В бюджете на 2001 год финансирование большинства льгот не запланировано?
Принятие Государственного бюджета на 2001 год является одним из приоритетных заданий нынешней сессии Верховной Рады. Однако, не успев поступить на рассмотрение украинского парламента, проект главного финансового документа страны уже вызвал негативную реакцию. Дело в том, что он не предусматривает финансирование большинства льгот, которыми сейчас пользуются самые незащищенные слои населения.
«Предусматривается отмена льгот ветеранам войны и труда, чернобыльцам, инвалидам и детям»
Первыми забили тревогу представители Всеукраинского объединения «Социальная справедливость», которые в своем обращении к средствам массовой информации заявили о том, что власти пытаются решить экономические проблемы страны за счет тех, кто больше других нуждается в заботе государства: ветеранов, инвалидов, чернобыльцев. В частности, в беседе с корреспондентом «ФАКТОВ» президент всеукраинской общественной организации «Союз Чернобыль Украины» Юрий Андреев отметил:
-- Предложения об отмене льгот внесены в проект бюджета Министерством финансов Украины. Предусматривается ограничить права ветеранов войны, труда, афганцев, чернобыльцев, инвалидов, детей, то есть миллионов граждан страны. К примеру, для людей, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, отменяются бесплатные лечение, предоставление лекарств, санаторно-курортное оздоровление. Только инвалиды-чернобыльцы смогут раз в два года пройти санаторно-курортное лечение.
Сейчас в нашей стране существует около 50 разных видов социальной помощи и льгот. Конечно, упорядочить систему льгот необходимо (об этом даже говорится в поручении Президента Украины правительству). Но упорядочить -- это не значит ликвидировать! Кроме того, необходимо параллельное введение компенсирующих механизмов
С Юрием Андреевым соглашается и председатель организации ветеранов Украины генерал армии Иван Герасимов:
-- Мы категорически против отмены льгот. Ведь от этого пострадают ветераны войны, которых в Украине проживает более 5,5 миллиона. Лишить их льгот -- значит, поднять бурю. Пенсия ветеранов немногим превышает 70 гривен. Как им жить на эти деньги?
«Ресурсы для наполнения бюджета есть, Министерство финансов их не использует»
Насколько реально принятие бюджета, в котором отсутствует столь важный социальный рычаг, как льготы? Об этом «ФАКТЫ» спросили у народного депутата, члена Комитета Верховной Рады по вопросам бюджета, члена парламентской группы «Трудовая Украина» Валерия Коновалюка:
-- Конечно же, для нашего комитета принципиально важны вопросы о льготах. Мы считаем, что их сокращение, предложенное Министерством финансов, -- необоснованно. Государство не создает никаких реальных компенсационных механизмов, которые обеспечили бы поддержку малообеспеченных людей.
И в целом процесс подготовки проекта госбюджета на следующий год идет с определенными нарушениями принятого Верховной Радой постановления об основных направлениях бюджетной политики.
Я считаю, что Министерство финансов в формировании бюджета страны выполняло пассивную роль, и его позиция на сегодняшний день наиболее удобна, с точки зрения сокращения расходов. Не принимается никаких мер по наполнению доходной части бюджета Фактически в структуре проекта главного финансового документа страны на будущий год отсутствует больше половины мер, включенных в бюджетную резолюцию, что сегодня не позволяет ни Бюджетному комитету, ни народным депутатам согласиться с первоначальной редакцией этого документа.
-- Кто может быть лишен льгот в 2001 году?
-- Предполагается, что льготами будут пользоваться только инвалиды I группы. А как выживать остальным категориям, не известно. Ведь доходы населения постепенно снижаются (в частности, из-за того, что правительство не полностью выполняет ряд принятых Верховной Радой законов об индексации зарплаты и других выплат). К примеру, по сравнению с 1997 годом уровень средней заработной платы и пенсии на сегодняшний день уменьшился почти в два раза.
Поэтому мы, народные депутаты, не можем согласиться с сокращением льгот. Самое главное, что ресурсы для наполнения статей бюджета есть. Но они не используются Минфином.
-- Назовите, пожалуйста, возможные источники наполнения бюджета
-- Это могли бы быть доходы, полученные от использования телекоммуникационных частот, от арендной платы за транзит и добычу нефти и газа. Кроме того, у нас не применяются стимулирующие факторы, которые позволили бы легализовать теневой сектор экономики, отсутствует более эффективное управление государственными финансами
Мы готовим пакет предложений, касающихся бюджетной политики при формировании бюджета на будущий год. В этом документе будут учтены и интересы малообеспеченных граждан. Уровень социальной защиты может быть значительно повышен за счет более эффективного использования государственных финансов и дополнительных источников наполнения госбюджета.
«Государство будет принимать решение о предоставлении дополнительной помощи семье в зависимости от ее дохода»
Неужели правительство действительно не предусматривает никаких компенсационных механизмов, которые могли бы смягчить последствия отмены льгот? Как пояснил министр труда и социальной политики Украины Иван Сахань, уже принят закон об адресной помощи малообеспеченным семьям, который финансово поддержит самые незащищенные слои населения.
-- Дело в том, что сейчас мы предоставляем льготы не в зависимости от материального благосостояния человека и его семьи, а в зависимости от принадлежности человека к определенной категории. То есть -- всем пенсионерам, всем ветеранам войны и так далее, без учета их материального положения. В то же время не все они одинаково нуждаются в льготах.
Например, сегодня население платит только 80% стоимости жилищно-коммунальных услуг. Остальные 20% вносит государство. И если у человека большая жилплощадь, то бюджет доплачивает за него более крупную сумму, чем за того, кто живет в маленькой квартире. Справедливо ли это?
К тому же, чтобы обеспечить финансирование задекларированных льгот, требуется более 30 млрд. грн. Естественно, страна не располагает такой суммой. Организации, на оплаты услуг которых предоставляются льготы (транспортные, жилищно-коммунальные и так далее) автоматически недополучают деньги. Недостаточное финансирование постепенно приводит к разрушению этих отраслей.
Однако то, что государство обязано поддерживать малообеспеченных людей, -- это логично и правильно. Чтобы найти разумный компромисс, правительство ввело адресную поддержку семей. Государство будет принимать решение о предоставлении дополнительной помощи семье в зависимости от ее дохода. Таким образом, социальная политика Украины в первую очередь будет направлена на обеспечение наименее защищенных семей. В частности, у нас уже несколько лет успешно действует программа жилищных субсидий. Если стоимость жилищно-коммунальных услуг превышает 15--20% совокупного дохода семьи, то такая семья получает право на государственную дотацию.
Кроме того, уже принят Закон «Об адресной социальной помощи», который направлен на финансовую поддержку именно малообеспеченных семей. Он предусматривает, что если совокупный доход семьи оказывается ниже определенного уровня (в законе указано, что граница будет исчисляться в процентном соотношении к прожиточному минимуму. -- Авт. ), то она имеет право на получение адресной социальной помощи.
P. S. Конечно же, найти компромисс в таком щекотливом вопросе, как предоставление льгот, очень сложно. Тем не менее мы надеемся, что всем ветвям власти удастся все-таки прийти к общему знаменателю в решении этого вопроса. Тем более что опыт принятия спорных документов и у правительства, и у парламентариев уже есть. И опыт, нужно сказать, немалый
285Читайте нас у Facebook