарить за устроенный для нее праздник, — отмечает отец Александр Майданик. — За эти полтора года мы ни разу не пожалели, что удочерили девочку, она дарит столько радости, тепла. Лишь один раз доченька вспомнила о бывших интернатовских соучениках. В школе как раз объявили карантин, и она попросила объяснить значение этого слова. Мы с женой рассказали, что много деток в это трудное время болеет, поэтому, чтобы не подхватить грипп, желательно посидеть дома. Малышка задумалась, а потом поинтересовалась: «А там, у Надежды, тоже дети заболели?» Мы с женой переглянулись: впервые за эти полтора года, пока она живет вместе с нами, вспомнила и свою бывшую воспитательницу, и друзей по интернату. Услышав, что мы не знаем, здоровы ли детишки в интернате, девочка лишь заметила, дескать, если даже и кто-то заболел, их непременно вылечат. Когда же мы поинтересовались, не хотелось ли бы ей навестить своих друзей, она печально покачала головкой: «Нет». Мы и не настаиваем. Уж очень не хочется, чтобы она снова вспомнила язык жестов
А еще родители и старшая сестра пытаются отучить девочку от некоторых старых привычек. Бывает, она спрашивает, можно ли взять конфету, которая уже у нее во рту, при этом еще и переживает, что забыла спросить об этом раньше. Расстраивается, если ей не удается аккуратно застелить кровать, если не сложила игрушки сразу после того, как поиграла. Эти привычки Вика усвоила в интернате. Но, считают Майданики, семья ведь не армия, а ребенок не солдат, чтобы спешить выполнять все по команде.
«Грустно, что слабослышащие и глухонемые дети в нашей стране отторгнуты от общества»
Чувствуя заботу о себе, девочка отвечает тем же. Каждый день она не устает повторять маме, папе и старшей сестричке о том, как сильно их любит. А еще часто рисует всю семью.
— Четыре веселых человечка шагают, вместе взявшись за руки, среди ярких цветов и разноцветных сердечек — такой я рисую свою семью, — признается Вика.
На этих рисунках всегда самый высокий человечек — мама. Так маленькая художница стремится подчеркнуть, что мама — главный человек в жизни каждого. Вика же особенно осознала это после того, как отец стал часто уезжать в командировки. Бывает, даже с сестрой, Викой-старшей, они не могут поделить маму. И не удивительно, ведь у обеих девочек характер лидеров. К тому же по гороскопу они воинственны: Вика-младшая — Скорпион, а Вика-старшая — Козерог.
Маленькая Вика во всем пытается подражать маме Александре. Она считает, что у нее должна быть такая же, как у мамы, прическа, такой же ласковый голос, такой же стиль в одежде.
— Уверена, что Вика, имея таких добрых и заботливых родителей, обязательно полностью овладеет речью! — считает сурдопедагог, специалист по подбору и настройке слуховых аппаратов представительства немецкой компании «Siemens» в Виннице Наталья Гуцол. — Сейчас девочка осознает потребность говорить не только с близкими ей людьми, но и в школе, и с учительницей музыки, и со своими друзьями. Именно говорить, а не общаться языком жестов! А ведь еще год назад, когда мы лишь начали с ней заниматься, она как могла сопротивлялась этому. Ее просто нельзя было усадить на занятиях — выражая недовольство, она топала ножками или сбегала из учебного класса. Когда же родителям наконец удавалось успокоить маленькую упрямицу и мы приступали к занятию, она давала понять, что повторять один и тот же звук дважды не намерена! Я объясняла, что его надо повторять не один раз и не два, а десятки раз, чтобы добиться чистоты звучания, а она твердила, что не собирается этого делать. И родителям, и мне приходилось проявлять огромное терпение, чтобы девочка осознала, что мы хотим ей помочь. Так постепенно главным стимулом в постижении речи для Вики стали счастливые глаза ее родителей. Они невероятно радуются каждому ее новому слову, каждой фразе.
Пока словарный запас Вики значительно уступает тому, который есть у ее здоровых сверстников. Как прогнозируют специалисты, поскольку Вика начала говорить с опозданием на пять лет, именно столько времени ей потребуется, чтобы постичь речь, научиться правильно разговаривать.
— Учителя, с которыми дочь занимается, отмечают, что мысли у нее бегут вперед, а слова за ними не поспевают, — говорит Александра Майданик. — Так что с помощью специального обучения прилагаем усилия, чтобы и слова поспевали. Вот только больно осознавать, что глухонемые и слабослышащие дети в Украине отторгнуты от общества. Ведь языка жестов, которым они общаются, общество не знает. Многое в подходах к обучению, воспитанию детей с недостатками слуха и речи и адаптации их к жизни надо менять. Чтобы им, как и здоровым детям, был открыт путь к хорошему образованию, избранию будущей профессии.
Хотелось бы подбодрить всех людей, в семьях которых подрастают дети с недостатками слуха и речи. Не надо отчаиваться, лучше попытайтесь помочь ребенку преодолеть недуг. Чем раньше родители осознают необходимость такой поддержки, тем скорее ребенок заговорит, не почувствовав своей ущербности.
585Читайте нас у Facebook