ПОИСК
Світ

От верной смерти экипаж украинского теплохода, пораженного российской крылатой ракетой в черном море, спас… Обед

0:00 26 квітня 2000
Інф. «ФАКТІВ»
13 кораблей ЧФ «не заметили» зашедший в район стрельб теплоход

«Ракетная лихорадка» охватившая Украину, Россию и Казахстан, докатилась до крымских берегов.

24 апреля в 13. 25 крылатая ракета «Прогресс», запущенная с мыса Херсонес расчетом 854-го берегового ракетного полка Черноморского флота России, угодила в украинский теплоход класса «река -- море» «Павел Верещагин» (порт приписки Ильичевск), который выполнял чартерный рейс из Стамбула в Скадовск (Херсонская область). Судно находилось в северо-западной части Черного моря в 30 милях от озера Донузлав, где расположена военно-морская база ВМС Украины.

Пока неизвестно, каким образом «Верещагин» оказался в запретной зоне, объявленной ЧФ закрытой для мореплавания на время учений: район учений охраняли 13 кораблей и судов флота, и почему они «не увидели» теплоход, непонятно.

Экипажу «Верещагина» повезло, что россияне стреляли холостыми зарядами. Болванка прошила насквозь надстройку теплохода и погрузилась в пучину моря. При этом был ранен один из членов экипажа -- 37-летний электромеханик Вадим Пономаренко. Вначале капитан «Верещагина» хотел сам доставить раненого в поселок Мирный, расположенный на берегу Черного моря у входа в Донузлав, но в 16. 45 к теплоходу подошел ракетный катер ЧФ, который и доставил Пономаренко в поселок Новоозерное в госпиталь ВМС Украины.

РЕКЛАМА

Как сообщили «ФАКТАМ» в госпитале Южного морского района ВМС Украины, раненому (Пономаренко получил множественные осколочные ранения туловища, верхних и нижних конечностей, осколочный перелом фаланг двух пальцев на руке, две ушибленные рваные раны правой голени) была оказана первичная хирургическая помощь. Угрозы для жизни нет. Поздно вечером в понедельник он был доставлен в военно-морской госпиталь ЧФ им. Пирогова в Севастополе.

Справедливо ли россияне возложили вину на украинского капитана?

РЕКЛАМА

Вчера пресс-служба ЧФ распространила заявление, в котором отмечается, что руководство Черноморского флота России не намерено рассматривать претензии в связи с инцидентом, произошедшим с украинским теплоходом «Павел Верещагин» в понедельник. Более того, первый заместитель начальника штаба флота, начальник сил закрытия района выполнения ракетных стрельб кораблями и береговыми войсками ЧФ РФ на период проведения учений флота вице-адмирал Александр Цубин выразил решительный протест относительно возможных претензий в связи с инцидентом.

Как заявил вице-адмирал, он выполнил все мероприятия по обеспечению безопасности мореплавания в данной части Черного моря. Еще 14 апреля заявка на передачу предупреждения мореплавателям была подана гидрогеографической службой ЧФ в Центр навигационной информации Украины в Одессе. В соответствии с международными нормами предупреждение, начиная с 17 апреля, ежедневно шесть раз в сутки передавалось через радиостанции портов Одессы и Мариуполя, а с 20 апреля подключился и Новороссийск. Сообщение содержало все предусмотренные данные об опасном для плавания запретном районе, включая его географические координаты и время проведения стрельб.

РЕКЛАМА

Действующие правила предусматривают, что ответственность за систематический прием и доведение до находящихся в море кораблей и судов подобного рода информации несут руководители судовладельческих организаций.

Командование ЧФ считает, что инцидент является прямым следствием плохой морской практики, халатного отношения судовладельца и капитана судна к соблюдению правил безопасности плавания. В то же время, командование сожалеет о случившемся несмотря на очевидный характер причин происшествия, говорится в сообщении пресс-службы ЧФ.

Судовладельцем «Павла Верещагина», построенного в 1978 г. в ГДР, является СП «Юпитер» (Одесса), однако СП отдало теплоход в операторское управление компании «Посейдон» (Херсон), информировал «ФАКТЫ» заместитель начальника Главного морского государственного координационного центра при Главной госинспекциии Украины безопасности мореплавания Вадим Болитрачук. Об этом руководство «Юпитера» не поставило в известность координационный центр, хотя, по существующим положениям, обязано было сразу же информировать. Сам теплоход небольшой (длина 49 метров, грузоподъемность -- 800 тонн) переделан под сухогруз.

Около полуночи 25 апреля судно своим ходом прибыло в порт Скадовска. Кроме представителей командования ЧФ, во вторник утром туда отправились исполняющий обязанности транспортного прокурора Херсонской области Виктор Бровко, комиссия Госфлотинспекции Украины.

Как рассказал «ФАКТАМ» начальник штаба гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Херсонской области Александр Молчанов, капитан пострадавшего судна Владимир Борисович Коржов, по его словам, не знал, что в районе прохождения корабля проводятся стрельбы. 17 апреля командование ЧФ оповестило об учениях и районе их проведения, объявив: стрельбы пройдут с 3. 00 24 апреля до 16. 00 25 апреля. Почему это сообщение не получили на украинском судне, сейчас выясняется.

В момент попадания ракеты вся команда была на камбузе -- люди обедали, что и спасло их. В рубке остался только Пономаренко. Ракета навылет прошла сквозь рубку, пробив при входе отверстие диаметром 2 метра, а при выходе -- 4 метра. На борту было 17 членов экипажа, пять пассажиров и 92 тонны груза.

Начальник Скадовского морпорта Василий Марченко сообщил «ФАКТАМ», что корабль загрузили оптовики, работающие на стамбульской линии. На борту находились стройматериалы, фурнитура, плитка и другие отделочные материалы, фаянс. Груз сопровождали владельцы -- представители четырех кампаний.

Василий Марченко утверждает, что капитан (одессит) -- очень опытный профессионал. Команда в основном состоит из херсонцев, пострадавший матрос тоже житель Херсона.

Украинские власти воздерживаются от комментариев по поводу произошедшего до выяснения всех обстоятельств инцидента.

Материал подготовлен корреспондентами «ФАКТОВ» Владимиром КОЛЫЧЕВЫМ (Симферополь), Людмилой ТРИБУШНОЙ (Херсон), Александром ЛЕВИТОМ (Одесса)

3592

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів