Тоннельные эскалаторы, в которых так остро нуждается киевский метрополитен, теперь смогут выпускать в столице
На днях киевский городской голова Александр Омельченко опробовал первый отечественный эскалатор, собранный на заводе «Большевик». Правда, это пока опытно-промышленный вариант, а длина эскалатора -- всего шесть метров. Но примечателен сам факт, ведь раньше в Украине подъемники не делали. Серийное производство -- теперь лишь дело времени.
Стояла задача создать технологически уникальный эскалатор европейского уровня
-- Мы часто тратим миллионы гривен на финансирование зарубежных предприятий, -- подчеркнул Александр Омельченко, -- не имея возможности выпускать некоторые механизмы, агрегаты, машины на отечественных заводах. Так было и с эскалаторами -- их приходилось покупать в Санкт-Петербурге на единственном в бывшем Союзе эскалаторном заводе. Потому несколько лет назад мы решили освоить выпуск подъемников в украинской столице. И, как видите, это удалось.
Действительно, без поддержки городских властей, выступивших основным инвестором, осуществить подобный проект заводу было не под силу. Только на конструкторские разработки и запуск опытной линии потребовалось почти девять миллионов гривен. Где их найти предприятию, которое долгое время простаивало и лишь недавно начало наращивать мощности? Ведь необходимо было не просто скопировать существующие подъемники, а создать технологически уникальный эскалатор европейского уровня. Он оснащен новой системой управления, микропроцессорной техникой.
Благодаря использованию специальных металлов и сплавов киевский подъемник намного легче существующих аналогов, здесь нет традиционных мощных, тяжелых валов. За счет этого нашему эскалатору нужно затратить меньше энергии: по предварительным подсчетам специалистов, экономия составит почти 30 процентов, что немаловажно в нынешних условиях.
Теперь на предприятии можно будет изготовить тоннельный эскалатор любой глубины, а до конца года «Большевик» выпустит еще поэтажный подъемник.
Больше других из-за отсутствия подобных механизмов и приборов страдали столичные метростроевцы. Это сказывалось на их слаженной работе, сдерживало темпы строительства новых участков метро.
-- Станции киевского метрополитена зачастую глубокого заложения, -- говорит глава правления ОАО «Киевметрострой» Владимир Петренко. -- И нужны длинные эскалаторы. А это дорого: 20 процентов всей стоимости пускового участка длиной в три километра уходят исключительно на закупку и монтаж подъемников. Но без эскалаторов станцию ведь не откроешь!
Приходилось покупать их в России, не только переплачивать, но и ждать, терять время, иногда срывать графики, пока механизмы привезут, а затем их монтировать. Опытный образец, естественно, нуждается в некоторых незначительных доработках. Но устранить их не составит труда. И мы уже запроектировали его на новой станции «Проспект Палладина».
В дальнейшем нам понадобятся более длинные подъемники -- для второго выхода на станции «Вокзальная» и станции «Львiвська брама». Надеюсь, они будут изготовлены на этом предприятии.
Самодвижущиеся лестницы будут монтировать не только в метро
Как отметил начальник Киевского метрополитена Николай Балацкий, возможность покупать эскалаторы у отечественных производителей не только ускорит открытие новых станций метро, но и позволит экономить около четверти средств, необходимых на обустройство подъемников. Да и по техническим характеристикам киевский эскалатор значительно лучше российского.
Кроме того, удастся решить проблему замены эскалаторов на действующих станциях -- пока раз в 8--10 лет, в зависимости от нагрузки, обходятся капитальным ремонтом. Московский метрополитен, который старше киевского на 25 лет, уже поменял около 35 процентов самоходных лестниц. Значит, вскоре это понадобится и нам. Отечественные эскалаторы тут очень пригодятся.
Использовать межэтажные (небольшие) подъемники будут не только в метро -- на станциях неглубокого заложения или для выходов из промежуточных вестибюлей. Их планируют установить в новых подземных переходах, торговых комплексах, на остановках скоростного трамвая
Новый эскалатор изготовлен практически полностью из отечественных материалов. Значит, тысячи человек будут обеспечены работой и получать стабильную зарплату. Вскоре по поручению городского головы в Киеве начнется выпуск первого тоннелепроходческого комплекса, который значительно (в два--три раза!) позволит ускорить работу метростроевцев, даст возможность без особых усилий проходить сложные участки новых линий, плавуны. Подземные грунты не нужно будет замораживать, а ведь на это требовались значительные усилия и много времени.
333Читайте нас у Facebook