64-летние супруги дмитрий и нина бирюковичи отправляются на небольшом паруснике «батькiвщина» в плавание через атлантический океан
Если, как планировалось, таможенный досмотр шхуны «Батьк›вщина» успели завершить к вчерашнему вечеру, то сегодня она вышла из Херсона и взяла курс на Стамбул. Оттуда по Средиземному морю парусник направится к Гибралтару. А затем восемнадцати членам экипажа, двое из которых женщины, предстоит трехнедельный марафон через Атлантический океан. К порту Сан-Хуан в Панаме -- месту старта грандиозного парада парусников (в нем примут участие 400 судов из 40 стран) -- «Батьк›вщина» должна прибыть до 29 мая. Международная флотилия отправится на север и за два месяца с остановками в крупных городах пройдет вдоль восточного побережья Соединенных Штатов и Канады. Этот парад получил название «Парус--2000». Он организован при поддержке правительства США и задуман как грандиозное шоу, посвященное приходу нового тысячелетия. «Батьк›вщина» -- его единственный участник из стран СНГ.
«На паруснике я продолжаю «работать» женой»
Капитан и владелец «Батьк›вщини» 64-летний киевлянин Дмитрий Бирюкович во все дальние плавания берет свою жену Нину Павловну. Предстоящий переход через океан будет самым длительным его путешествием, но и на этот раз он решил не оставлять супругу дома.
-- Если откровенно, мне не очень-то хочется плыть -- возраст все-таки, мы ведь с мужем ровесники, -- призналась Нина Павловна. -- Хожу с Дмитрием на шхуне уже десять лет. За это время в шести морях побывали, но дальше Испании не были. Поэтому больше семидневки без заходов в порт по морю не ходили. А тут три недели! Штормов наверняка не избежать. Я ведь, как попадаю в болтанку, громко клянусь дальше ближайшего порта не плыть. Правда, никогда своих угроз не выполняла. Но думаю, предложи муж мне остаться дома, отказалась бы. Мы ведь за сорок лет супружеской жизни никогда надолго не расставались. А дети наши уже взрослые и могут обходиться без меня.
Сугубо морских обязанностей у Нины Павловны на шхуне нет. «Я спрашивала у Дмитрия, какая у меня должность -- он отшучивается: «Адмирал», -- продолжает Нина Павловна. -- Но по сути, я и на паруснике «работаю» женой. У него ведь в подчинении почти двадцать человек. Собой заняться зачастую не хватает ни времени, ни сил. Так что я за ним ухаживаю. Поверьте, работы у меня невпроворот. Парусник ведь как дом -- только поспевай трудиться. Впрочем, обязанности кока я не выполняю -- это одна из самых тяжелых работ, и ею занимается мужчина. Коку приходится помогать всем, кто свободен от вахты. Внучку моему Вадиму -- ему 14 лет, девятый класс закончил, он идет с нами -- тоже доведется не один пуд картошки перечистить. Вадим уже однажды ходил на «Батьк›вщин›» по Средиземному морю. Однако желания плыть через океан у него поначалу не было, но дед настоял. А со временем внук загорелся этой идеей. Паренек он у нас не очень-то шустрый, скорее домашний. А тут представится возможность закалить характер».
Кроме Нины Павловны, на паруснике идет еще одна женщина -- студентка Катя Добриченко. Ей 21 год. Право участвовать в путешествии она заработала -- готовила парусник к походу. В Америку должна была идти еще одна принадлежащая Бирюковичу шхуна -- «Почайна». Но из-за нехватки денег решили ограничиться одним парусником. Конкурс на право плыть на нем выиграли те члены двух экипажей, кто регулярно в течении осени и зимы приходил работать. Среди них и Катя, а чтобы мужчинам трудовой вклад девушки не показался малым, вместе с Катей работал ее отец. Некоторые особо упорные энтузиасты неделями жили в неотапливаемой шхуне -- чтобы не тратить времени на дорогу. Парусник был их основным местом работы. Не отставал от молодых и Дмитрий Бирюкович. Нам он заявил, что на здоровье почти не жалуется. А занятие морскими экспедициями не дает ему превратиться в заурядного пенсионера.
Шхуну Бирюкович построил своими руками
Подготовку плавания никто не спонсировал. Часть необходимых средств принес парусник -- Бирюковичу приходилось катать на нем клиентов. Прежде даже, бывало, «челноков» на стамбульские базары возил. Многое взял в долг. К счастью, покрыть некоторые расходы помогли устроители шоу «Парус--2000». Они, к тому же, подарили навигационное оборудование, средства связи. А в марте за их счет чета Бирюковичей летала в Вашингтон -- чтобы непосредственно пообщаться с организаторами парусного праздника. Впрочем, помогли и власти Киева -- выделили четыре тонны солярки (кроме паруса, шхуна оснащена двигателем).
По специальности Дмитрий Бирюкович -- инженер-строитель, кандидат наук. Кстати, познакомился с Ниной Павловной при поступлении в Киевский инженерно-строительный институт в далеком 1954 году. Парусниками увлекается уже не первый десяток лет, а «Батьк›вщину» построил за два года из купленного на свалке металлолома -- насквозь проржавевшего суденышка. Восстановил его с помощью особого материала -- армоцемента. Им покрыты борта «Батьк›вщини». За десять лет плаваний обшивка не подводила. Еще в 1996-м Бирюкович загорелся идеей кругосветки, разбитой на несколько лет, под лозунгом «Хай св›т п›зна Укра ну». Но начать ее выполнение удалось только в минувшем году -- добрались до испанского города Ферроль. Там также проходил парад парусников со всего мира. Экспедиция намеревалась затем обогнуть Европу и прийти по Балтийскому морю в Россию. Но из-за трудностей плавания -- «Почайна» вообще до Испании не дошла, и ей пришлось вернуться досрочно -- план выполнили лишь частично. Но Бирюкович полон оптимизма, и если не вокруг света, то по крайней мере еще в одну экспедицию в Америку, на Великие озера, он собирается в следующем году.
430Читайте нас у Facebook