Восстановленная после взрыва киевская школа n 304 сегодня приняла всех своих «старых» учеников и больше сотни первоклашек
Чуть более полугода назад, 16 февраля, в школе N 304 в 22. 40 прогремел мощный взрыв. Там в это время работали люди -- в подвале, арендованном ООО «Киевский дом», располагалась мебельная мастерская. Восемь человек получили тяжелые ранения, трое погибли. Пол школьной столовой обрушился, были разрушены несколько классов, часть спортзала, ударная волна выбила двери во всем здании. Даже представить себе трудно, что произошло бы, находись в школе в момент взрыва дети
По микрорайону ходил слух, что в школе недавно снова был взрыв
Сразу после трагедии школа отпугивала своим внешним видом: пустые окна забиты кусками картона, серые стены покрыты гарью, на клумбах -- глубокие следы от тяжелых машин, во дворе -- куски перекрытий, битый кирпич, вход в подвал разворочен, один из углов здания дал трещину Сейчас от всего этого не осталось и следа. Школа сияет новыми красками. Мы прошлись по отремонтированному зданию.
На первом этаже висят объявления для родителей и списки учеников. В школу N 304 зачислены более ста первоклашек, еще 35 «новеньких» поступили в другие классы. В каждом из 48 классов не менее тридцати учеников.
-- После взрыва было страшно даже подходить к школе, -- говорит Лена, мама девочки, которая сегодня пришла в первый класс. -- Но когда мы задумались, в какую школу отдать дочку, начали советоваться со знакомыми, то решили поступать в 304-ю. Судя по отзывам, здесь хороший педколлектив и высокий уровень подготовки. Учительница несколько раз говорила с нами о безопасности отреставрированного здания. Я убеждена, что здесь все будет хорошо. Не даром же говорят: дважды в одну воронку бомба не попадает
Женщина рассказала нам и о слухе, совсем недавно бродившем по микрорайону, будто в школе вновь что-то рвануло. Мол, не зря приезжали спецмашины Оказалось, проверяли работу пожарной сигнализации.
Перед гробами погибшей пары несли свадебный каравай
Когда мы осматривали здание школы, невольно в памяти всплывал трагический февраль, день похорон Юли и Руслана Вот вход в подвал, откуда выносили погибших. С этого места хорошо виден дом, где жила влюбленная пара, дорога, по которой несли гробы. Невозможно забыть искаженные горем лица девушки и парня, несших впереди свадебный каравай. Они должны были стать свидетелями на скорой свадьбе Плакали люди, которые до того никогда не знали погибших ребят. Рыдали друзья. А матери, обращаясь к школе, кричали: «За что?!» И такое было чувство при этом, что мы все виноваты -- не уберегли Юлю, Руслана, других пострадавших во время взрыва.
Юля, окончившая, кстати, школу N 304 два года назад, встречалась с Русланом уже пять лет. В ту роковую среду Руслан работал целый день -- за себя и за напарника, которого согласился подменить. Уже был вечер, любимый скоро должен был освободиться, и Юля решила сходить к нему, чтобы вместе уйти домой. Никогда до того дня девушка на работу к парню не ходила. Судьба? Их родители услышали взрыв, из окон квартир, которые смотрят на школу, увидели начавшийся пожар
Тело Юли, вынесенное из завала вскоре после взрыва, опознала мама Руслана. Парня нашли только во второй половине следующего дня.
В день похорон двери обеих квартир, расположенных на одной лестничной площадке друг напротив друга, были открыты нараспашку. Ровесники прощались с Юлей и Русланом. Невыносимо больно было смотреть на лежащую в гробу девушку в наряде невесты и прикрытое из-за сильных ожогов лицо парня. Школа провожала ребят в последний путь, глядя им вслед своими трещинами и выбитыми черными окнами. Память о трагедии живет в ее стенах. Даже несмотря на свежий запах краски от обновленных стен.
«Здание может выдержать сильное землетрясение»
В последние дни августа школа была похожа на муравейник. Детишки помогали взрослым чем могли: убирали строительный мусор, носили воду, старшеклассники сортировали ящики с лабораторными инструментами, разнося их по кабинетам. И если лица учителей выражали усталость и озабоченность, то дети радовались всему происходящему, дурачась и подзадоривая друг друга. Мы поговорили с двумя десятиклассницами.
-- После взрыва мы очень быстро все перевезли в 288-ю школу, где и закончили учебный год, -- в один голос говорят Марина и Люда, ученицы 10-Б класса. -- Страшно было тогда входить в здание нашей школы, но мы помогали выносить из класса вазоны с цветами, книги, тетради. Классная доска хранилась дома у одного из ребят. Мы рады, что снова вернулись в свою школу.
Все учителя, с которыми мы разговаривали, первым делом показывали нам металлические конструкции, которыми прошиты стены школы.
-- Никакого риска для детей нет, -- сказала учитель младших классов. -- Здание отремонтировано надежно. Мне кажется, оно не рухнет даже во время сильного землетрясения.
В суматохе последних предпраздничных дней мы с трудом разыскали заместителя главы Ленинградского района по развитию территории Валерия Безвинного, который контролировал ремонт школы.
-- После того как были разобраны все завалы, специалисты НИИ строительных конструкций обследовали здание и разработали рекомендации по его ремонту и укреплению. Пострадавшие несущие конструкции (взрыв повредил почти 40% здания) были взяты в металлический каркас, в ходе капитального ремонта усилили плиты-перекрытия. Вместо панелей, которые обрушились и дали трещины, сделали монолитные перекрытия. Сейчас в школе новые системы вентиляции и отопления, заменены полы. Современные материалы смогут прослужить лет 10--15. В школе ежедневно работали 500--600 строителей, а когда начались отделочные работы, их число увеличилось до 800.
-- Сколько пришлось потратить на ремонт?
-- Комплексный капитальный ремонт школы обошелся примерно в 11,5 миллионов гривен. На два миллиона закупили оборудование для компьютерных классов, пищеблока, спортзала, спальных и игровых комнат, мебель.
Памятного знака о трагедии в школе не будет
К новому учебному году «прихорашиваются» все школы Украины. Каждому коллективу хочется, чтобы именно их здание и ученики были самыми-самыми. Но когда начинается учеба, возникают проблемы. Коллективу же 304-й школы придется в течение этого года доказывать, что у них и вопросы легче решаются, и дети сознательнее и послушнее, и полы с потолками крепче, чем во всех остальных школах. Пока свежа память о трагедии, даже незначительное ЧП вроде разбитого на лестнице носа может больно ударить по натянутым нервам учителей и родителей.
Обо всем этом думалось, пока мы ждали прихода директора школы с совещания со строителями.
-- К восстановительным работам в школе приступили 1 марта, -- естественно, со строительной тематики началась наша беседа с директором школы N 304 Анной Шуть. -- Каждый день я хожу на совещания. За эти полгода освоила специфическую терминологию. Оказывается, «раскрыть кабинет» значит покрасить его.
-- Где вы работали до назначения на должность?
-- Была замдиректора по учебно-воспитательной работе в школе N 254. Сразу после взрыва мне в числе других предложили стать директором 304-й, а уже 23 февраля вышел приказ о моем назначении. Честно говоря, тогда я даже не представляла, что меня ждет. Многие родители не верили, что школа начнет работать 1 сентября. Они не представляли, как за столь короткий срок удастся восстановить сильно разрушенное здание.
-- Вы уже продумали свою торжественную речь?
-- Я обязательно попрошу детей беречь здание, которое далось всем дорогой ценой. Они должны это понимать. Ведь все видели, что было со школой полгода назад.
-- Несмотря на недавнюю трагедию, родители рады, что школа вновь начинает работать
-- Люди, живущие поблизости, видели, как здание ремонтировалось, как тщательно все делалось. Здесь все работали без выходных. Не остались незамеченными старания всего учительского коллектива, постоянно участвовавшего в восстановлении. Педагоги делают все, чтобы наши ученики чувствовали себя уютно и радостно.
-- Не трудно ли работать в школе, где погибли люди?
-- Об этом должны помнить взрослые, чтобы никогда не допустить подобного. Детям же, у которых ранимая психика, мы об этом не напоминаем. Они должны спокойно учиться. Поэтому у нас не было разговоров об установлении каких-либо памятных знаков.
В школе никто не знает истинной причины взрыва, как и того, чем сейчас занимается бывший директор. Чтобы выяснить это, мы обратились к заместителю начальника отдела следственного управления ГУ МВД Украины в г. Киеве Василию Гайдаю:
-- По факту взрыва в школе N 304 открыто уголовное дело. Но к ответственности никто не привлечен, потому что причины и виновники происшедшего пока не установлены. На днях должна быть проведена сложная экспертиза. В школе были обнаружены нарушения пожарной безопасности, да и нельзя устраивать мастерские в помещении, где учатся дети. По нашей предварительной версии, в подвал, который арендовала коммерческая организация, один из рабочих принес взрывчатое вещество. И погиб при взрыве.
Когда мы уходили из школы, как раз привезли землю для цветочной клумбы, которая расположена под окнами восстановленной столовой. Там будут радовать глаз яркие цветы. Но еще долго не избавиться мне от мысли, что ни один ремонт не стоит человеческой жизни. Даже капитальный.
1412Читайте нас у Facebook