Пассажиры новых скоростных электричек смогут заказать в баре чай или кофе и посмотреть в дороге телевизор
Так уж издавна повелось, что наиболее популярным транспортом в нашей стране является железнодорожный. Миллионы людей на работу и на дачу отправляются электричками, а в дальние странствия по городам и весям -- поездами. Правда, уровень комфорта и обслуживания на советских железных дорогах, мягко говоря, не дотягивал до пресловутых мировых стандартов. Да и в последние годы почти ничего не изменилось.
Поэтому, несмотря на то, что Украина всячески стремится привлечь на свою территорию иностранных туристов, наши вагоны и вокзалы зачастую способны насмерть перепугать слабонервного европейца.
Впрочем, в последнее время «Укрзалiзниця» предпринимает определенные усилия для того, чтобы все-таки приблизить условия на железных дорогах к принятым в цивилизованных странах. О том, что для этого делается и какие изменения ждут отечественных пассажиров, корреспонденту «ФАКТОВ» рассказал начальник Главного пассажирского управления «Укрзалiзницi» Леонид Лобойко.
«Капитальный ремонт старых вагонов продлил срок их службы на 12 лет»
-- Украина располагает огромным парком железнодорожных пассажирских вагонов: более 8 тысяч пассажирских вагонов, а также 270 электропоездов и 110 дизельпоездов (по десять вагонов в каждом), -- рассказывает Леонид Лобойко. -- Естественно, вагоны вечно служить не могут. Поэтому требуется постоянное обновление парка. До 1990 года железные дороги Украины ежегодно получали до 400 новых вагонов. Однако в последнее время их поступление значительно сократилось. С 1992 года мы смогли приобрести только 103 вагона. Для такого огромного парка, как у нас, это ничтожное количество.
Естественно, пришлось искать какой-то выход из сложившейся ситуации. Ведь максимальный срок эксплуатации пассажирского вагона -- 28 лет. Использовать его дольше мы не имеем права. Но два года назад было решено продлить сроки эксплуатации старых вагонов. Для этого на Днепропетровском вагоноремонтном заводе внедрена специальная испанская технология капитального ремонта вагонов, позволяющая продлить срок их службы на 12 лет.
По этой технологии из кузова вагона извлекается практически все его содержимое, и он наполняется новым оборудованием. Причем, если вначале многие комплектующие приходилось завозить из Испании, то сегодня практически все необходимое производится в Украине. Отечественные предприятия разработали пульт управления для вагонов, котел, систему пожаротушения. Совместно с российскими коллегами создан принципиально новый кондиционер, который располагается не под вагоном, как обычно, а на крыше. Это повышает надежность и безопасность его работы.
Сегодня такие вагоны уже можно встретить на дорогах Украины.
-- Чем они отличаются от вагонов, знакомых нам с детства?
-- В ходе реконструкции не только обновляется интерьер, но и вносится ряд технических новшеств, которые должны сделать поездку в поезде более комфортной.
Например, в каждом купе установлена электророзетка. Теперь пассажир может в дороге беспрепятственно пользоваться, например, портативным компьютером, бритвой или плойкой, чтобы подкрутить непослушный локон.
Выходя в коридор, человек в таком вагоне не натыкается сразу на мусорный ящик. Он спрятан в укромном уголке и не мешает людям. Естественно, в вагоне имеются указатели, помогающие отыскать ящик в случае необходимости.
Деревянные оконные рамы заменены рамами из алюминиевого профиля с резиновыми уплотнениями. Поэтому из окон теперь не дует.
В каждом вагоне установлен холодильник, и мы всегда можем предложить пассажирам прохладные напитки.
-- А пассажиры имеют право им пользоваться?
-- Конечно, но в разумных пределах. Если каждый сунет туда пять килограммов мяса, никакого холодильника не хватит, а если нужно положить, например, детское питание -- милости просим.
Есть в модернизированных вагонах и микроволновые печи. Правда, опыт показал, что они не пользуются большим спросом
-- Может быть, люди просто еще не знают об их существовании?
-- В поездах, работающих на Донецко-Приднепровской дороге, в вагонах над «титаном» установлено табло с бегущей строкой, на которой можно прочесть всю необходимую информацию о предоставляемых услугах.
Кстати, не все предложенные вначале изменения оказались удачными. Например, в купейных вагонах сначала решено было перенести вешалки от дверей к окну, чтобы вещи висели поближе к пассажирам. Но людям новшество не понравилось, мы получили многочисленные жалобы. Пришлось вернуть вешалки на прежнее место.
«Новая технология оборудования санузла позволила избавиться от неприятных запахов»
-- А какие изменения в санузле?
-- Санузел всегда был слабым местом наших вагонов. В основном, люди жаловались на неприятные запахи, возникавшие из-за наличия в туалете труднодоступных щелей, где скапливались нечистоты, которые практически невозможно было вымыть.
В обновленных вагонах санузел модернизирован. Естественно, основные его элементы -- унитаз и умывальник -- остались на прежнем месте. Но главное отличие нового туалета от старого -- не воняет. Это достигается благодаря тому, что он имеет цельный корпус, и в нем нет недоступных для уборки щелей или отверстий.
Так что теперь все зависит от проводника. Если он добросовестно убирает, то санузел не издает неприятных запахов. Поэтому в обновленных вагонах места около туалета уже не считаются столь непрестижными.
Кстати, реконструкцией вагонов занимается не только Днепропетровский завод. Недавно мы организовали в Киеве выставку, на которой каждая железная дорога представила отремонтированные электро- и дизельпоезда и по одному пассажирскому вагону. И даже иностранцы, посетившие выставку, были вынуждены признать, что мы умеем строить очень хорошо.
-- Но это нужно демонстрировать не только на выставке.
-- Новые поезда уже курсируют по нашим дорогам. Просто их еще не так много, как хотелось бы.
-- А как пассажиры? Ведь многие имеют привычку ломать все, что попадается под руку.
-- Мы опасались, что в вагонах будут разрушения. Однако их почти нет. Видимо, люди сегодня все-таки ценят красоту и стараются ее беречь.
Правда, появилась другая проблема -- все хотят ехать бесплатно. Приходится объяснять пассажирам, что от их денег зависит качество обслуживания. Был такой случай. Один начальник железной дороги совершал инспекционную поездку. На какой-то станции он увидел забитую до отказа электричку. Поинтересовался в кассе -- продано всего четыре билета. Тогда он зашел в вагон и обратился к пассажирам: «Люди, как вам не стыдно? Вы требуете, чтобы в поезде были исправные сиденья, работало отопление. И всего четыре человека купили билеты. Куда же вы едете?» Повернулся и ушел.
-- И что ему ответили?
-- Ничего. Раньше бы ответили, а теперь промолчали. Люди уже начинают понимать, что билеты нужно брать.
-- И что, все бросились в кассу?
-- Нет, до этого пока не дошло.
«Вместе с комплектом белья пассажиру будут выдавать гигиенические салфетки и мыло»
-- Главным человеком в вагоне является проводник. От него во многом зависит состояние вагона. И ни для кого не секрет, что эти люди не всегда бывают вежливы, опрятны и трезвы.
-- Мы ведем работу и в этом направлении. Сегодня нам удалось одеть всех проводников в форму. Раньше мы не могли добиться того, чтобы табличка с именем проводника висела хотя бы на двери его купе, а теперь каждый носит на груди именной значок.
Что же касается качества обслуживания, то помочь нам его повысить должны сами пассажиры. Ведь если они будут молча все терпеть, то мы никогда не узнаем ничего о нарушениях проводников и не сможем на них реагировать.
Сегодня на всех вокзалах созданы инспекции по культуре обслуживания пассажиров. Эти инспекции обязаны реагировать на все замечания и жалобы. Вот у меня список обращений. Например, в Херсоне кассир отказался предоставить пассажиру книгу жалоб. Тот обратился в инспекцию, и к настоящему времени трудовой контракт с кассиром уже расторгнут.
-- А ожидаются ли какие-либо новшества в культуре обслуживания пассажиров?
-- Сегодня уже готов проект изменений к нормативным документам по обслуживанию пассажиров. Предполагается установить правила, которые больше бы соответствовали современным представлениям о культуре обслуживания.
Хотя мы и не собираемся в корне ломать традиции. Например, чай испокон веков подавался в стакане и подстаканнике. И мы приняли решение этот обычай не нарушать. Естественно, вместо граненых стаканов будут применяться красивые тонкостенные.
А вот способ приготовления напитка меняется. Сегодня заварку не сыплют в кипяток, а используют расфасованный чай в пакетиках. Кроме того каждый пакетик будет помещен в индивидуальную гигиеническую упаковку, чтобы его касались только руки самого пассажира. Также планируется упаковывать кофе, печенье, вафли. Впрочем, по желанию пассажира, проводник обязан сам заварить чай или кофе.
Также мы бы хотели отойти от традиции застилать постели до прихода пассажиров. С одной стороны, это, конечно, красиво и удобно, но с другой, человек может усомниться в том, что постель чистая. Поэтому белье будет выдаваться в индивидуальной полиэтиленовой упаковке, но в новых правилах останется пункт о том, что, по просьбе пассажира, проводник обязан застелить его постель.
Планируется также, кроме комплекта белья, выдавать гигиенические салфетки и кусочек мыла. Ведь мы уже можем уйти от практики, когда одним кусочком мыла в туалете пользуется весь вагон. Ну и, конечно, мы хотим, чтобы наше белье было оригинальным и узнаваемым.
-- Предполагается оформить его рисунками или узорами?
-- Нет, мы считаем, что белье должно быть белым, но на него нужно нанести логотип «Укрзалiзницi». Хотя, возможно в отдельных фирменных поездах будет цветное белье.
Кроме того, в нормативных документах есть предложение предоставить пассажиру возможность выбирать качество белья. То есть планируется выдавать комплекты обычные и более высокого класса -- подороже, чтобы каждый мог взять постель в соответствии со своими средствами и запросами.
Было предложение выдавать одноразовое белье. Но, честно говоря, пока мы с этим не согласились. Во-первых, все-таки есть разница: лечь на хлопчатобумажную простыню или на салфетку. Во-вторых, возникнет проблема утилизации такого белья. Хотя не исключено, что в будущем пассажиру будут предлагать на выбор многоразовое белье и одноразовое.
«Возможно, скоро пассажиры смогут заказать в купе не только чай или кофе, но и горячий обед»
-- Страна у нас большая, поезда медленные. Ехать часто приходится долго. Не предполагается ли организовать в вагонах питание, как в самолетах?
-- Это можно сделать хоть сегодня. Но продукты на такое количество людей нужно где-то хранить, ведь многие поезда находятся в пути довольно долго, и санитарные правила нам не позволят хранить пищу без холодильников. Поэтому сейчас ведутся разработки по созданию вагонов, в которых будет специальный хозблок. Я думаю, что в скором времени мы сможем кормить наших пассажиров. Возможно, сначала только в вагонах повышенной комфортности.
-- А не предполагается ли сделать более комфортными электрички?
-- Такая работа ведется. Я уже говорил, что созданы электро- и дизельпоезда повышенной комфортности. Там все места сидячие, пронумерованные. В таких составах будут вагоны первого, второго и третьего классов.
-- И в чем отличия между классами?
В третьем классе -- жесткие отдельные сиденья, расположенные друг за другом, как в автобусе.
Во втором -- сиденья мягкие, с обивкой. Есть откидной столик, как в самолете. Есть загородка для багажа и даже специальные места для велосипедов.
В первом -- сидения развернуты друг к другу. Между ними -- стол, за которым можно поесть или поработать. Есть бар, где можно заказать чашку чая или кофе. Телевизоры расположены таким образом, что их видно с каждого места.
И, что очень важно, во всех вагонах появятся туалеты.
Конечно, эти поезда не станут, как обычные электрички, останавливаться у каждого столба. Они будут скоростными, с минимумом остановок, вроде европейских интерсити экспрессов.
-- В Европе такие поезда ездят с огромной скоростью. Появится ли у нас возможность, например, доехать до Львова за три--четыре часа?
-- Пока нет. Эти электрички будут ездить на небольшие расстояния, например, Киев--Чернигов. Но на них пассажир сможет добраться до конечного пункта гораздо быстрее, чем на обычном электропоезде.
-- А «отомрут» ли при этом привычные электрички?
-- Нет, они останутся. Мы ведь не можем отказаться от пассажиров, добирающихся из пригородов на работу или из городов на дачу. А новыми поездами будут пользоваться те, кому нужно быстро добраться из города в город.
548Читайте нас у Facebook