Студента нужно учить думать, а не зубрить
Прежде молодежь уезжала учиться в столицу или областные центры, а получив дипломы, крайне неохотно возвращалась «на периферию». Но теперь юношам и девушкам с востока Украины не нужно отправляться за наукой за тридевять земель. Восточноукраинский государственный университет (ВУГУ), расположенный в Луганске, оброс десятком институтов, колледжей, филиалов и учебно-консультационных пунктов в области и за ее пределами: в Краснодоне и Рубежном, Феодосии и Северодонецке, Скадовске, других городах востока и юга страны. Применив современную мировую модель (университет как система учебных заведений разного уровня), ВУГУ быстро стал одним из лучших классических университетов страны. 80-летний опыт развития вуза и богатые традиции отечественной высшей школы хорошо сочетаются здесь с лучшими достижениями зарубежной. Как это сказывается на уровне подготовки специалистов, рассказывает ректор Восточноукраинского госуниверситета Александр Голубенко.
-- Мы применили опыт многих ведущих университетов мира: объединение вузов, подготовка студентов на междисциплинарном уровне, внедрение в технических вузах гуманитарных дисциплин, в гуманитарных -- технических и естественнонаучных. Этого требует современный рынок: настоящий специалист должен уметь использовать достижения в различных сферах знаний, -- говорит Александр Голубенко. -- Результат показывает, что создание классического университета на базе сильного технического вуза (в прежние времена ВУГУ был Луганским машиностроительным институтом) -- путь перспективный и плодотворный.
Восточноукраинский госуниверситет сложился из нескольких существовавших в Луганске и области вузов. Ныне в нашем коллективе работают 60 профессоров и докторов наук, около 500 кандидатов наук, 43 академика и членкора отраслевых академий наук. Это огромный интеллект. Ежегодно в вузе прибавляется еще 5--6 докторов наук, два-три десятка кандидатов. За последние пять лет количество студентов увеличилось почти в четыре раза, ныне их более 17 тысяч. Растет число не только контрактных студентов, но и бюджетников, за обучение которых платит государство. При весьма высоком уровне преподавания стоимость обучения по контракту даже на самых престижных факультетах -- международной экономики, юридическом, экономическом, журналистики и социологии -- колеблется в пределах 600--4500 гривен в год.
За последние годы количество специальностей выросло с 18 до 86. Появились новые факультеты: юридический, гуманитарный, математический, журналистики и социологии Основываясь на опыте американских коллег, планируем дальнейшее объединение университетов в комплексы с предприятиями, научными и экспериментальными центрами. Подобный подход дает возможность выпускникам техникумов и колледжей продолжить учебу сразу на втором или даже третьем университетском курсах. Кстати, в США подобных объединений насчитывается свыше ста. Такой путь поддерживает министр образования и науки Украины В. Кремень, который отметил в одном из своих выступлений: «Мы должны идти по пути создания учебных комплексов. Это позволит оптимизировать учебные планы, ликвидировать дублирование и сэкономить значительные средства».
Современная высшая школа культивирует способность мыслить, а не зубрить. По примеру передовых зарубежных университетов мы сократили количество лекций в больших аудиториях, акцентируя внимание на индивидуальных занятиях. Чередуем 4--5 недель аудиторных занятий с одной неделей самостоятельной работы. Этот опыт за три года принес определенные успехи. Но у нас совершенно не приживается обучение по принципу свободного выбора студентами учебных дисциплин. Кстати, в последнее время во многих зарубежных вузах к такому выбору стали относиться настороженно. Так, профессор американского университета имени Джорджа Мейсона российский генетик В. Сойфер утверждает, что «за свободный выбор дисциплин приходится платить необразованностью».
Делать вид, что можно жить и работать по-старому, неразумно. Бояться нового -- недальновидно. Перенимать опыт развитых стран, объединять его с достойными традициями нашей национальной высшей школы для решения актуальных образовательных задач (а если брать шире, народнохозяйственных и социальных) -- путь перспективный и плодотворный. Нам нужно, сохраняя лучшие достижения отечественной мысли, учиться за рубежом здоровому прагматизму. Именно этим путем мы идем.
-- Классические университеты с могучим научно-техническим и педагогическим потенциалом могут уже в ближайшее время возродить на качественно новой основе экономический и духовный потенциал страны, -- заключает ректор Восточноукраинского госуниверситета Александр Голубенко. -- Они сформируют элиту Украины и помогут обеспечить достойное место нашей державе среди ведущих стран мира.
-- Луганская область обладает высокоразвитыми технологиями и хорошим профессиональным кадровым потенциалом, а в последние годы регион стал еще и университетским, -- считает глава Луганской областной госадминистрации Александр Ефремов. -- Это в основном и привлекает сюда иностранных инвесторов, предпринимателей, ибо им уже не нужно вкладывать большие средства в серьезное переобучение местного персонала. На сегодняшний день в области 65 тысяч студентов, у каждого вуза своя история, накопленный опыт и огромный интеллект. Несомненно, это относится и к одному из ведущих вузов Донбасса -- Восточноукраинскому государственному университету. Я считаю, у нас сохранено прекрасное классическое образование. С той базой знаний, которую мне в свое время заложили в Луганском машиностроительном институте, я с успехом работал на предприятиях нашей страны и за рубежом. Кстати, сейчас мой сын оканчивает этот вуз, и я уверен: он получает качественное базовое образование.
«Facty i kommentarii «. 22 апреля 2000. Жизнь
457
Читайте нас у Facebook