БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ  >>
Происшествия

Легендарный музыкант джимми хендрикс мог играть на гитаре даже зубами

0:00 22 сентября 2000 4247

Нынешний сентябрь отличается обилием печальных круглых дат в истории развития современной мировой культуры. 30 лет назад, в 1970 году, один за одним уходили из жизни великие музыканты, актеры, писатели. Они жили в разных странах, верили в разных богов и говорили на разных языках. Но искусство интернационально, оно не признает границ и каких-либо иных ограничений, придуманных человечеством.

18 сентября 1970 года в Лондоне скончался молодой рок-гитарист Джими Хендрикс. Ему было всего 27 лет. Этот талантливый музыкант -- настоящий оригинал в истории современной музыки. Хендрикс перевернул представления современников о возможностях электрогитары. В его руках этот инструмент превращался в чудо.

На поп-фестивале в Монтерее Джими Хендрикс сжег свою гитару прямо на сцене

Джеймс Маршал Хендрикс родился в Сиэтле (США). От большинства американских подростков он отличался только неуемной любовью к музыке. На последние деньги парень скупал пластинки с записями известных исполнителей блюза Мадди Уотерса и Би Би Кинга. Не забывал и о рокерах, среди которых выделял Чака Берри и Эдди Кохрэна. Слушая своих кумиров, Джими сам учился играть на гитаре. Он выступал в составе нескольких школьных ансамблей.

В 1959 году его призвали в армию США. Хендрикс стал десантником. Но после нескольких травм, полученных в результате неудачных прыжков с парашютом, его демобилизовали. Это было в 1961 году. Рок-н-ролл был в расцвете. Молодой гитарист взял себе псевдоним Джимми Джеймс и отправился покорять Нью-Йорк. Под вымышленным именем Хендрикс с успехом играл в группах, сопровождавших выступления Сэма Кука, кумира Би Би Кинга, Литла Ричарда, Джеки Уилсона, Айка и Тины Тернер. Его гитару можно было услышать и на студийных записях этих музыкантов.

В 1965 году Хендрикс создает собственную группу «Джимми Джеймс и Голубое пламя». Вот тогда его и увидел Чез Чандлер, менеджер легендарной английской рок-группы «Энималз» (ее концерт прошел с большим успехом в Киеве в этом году). Осенью 1966-го музыкант переезжает в Лондон. Он отказывается от псевдонима и с басистом Ноэлем Реддингом и ударником Митчем Митчеллом создает группу «Джими Хендрикс Экспириенс». Свой первый сингл «Эй, Джо» они выпустили в начале 1967 года. Он сразу занял шестое место в британских хит-парадах. Огромный успех ожидал песню и в Америке. Но возвращаться домой Хендрикс не спешил. Лишь в июне 1967-го Пол Маккартни чуть ли не силой заставил Джими выступить на поп-фестивале в Монтерее. Игра Хендрикса произвела фурор. А после того как он сжег свой инструмент прямо на сцене, публика пришла в состояние, близкое к экстазу. Так родилась новая суперзвезда.

27-летний Джимми задохнулся во сне

Хендрикс -- левша от природы -- специально играл на обычных электрогитарах. Он переворачивал стандартный «Фендер Старокастер» (известная торговая марка гитар) вверх ногами и выдавал свои незабываемые соло. Мог во время концерта закинуть гитару за спину и продолжать играть на ней. А еще любил воспроизвести несколько аккордов… зубами по струнам! Он экспериментировал не только со способами извлечения звуков из своего любимого инструмента, но и с самими звуками. То, что в исполнении других рок-музыкантов воспринималось как какофония, благодаря таланту Хендрикса превращалось в революционную музыку!

И вдруг в начале 1968 года во время своего второго турне по Америке Джими изменился. Он перестал увлекаться внешними эффектами, а просто играл. Затем создал собственную студию грамзаписи в Нью-Йорке и назвал ее «Электрик леди». Он охотно делился своими идеями с другими музыкантами. С ним записывались Боб Дилан и Майлз Дэвис. Такое поведение не устраивало Чеза Чандлера, и они разругались. На фестиваль в Вудстоке Хендрикс приехал уже с новой группой «Электрик Скай Черч».

Свой последний концерт Джими дал на острове Уайт в августе 1970 года. Через месяц его не стало. В отчете коронера значилось, что Джеймс Маршал Хендрикс задохнулся во сне от приступа рвоты, вызванного острым отравлением барбитуратом. Появились версии, что гитарист покончил с собой. Полностью их никто не исключает до сих пор. Но скорее всего это был несчастный случай.

Джими был типичным представителем своего времени. Движение и идеи хиппи царили на Западе. В моде была психоделическая музыка. И электрогитара Хендрикса пришлась как нельзя кстати. Но в отличие от многих других музыкантов 60-х песни Джими живы и по сей день. Их исполняют Эрик Клэптон, Джефф Бек, группы «Претендерс» и «Кьюэ», даже классический скрипач Найджел Кеннеди. За неделю до 30-й годовщины со дня смерти Хендрикса его родственники выпустили уникальный альбом, состоящий из четырех компакт-дисков, где есть ранее не издававшиеся записи. Составить его помогли те, кто раньше работал с гитаристом.

А 19 сентября в Лондоне на аукционе Сотбис был выставлен на продажу знаменитый зеленый шелковый приталенный пиджак прославленного музыканта. Лот был продан за 50 тысяч долларов. Его купила сеть ресторанов «Хард-рок кафе». Он расшит драконами, пагодами, деревьями и цветами. В этом произведении дизайнерского искусства Хендрикс исполнял одну из самых романтических своих песен «Маленькое крыло». Кроме шелкового пиджака, в числе лотов будет фотография Хендрикса и письмо, в котором он сообщает своей подруге Джудит Вернон (жене менеджера известной рок-группы «Флитвуд Мак»), что решил ей подарить «ту оригинальную зеленую вещицу… »

Легендарному гитаристу продолжают подражать не только в музыке, но и в манере одеваться, держаться на сцене и нынешние звезды. Достаточно вспомнить Майкла Джексона или Принца.

Одна из гитар Хендрикса оценивается сейчас в полтора миллиона долларов

Все, что хоть как-то связано с именем Хендрикса, неизбежно растет в цене. 10 лет назад Сотбис продал гитару, с которой Джими выступал в Вудстоке. В 1990-м ее купили почти за 300 тысяч долларов. Инструмент успел за это время сменить несколько хозяев, подорожав при этом в пять раз!

Хендрикс был легендой при жизни, остается ею и после смерти. Его друзья и близкие не могли поверить, что он ушел от них столь банальным способом. Несколько раз они пытались добиться пересмотра результатов следствия, проведенного полицией. В 1994 году Скотленд-Ярд официально заявил, что в деле нет данных, сообщающих о возможности насильственной смерти гитариста. И более к этому вопросу британские власти возвращаться не намерены. В том же году неожиданно появился некий швед по имени Джеймс Хенрик Даниэль Сундквист. Он утверждал, что является… внебрачным сыном Хендрикса и Евы Сундквист, которые зачали его в Стокгольме в 1969 году. «Сын» на полном серьезе намеревался отсудить себе имение Джими стоимостью 30 миллионов долларов. Но из этой затеи у мнимого наследника ничего не вышло.

И еще одна интересная деталь. Англия безоговорочно признала тот вклад, который Хендрикс внес в развитие современной музыки. На лондонском доме по Брук-стрит -- последней резиденции темнокожего гитариста -- установлена мемориальная доска. Всего подобных досок в британской столице 760. Местные жители уверены, что это -- честь не столько для умершей знаменитости, сколько для города. И напрасно три года назад Общество Генделя пыталось добиться снятия доски. Дело в том, что известный сочинитель классической музыки Джордж Фредерик Гендель жил в доме, расположенном по соседству с домом Хендрикса. И почитатели его бесспорного таланта ставили под сомнение правомочность существования двух мемориальных досок в непосредственной близости друг от друга. Лондонцы оказались мудрее и сохранили память о двух разных, но по-настоящему великих музыкантах. Так и висит над магазином, торгующим женским бельем, небольшая табличка с надписью: «Джими Хендрикс, 1942-1970, Гитарист и Композитор, жил здесь с 1968 по 1969 год». Заметьте, именно с большой буквы!

Читайте нас в Telegram-канале, Facebook и Twitter

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Читайте также
Новости партнеров