Режиссер андрей жолдак: «я ведь падишах по натуре. Какая работа? Садом пусть занимаются садовники»
Знаменитый молодой режиссер в Санкт-Петербурге показывал недавно свой новый спектакль «Тарас Бульба». И неизвестно, состоялась бы эта театральная работа, если бы прошлой зимой на даче Андрей по детской привычке не залез на дуб Воссев на одной из веток могучего дерева и окинув взглядом окрестности, он вдруг четко представил себе картину будущего спектакля: чудный Днепр, нависшие грозовые тучи Поэтому понятно возникшее у режиссера желание посадить на даче сразу дубовую рощу. Представляете, что будет, если на эти деревья заберутся несколько десятков творческих личностей и каждый увидит воплощение своих мечтаний?.. Вот тогда-то и случится настоящий прорыв в украинской культуре!
«Сколько гениальных проектов родилось в дачной обстановке!»
-- Андрей, ты часто бываешь на даче?
-- Поскольку дача не моя, а моих друзей, то отношусь я к ней, как к любовнице: приезжаю когда хочу или когда могу. Ключи от дома у меня всегда в кармане. Я этим очень дорожу, ведь таким образом друзья выражают любовь ко мне и моему искусству. Свидание с дачей для меня всегда праздник: и когда я там один, и когда вместе с шумной компанией. Как-то зимой мы устроили с друзьями истинное художественное сумасшествие: зажгли на снегу примерно сто белых высоких свечей, в саду играли музыканты
-- А чем закончился столь дивный вечер?
-- Не буду говорить. Лучше всего, когда режиссер в спектакле не договаривает, закрывая занавес. Пусть зритель самостоятельно додумает
-- Ты сейчас напоминаешь молодого Феллини, которому в молодости друзья давали ключи от своей дачи
-- Несомненно, лучшее место для реализации своих идей -- дача. Да, Феллини на даче писал сценарии, а я задумываю свои новые спектакли. Мое время уже расписано по дням до февраля 2001 года!
Мне очень не нравится, что наши дачи превращены в некие фермерско-колхозные придатки государства. А ведь человек на природе должен отдыхать, любоваться цветами, открыть томик прекрасной поэзии Я, например, очень люблю, чтобы на столе стояло блюдечко, а в нем плавала живая лилия или просто лежало яблоко.
-- Получается, ты -- сторонник западноевропейского комфорта на дачах? О, как ты не похож в данном случае на Владимира Набокова, который сердился на своих хозяев за то, что они перед его приездом убрали в мансарде царственную паутину
-- Паутина? Да, это действительно интересно. Но я категорически не люблю хаос и грязь. Загородный дом у меня обязательно ассоциируется с садом. Это место встречи, как у Чехова в «Вишневом саде». К сожалению, наши новые украинцы превращают свои дачи в примитивно охраняемые пятачки земли. Нация сейчас настолько разобщена, что и старым интеллектуалам в голову не придет пригласить к себе на дачу молодых друзей. Если к старости я стану богатым, то у меня за городом будут гостить сразу по пятьдесят--семьдесят молодых интеллектуалов. Кстати, это привычное явление в культуре Франции последних пятидесяти лет. Сколько гениальных проектов родилось там в дачной обстановке!
«На даче я должен отдыхать, а вокруг меня пусть ходят важные павлины»
-- А тебе приходилось бывать на французских дачах?
-- Бывал, конечно. За границей так принято: друзья-театралы после спектакля везут к себе в загородный дом. Дачи у французов обнесены высокими заборами -- хоть раздевайся догола и танцуй себе. Бывал я на дачах и в Варшаве. Там чудесно: публика на лошадях катается, разные соревнования с актерами устраивает, скрипачи на улице играют В Москве тоже встречал что-то похожее. Там одна сотрудница французского посольства по имени Ани каждый месяц принимает у себя в Подмосковье людей искусства. К Ани приезжают не просто покушать, выпить вина, насмеяться вволю, но и обменяться интересными творческими идеями. А у нас в Киеве даже иностранцы как-то провинциально существуют. У них и в мыслях нет, чтобы объединиться.
-- А видел ли ты восточные дачи?
-- Да. Там сад, японские камни и обязательно подушечки для женщин. Тебе помогают омыть руки, подносят полотенце. Ты садишься в саду на ковре
--Наверное, никакая сила не заставила бы тебя на даче поработать физически
-- Я ведь падишах по натуре Какая работа? Мне нравится работать головой, а садовники пусть занимаются себе садом. На даче я должен отдыхать, а вокруг меня пусть ходят важные павлины.
-- Андрей, тебе несложно несколькими словами нарисовать эталон дачи, которую ты бы хотел иметь?
-- Все должно быть очень четко выставлено, как в кинокадре, как на живописном полотне, очень хорошо продумано: колодец, куст калины, тропинка в траве
«Все мои идеи сегодня -- из детства: до десяти лет я жил, как Маугли»
-- Рассказывают, у твоих предков Тобилевичей были прекрасные имения.
-- В одном из них -- в селе Плютах под Киевом -- я в детстве жил. По соседству с нами были дачи Андрея Малышко, Павла Загребельного, Александра Корнейчука. Мой дедушка увлекался тогда толстовскими идеями и считал, что в воспитании ребенка важней всего общение с природой. Насколько он был тогда прав! Ведь все мои идеи сегодня -- оттуда, из детства. Я закрываю глаза и вижу, как мальчик бежит по траве, как картошку копаю, как на дуб залезаю, как собака, гуси бегут за мной, пытаясь укусить Все эти воспоминания, соединившись с литературными текстами, иногда так озаряют
-- В детстве ты был предоставлен природе, а как же школа?
-- Да, до десяти лет я жил, как Маугли. Родители на полгода отправляли меня к дедушке на дачу. И я там творил Однажды поджег соседский сарай. А как доставалось от меня индюкам -- я натравливал на них собачку Школу догонять пришлось вместе с родителями
-- И что сейчас с той дачей?
-- К сожалению, она выкуплена, и на ее месте создан комплекс литературных музеев. Есть у нас еще одно знаменитое поместье -- на хуторе Надия под Кировоградом. Я жду принятия закона, согласно которому будут возвращены земли и постройки, которые советская власть в свое время отобрала у людей. Документы на владение этим поместьем я сохранил, очень многое может засвидетельствовать и мой дедушка -- внук Карпенко-Карого, который сейчас живет со мной.
347Читайте нас у Facebook