После повышения стоимости проезда в городском транспорте число безбилетников в столице сократилось вдвое!
Если безбилетного пассажира называют зайцем, то его извечного врага -- контролера -- можно именовать волком. И, по мнению многих киевлян, повадки у него тоже волчьи: сбившись в стаи, контролеры едва ли не загрызают бедных «зайчиков», выбивая из них штраф. В редакцию «ФАКТОВ» жалобы на неправомерные действия контролеров идут потоком
«Если на контролера поступило несколько жалоб на грубость -- он у нас уже не работает»
-- Действительно, жалобы на работу наших сотрудников приходится выслушивать достаточно часто, -- говорит начальник службы организации сбора и учета выручки КП «Киевэлектротранс» Сергей Литвинов. -- И если факт грубого отношения контролера к пассажиру подтверждается, виновных строго наказываем или вообще увольняем. Сегодня идет множество претензий по поводу отмены льгот -- люди годами привыкли ездить бесплатно. Но ведь решение об отмене ряда льгот принимали не мы!.. В прошлом году большое количество жалоб поступало с Петровки -- крупного транспортного узла, но мы навели там порядок: создали специализированную группу, постоянно дежурят старшие контролеры и участковые инспекторы милиции. За последнее время не было ни одной жалобы!
Я прошу всех киевлян: если вы считаете действия контролера неправомерными, предложите ему проехать с вами до ближайшего штаба рейда (и он не имеет права отказать вам в такой просьбе!), где можно будет разрешить конфликт. Если же посчитаете, что и там с вами обошлись несправедливо и отстаивают интересы только своего сотрудника, прямо оттуда обращайтесь к нам по телефону 268-30-11. На вызов приедет наш диспетчер.
Мы очень серьезно подходим к отбору претендентов на должность контролера: с ними работают психологи, они должны пройти месячное обучение и стажировку. В прошлом году штат контролеров был укомплектован полностью, а сегодня вакантны сто ставок -- и мы не спешим их заполнять случайными людьми. Если на контролера поступает несколько жалоб на грубость -- он уже у нас не работает.
-- Неоднократно приходилось слышать о «лжеконтролерах»
-- Да, были случаи, когда наши бывшие работники, уволившись, оставляли себе удостоверения и «подрабатывали» незаконным контролем. Совместно с городской милицией мы выявили около 30 таких «лжепроверяющих», предупредили их, а на двух особо злостных возбуждены уголовные дела.
«Наша цель -- не штрафовать пассажира, а приучить его покупать проездные билеты»
-- Как же узнать, законно ли проверяют наличие проездных документов?
-- Сейчас мы ввели для контролеров форму, уже пошито 250 комплектов. И даже если человек предъявит документ на право контроля, но одет не по форме, вы можете с ним вообще не разговаривать (это касается только трамвая и троллейбуса). Даже стажеры, которым форму не выдают, должны работать обязательно в паре с постоянным сотрудником, одетым по форме.
Еще: контролерам запрещено работать группой более трех человек! Взяв штраф, вам обязаны выдать квитанцию на 10 гривен. Если не дали -- значит, проверяющий работает исключительно на себя.
-- Но ведь не у каждого в кармане найдется десять гривен
-- Понятно, что если человек не может заплатить за проезд, денег нет и на штраф. К сожалению, у нас не разработан механизм уплаты штрафов через Сбербанк. Нет денег -- составляем протокол, и будь любезен в течение нескольких дней уплатить сумму, немного превышающую обычный штраф (такой порядок существует во всех европейских странах).
Я считаю, что нужно выработать четкий механизм исполнения статей 135 и 183 Административного кодекса Украины, предусматривающих ответственность за безбилетный проезд и сопротивление требованиям контролера. Так, при неуплате штрафа на месте вас могут доставить в райотдел милиции, где выдадут штрафную квитанцию на 17 гривен. Но закон этот, увы, не действует, и таким образом еще не был оштрафован ни один пассажир
-- Весной повысили тариф на проезд в городском транспорте, и были опасения, что количество «зайцев» резко возрастет
-- Как ни странно, число безбилетников сократилось вдвое! Если раньше мы штрафовали ежемесячно до 10 тысяч человек, то сейчас -- около пяти тысяч. Люди просто стали покупать проездные билеты -- ассортимент широчайший, и цены себя вполне оправдали.
Наша цель -- не оштрафовать безбилетного пассажира (сумма, вырученная от штрафов, достаточно скромная), а приучить покупать билеты. Стоит ли с виноватым видом отдавать кровную десятку, если можно купить проездной -- разовая поездка при этом обойдется в 30-40 копеек.
В недалеком будущем «Киевэлектротранс» введет новые проездные: будет учитываться не временной период, а количество поездок (как в московском метро). Для этого разработаны новые компостеры, их сейчас испытываем на 15-м троллейбусном маршруте.
351Читайте нас у Facebook