Бомж дядя паша не только питается и одевается на помойке, но даже построил себе домик из строительных отходов
К мусорному контейнеру подошли мужчина и женщина бомжеватого вида и, аккуратно расстелив на земле пакеты, принялись сортировать содержимое бака. В один кулек отправились бутылки, в другой -- старые тряпки и стоптанные ботинки. Объедки с особой бережностью бомжи сложили в потрепанную дамскую сумочку. Когда весь мусор оказался перебранным, женщина разделила пакеты между собой и своим спутником и уже собралась идти, но мужчина остановил ее. Смущаясь и краснея, он протянул своей даме букет, точнее, его остатки -- три засохших стебля в яркой упаковке из бумаги и лент Обнимаясь и целуясь, парочка отправилась к следующему мусорному баку. Упустить такую трогательную пару мы не смогли
«Во время вступительных экзаменов в мусорном баке возле института можно найти бутерброды с красной икрой»
Алексея и Марину бомжами (людьми без определенного места жительства) назвать нельзя. Поскольку место жительства у них как раз есть. Супруги живут в двухкомнатной квартире в одном из спальных районов столицы. Уже через час мы сидели на кухне очень необычной, но довольно чистой квартиры.
-- Чем это у вас стены оклеены?
-- Правда, красиво? Это мы с мужем на свалке около одного полиграфического комбината нашли, -- весело подмигивая жене, затараторил Леша. -- Смотрим, вывалили какие-то бумажные обрезки и рулоны. А бумага -- это же большая ценность! Ее можно сдать в макулатуру и получить по 12--20 копеек за килограмм. Мы с женой всегда собираем газеты, коробки да и просто бумажки.
А тут такая удача: бумагу просто машинами сбрасывают. Вот мы и набили полные сумки, а потом стали рассматривать. Рулоны эти оказались двухслойными: бумажный слой снимаешь, а клеенчатый приклеиваешь. Я сначала расстроился, что в макулатуру такие рулоны не примут. А Мраморине наклейки понравились.
-- Почему вы называете свою жену Мрамориной?
-- Я ее так назвал, когда мы только познакомились. Она тогда в техникум поступала, а я под училищем мусорные баки проверял. Во время вступительных экзаменов около техникумов и институтов чего только нет: попадаются бутерброды с красной икрой, пирожки с любой начинкой, можно даже целую жареную курицу найти. Ну и, естественно, много бутылок из-под воды и пива. Ждать детей родителям приходится долго, вот они и подкрепляются. А когда абитуриенты выходят, они так возбуждены, что есть ничего не хотят, и все эти деликатесы летят в мусорники.
Но я не об этом Рылся в баке и нашел небольшой браслетик из мраморных шариков. Сунул в карман, вдруг пригодится. А потом увидел Марину. Она мне так понравилась, что я захотел с ней познакомиться. Спрятал в кустах свои пакеты и подошел к ней. «Девушка, это не вы потеряли? -- сказал я ей и протянул мраморные шарики. Она ответила, что это чужая вещь, но я ее заговорил, что, мол, у браслета нет хозяина и пусть она его возьмет себе на воспитание, а вместе с ним и меня. Она рассмеялась и взяла. А когда я узнал, что ее зовут Марина, то сразу стал называть Мраморина, ей понравилось. Теперь она Мраморина, а я Леший.
-- Так это вы Марину приобщили к мусорникам?!
-- А то Мы когда поженились (кстати, совершенно официально) денег не было, с работой как-то не складывалось. Родителей нет. Мои давно забыли, что у них есть сын, а Мраморина -- сирота. Вот и пошли собирать бумагу и бутылки А почему вы не едите?
-- Да как-то не хочется
-- Тогда выпейте чаю. (Чай хозяева заваривают из трав, которые растут в городских дворах и на пустырях в изобилии. -- Авт. )
-- Вы вообще довольны свой жизнью? Как еда, питье? Хватает?
-- Питье? В смысле (Леша выразительно щелкнул себя по горлу)? Так мы непьющие. Это денег столько забирает. А так -- у нас все есть
Действительно, у них было все. Другой вопрос -- в каком это виде стояло, лежало, пылилось в квартирке, напоминающей камерный филиал барахолки. Тем не менее по их лицам можно было судить о том, что своим житьем-бытьем они вполне довольны.
-- Ссоритесь?
-- Зачем? Нам всего хватает. Это только от голода и безденежья люди грызутся. А нам не из-за чего.
Когда семье стало тесно в однокомнатной квартире, 68-летний преподаватель Павел Александрович решил уйти из дому
Впрочем, на мусорниках можно найти не только пропитание, но и собственный дом. С дядей Пашей мы познакомились случайно Просто в один прекрасный день любопытные и в меру раскованные молодые люди отправились на городскую свалку. Как бы выразить протест консервативному обществу, а заодно поискать работающий компрессор к старому холодильнику.
А городская свалка -- это не парк с дорожками и указателями. Чтобы там что-то найти, нужно уметь искать. Нюхом чуять ( в прямом и в переносном смысле). Встали мы перед раскрывшимся пейзажем в виде разноцветных пятен непонятного происхождения и обомлели. Куда идти, как искать? Тут-то и подвернулся нам веселый старик в непомерно длинном драповом пальто. Дядей Пашей представился
Он нам быстро объяснил, что новичкам на свалке без проводника делать нечего. Поиск нужных вещей среди тонн мусора -- целое искусство. В некоторых западных странах людей, которые занимаются этим «профессионально», выделяют в отдельную касту и называют габлерами (от английского слова gable -- черпак, экскаватор).
Дядя Паша оказался истинным габлером. Не по званию, по духу.
-- Сейчас перейдем через пустыню (заброшенный участок свалки, куда уже не привозят мусор. Все ценное там давно выбрано. -- Авт. ) и глянем на промкрыле
Здесь у дяди Паши свои дорожки. Похоже, большую городскую свалку он поделил на несколько районов. Здесь его страна, со своей географией и достопримечательностями.
-- Вот тут два года назад я нашел шкаф. Отличная вещь -- дуб мореный. Дурак какой-то выбросил
Когда дочь наконец-то вышла замуж, 68-летний преподаватель иностранных языков Павел Александрович был очень рад. Правда, беспокоила его одна мысль: где будет жить новая семья. Сначала однокомнатной «хрущевки» хватало всем. Потом родились сын, дочь, еще дочь
Супруг и отец помогали молодой маме во всем. Один смотрел за детьми, второй вкалывал на двух работах. Но в какой-то момент им стало совсем тесно в маленькой квартирке. И тогда Павел Александрович решил уйти из дому. Сказал родным, что едет к племяннику в Кировоград, собрал минимальный набор вещей (кружка, ложка, паспорт) и отдал ключи.
-- Дело было в марте, -- рассказывал он, перескакивая с одного мусорного островка на другой, -- только снежок начал сходить. Вышел я на улицу и почувствовал, что свободен. Как тот воробушек. Хочешь -- лети на юг. Хочешь -- на север. Вот первый год я и попутешествовал вволю. А потом решил осесть. Дом завести, хозяйство
Вместо стекла в окно вставлена половина круглого аквариума
Руки у дяди Паши просто золотые. За пару месяцев он из строительного мусора, столь щедро выбрасываемого обывателями на свалку, соорудил себе в пригороде Киева дом. Он получился смешной: одна стена из вагонки, половина другой -- из старой деревянной двери. Все переплетено проволочками, крючочками, зацепками. Весь дом утеплен какими-то тряпочками, сверху покрыт спаянными целлофановыми пленками. Нигде ни одной щели. Ни дождь сюда не проникает, ни ветер.
В одном окне -- половинка круглого аквариума (с аккуратно отпиленными и обложенными старой автокамерой краями). В другом -- какая-то лабораторная посуда. Что удивительно -- в потолке тоже есть окно. В углу (Бог знает из чего) железная печка, которая напоминает гибрид буржуйки с камином.
На корявой тумбочке стоит посуда: старая кастрюля, пара мисок, несколько ложек, ножи, алюминиевая кружка -- «гестаповка» и изящная кофейная чашка без ручки, которой дядя Паша очень гордится. (»Чешский фарфор, между прочим. Я за таким сервизом в свое время в Москве полгода охотился»)
-- Что же вы пьете из этой чашечки?
-- Кофе из отрубей Я тут такой «спец» по кулинарии стал, куда-там
Сидишь на корявой пружинной кровати с матрасом, смотришь, как дядя Паша ловко управляется со своей печкой-мутантом, и становится вдруг так легко на сердце, как будто в жизни ничего плохого уже произойти не может.
-- Сначала было туго, -- вспоминает дядя Паша, -- в продуктах еще не разбирался, травился часто. А потом выкопал себе погреб и стал туда складывать овощи. Много ли мне нужно?
Распорядок дня дяди Паши очень прост: утром проснулся, пошел рассвет встречать, потом -- на свалку. Поскольку дом у него уже вполне обустроенный, то ищет он в основном пищу и что-то почитать -- газеты, журналы, книги
-- Специально ничего не высматриваю. Дом маленький -- ставить уже некуда. Но иногда такие экземпляры попадаются. Однажды даже рояль на свалке увидел. Разломанный конечно. Но фирма! «Вайнбах»
Выбрасывают на свалку, как вы понимаете, все. Так, что рабочий компрессор для холодильника мы при помощи своего нового проводника нашли в течение двух с половиной часов.
P. S. Когда мы прощались с дядей Пашей, то в шутку сказали: «Скоро к вам еще раз в гости придем. Дом ваш сфотографируем». А он вдруг насупился и говорит: «Я сюда ушел, чтобы никому не мешать. И хочу, чтобы мою свободу тоже уважали».
На том и расстались. Довольно холодно. Нам было неловко, и по дороге домой мы думали о том, что нам нечего дать этим людям. Они по-своему счастливы. А вот забрать мы можем. Мы способны отнять у них единственное и, пожалуй, главное достояние -- свободу.
«Facty i kommentarii «. 18-Август-2000. Жизнь.
1414Читайте нас у Facebook