Более года украинский экипаж судна «кобэ квин-1», подозреваемый индийскими властями в контрабанде кокаина, провел в море под дулами автоматов, не имея возможности сойти на берег
Не смирившись с несправедливостью, капитан покончил с собой
В декабре 1999 года в территориальных водах Индии было арестовано и доставлено в порт Мадрас судно «Кобэ Квин-1», следовавшее под панамским флагом. Экипаж теплохода -- 24 человека, граждане Украины -- был нанят судовладельцем (к слову заметить, он до сих пор неизвестен) через одесскую крюинговую компанию «Юнэк». (Регистровым судовладельцем данного теплохода значится на бумаге панамская фирма «Наминатор шиппинг корпорейшн»). Обвинив украинских моряков в незаконной транспортировке четырех тонн кокаина, индийские таможенные власти взяли их под стражу до выяснения обстоятельств.
Поиск наркотических веществ затянулся на месяцы и, как и следовало ожидать, оказался безрезультатным. Однако, несмотря на отсутствие на борту теплохода кокаина, наличия официального судебного решения о продаже реального груза, транспортируемого судном (металла стоимостью 4 млн. долларов), украинских моряков продолжали удерживать в порту Мадраса. Лишь 22 ноября, спустя многие месяцы (с учетом выполнявшегося рейса -- полтора года), экипаж вернулся в Одессу.
Фрахтователь и представители индийских властей обвиняли украинских моряков во многих преступлениях: попытке скрыться от фрахтователя (за поимку «негодяев» было назначено вознаграждение в 100 тысяч долларов); в пиратском пересечении судном территориальных вод Индии (хотя, действуя в соответствии с международными нормами, капитан вызвал на борт лоцмана и представителей соответствующих местных служб); в транспортировке пресловутых 4 тонн кокаина. (Именно «кокаиновая карта» должна была, очевидно, стать козырной в солидной «колоде» лжеобвинений). Кроме того, власти Мадраса обвинили наших соотечественников в краже груза. Некоторые СМИ распространили информацию о том, что экипаж «перепрофилировался» в настоящих пиратов, промышляющих в южных водах на пиратской шхуне, а капитан, не выдержав всего этого, свел счеты с жизнью.
Из всех этих версий горькой правдой оказалась, увы, лишь последняя: 38-летний Юрий Л. действительно покончил с собой. Но не из-за пиратства своих подопечных, а из-за вопиющей несправедливости и издевательств, которым подвергся экипаж. Остальные же журналистские «изыски» стали лишь информационным поводом, подтолкнувшим к активным действиям жен, родных и близких моряков. Именно они обратились в МИД Украины и наше посольство в Индии
-- Под дулами автоматов мы провели эти месяцы -- 17 автоматчиков «охраняли наш покой», -- рассказывает судовой токарь Сергей Татьянин. -- В первую неделю ареста всех моряков согнали в кают-компанию, и даже в туалет нас сопровождал автоматчик.
-- Передвижение экипажа по судну постоянно контролировалось, -- вспоминает второй помощник капитана Алексей Осадчий. -- Упорно искали какой-то компромат, следы нахождения на борту кокаина. Местные власти -- полиция, таможня -- бессчетное количество раз производили молекулярный анализ на наличие наркотических средств в помещениях судна. Более 13 месяцев(!) люди были лишены возможности сойти на берег. И только 21 ноября мы ступили на землю. Благо, заботу о нас проявили МИД, посольство и Генконсульство Украины, Центральный совет союза работников морского транспорта (ЦССРМТ), взявший на себя расходы по приобретению авиабилетов и репатриации, составившие 11,5 тысячи долларов.
Самыми мучительными были последние пять часов, проведенные на борту теплохода
-- Этот украинский экипаж, оставшийся без средств к существованию, не был брошен на произвол судьбы, -- рассказал «ФАКТАМ» главный специалист отдела флота ЦССРМТ Сергей Снежко. -- Фрахтователь исчез, так и не выплатив положенной зарплаты -- порядка полумиллиона долларов. Его разыскивают до сих пор. К сожалению, такая и аналогичная практика становится нормой в отношении украинских моряков, вынужденных работать на «подфлажных» судах, поскольку в отрасли у нас в Украине никак не могут навести порядок.
Заниматься высвобождением наших моряков приходится практически постоянно. Вот и недавно, уже в ноябре, помогали в разрешении конфликта шестерым членам экипажа теплохода «Евробалкер-1», плавающим под флагом Камбоджи. Их нанимала «под флаг» крюинговая компания из Севастополя.
Важно то, что, находясь под арестом, лишившись капитана, моряки «Кобэ Квин-1» нашли в себе мужество и силы обратиться с исковыми требованиями в суд. Решением последнего (от 7 сентября 2000 г. ) предусмотрена продажа груза (не мнимого -- кокаина, а реального -- металла) и выплата из вырученных в результате этого средств задолженности по зарплате морякам, а также оплата репатриации. Вместе с тем, по непонятным причинам, экипаж все равно удерживали на борту теплоходе. Мы сделали все возможное для возвращения домой 17 моряков (остальные были возвращены на родину ранее, поодиночке, в основном по причине серьезных осложнений со здоровьем).
-- Несмотря на конкретное судебное решение, местные власти продолжали «вставлять палки в колеса», -- поддерживает А. Осадчий. -- В самый последний день, 20 ноября, когда вопрос о нашей репатриации был фактически разрешен, индийская сторона категорически отказалась отпускать нас, удерживая на борту теплохода еще целых пять часов. Именно они, уже на пути домой, стали, пожалуй, самыми мучительными. А ведь с самых первых дней ареста официальные представители таможни и береговых служб Мадраса заявляли о том, что задержано только судно, а экипаж полностью свободен
Как бы там ни было, полуторагодичный арест для этих украинских моряков уже в прошлом. Им остается надеяться и ждать, что зарплату все же выплатят. Тем более что на днях в Индии должно быть принято судебное решение еще по одному делу -- о продаже самого теплохода «Кобэ Квин-1», который предварительно оценен в 1 млн. долларов. Хотя, конечно, есть еще и кассационный, и поднадзорный порядок разрешения судебных споров, и вопрос может «зависнуть в воздухе» на месяцы или даже на годы
P. S. Несколькими днями ранее в Одессу возвратились четверо украинских моряков, членов экипажа сухогруза «Питер». Этот теплоход принадлежал греческому судовладельцу, находился не в лучшем техническом состоянии и потерпел аварию. После этого хозяин бросил экипаж из 26 человек на произвол судьбы в Габоне (Африка) на долгие месяцы
244Читайте нас у Facebook