Оказывается, шхуна «батькiвщина» пересекла атлантический океан с поврежденным килем
«ФАКТЫ» уже рассказывали о плавании к берегам США минувшим летом украинской шхуны «Батькiвщина» с пятнадцатью членами экипажа на борту. Это судно стало известным на всю Америку, а президент Клинтон упомянул его отважную команду, приветствуя с борта военного корабля в Нью-Йорке многотысячный парад парусников, прибывших для участия в празднике парусных судов «Опсейл-2000». Для участия в нем «Батькiвщина» и отправилась в путешествие через полмира. А знаменитой ее сделали злоключения: из-за ошибки в настройке навигационного прибора судно сбилось с курса. Экипаж обнаружил это только спустя две недели плавания через Атлантический океан -- правильные координаты назвали моряки с повстречавшегося сухогруза. К тому времени шхуна отклонилась от намеченного маршрута на тысячу километров! А еще в начале перехода через океан вышли из строя средства связи. Закончилось тем, что за поиски «Батькiвщини» пришлось взяться береговой охране США. Она обнаружила парусник, когда тот подходил к американскому порту Норфолк. Впрочем, экипаж в помощи не нуждался.
Об этой истории подробно рассказала «Нью-Йорк Таймс», после чего на «Батькiвщине» побывали десятки корреспондентов. Шхуна стала до того популярной, что в каждом городе, где останавливались участники «Опсейл-2000», к ней выстраивались очереди посетителей. К слову, известность помогла в выполнении одной из целей похода -- он направлен на популяризацию нашей страны и проходит под девизом «Хай свiт пiзнає Україну».
Со дня выхода из Киева, 7 апреля, «Батькiвщину» ни разу не поднимали на берег. Это удалось сделать лишь недавно -- в начале ноября в Нью-Лондоне.
-- И только тогда обнаружилось, что киль у шхуны поврежден, -- рассказал кок экспедиции Леонид Дерягин, вернувшийся на днях в Киев из США, где и ныне находится «Батькiвщина». -- На камень она налетела еще в начале плавания, на Днепре в районе Запорожья. Тогда мы, как смогли, осмотрели судно и убедились, что оно может продолжить поход. Но только сейчас обнаружили, что от удара произошло расслоение участка киля. К счастью, это не повлияло на надежность шхуны: киль, как и корпус, выполнен из специального бетона, внутри которого металлическая арматура. Такую обшивку придумал наш капитан Дмитрий Бирюкович. Ему уже 64 года, он пенсионер, в прошлом инженер-строитель, кандидат наук. В Америке на шхуне остались капитан и еще один член экипажа -- Сергей Логачев. С помощью американцев они очистили корпус от водорослей, заделали повреждение киля, покрасили днище и борта. Весной будущего года мы отправимся на «Батькiвщине» в экспедицию по Великим озерам. На этот раз часть экипажа составят американские волонтеры, ведь плавание будет проходить за деньги меценатов из США. Там даже создали организацию «Американские друзья в помощь украинский экспедиции», активную роль в ней играют представители нашей диаспоры. Много помогают простые люди -- один американец, например, подарил морской радар стоимостью несколько тысяч долларов. Кстати, навигационный прибор, из-за которого мы «заплутали» в океане, оказался исправным, просто штурман дал маху при его настройке. Недавно мы с капитаном прошли с помощью этого прибора по океанскому заливу Лонг Айленд при сплошном тумане в течение 8 часов и добрались точно к намеченному месту.
297Читайте нас у Facebook