Жилищную субсидию при наличии машины получить можно, но лишь доказав, что автомобиль не служит средством получения дохода
Февральское постановление Кабинета министров об ограничении круга граждан, имеющих право на квартирные субсидии, казалось, не вызвало в народе бурной реакции. Видимо, многие продолжали получать субсидии, назначенные до постановления. Когда же пришел срок подтверждать право на них, люди почувствовали себя обделенными. В частности, речь идет о владельцах автомобилей: в соответствии с вышеуказанным постановлением государство оказывает поддержку лишь в том случае, если «возраст» четырехколесного друга семьи превышает 10 лет.
«Жигуленок» обратившегося в редакцию Николая Ивановича этот рубеж не перешел, поэтому, когда владелец явился за субсидией, на него посмотрели с недоумением.
-- Да ведь у меня не машина, а груда металла, -- жаловался Николай Иванович. -- Неужели, принимая постановление, правительство не подумало, что далеко не на каждом автомобиле можно зарабатывать деньги?
За разъяснением я обратилась к начальнику отдела жилищных субсидий Киевской горадминистрации Ирине Старук:
-- Действительно, -- подтвердила она, -- постановлением Кабмина от 2 февраля 2000 года предусмотрено лишение субсидии владельцев автомобилей и другого транспорта, приобретенного не через органы социальной защиты, то есть не по льготам. Под это постановление подпадают автомобили, выпущенные позже 1990 года. Но возможны и исключения. Если человек или семья нуждаются в субсидии, но имеют транспорт, состояние которого не позволяет получать дополнительный доход, то нужно подать заявление в специальную комиссию при отделе жилищных субсидий (в каждом районе он свой), и тогда на основании акта обследования материально-бытовых условий проживания, который включает и обследование транспорта, субсидия может быть сохранена.
Что же представляет собой этот акт? Чего ждать от комиссии, которая должна его составить? По каким критериям она будет оценивать жилищно-бытовые условия и техническое состояние транспорта? За ответом на эти вопросы моя собеседница рекомендовала обратиться к специалистам в районные отделы жилищных субсидий.
-- Акт обследования материально-бытовых условий проживания составляется в соответствии с определенными правилами, -- говорит начальник отдела жилищных субсидий Зализнычного района Татьяна Козак. -- Комиссия прежде всего проверяет, кто прописан по данному адресу. Если у кого-то из прописанных в квартире есть автомобиль, то комиссия просит показать документ, свидетельствующий о прохождении техосмотра. Если техосмотр пройден -- значит, автомобиль в рабочем состоянии и может служить средством получения дохода.
-- А как комиссия определяет величину дохода семьи?
-- Как правило, мы обращаем внимание на обстановку в квартире. Понятно, что к вазочкам и коврам никто не присматривается. А вот если в квартире сделан евроремонт, то возникает вопрос: откуда взялись на него средства? Одна бабуля, к примеру, ехидно поинтересовалась, будем ли в ее кастрюли заглядывать, чтобы уточнить, что она ест -- котлеты или картошку? Конечно, подобными вещами мы не интересуемся.
-- Помнится, однажды мы пришли осматривать участок одинокой пенсионерки, и оказалось, что к ее дому достраивают еще два этажа, -- включается в разговор главный специалист отдела Людмила Снитко. -- Не на свою же пенсию она их наращивает. Значит, кому-то этот дом пообещала, разумеется, не за просто так. Но в основном к нам обращаются те, кто действительно нуждается в субсидии, и при обследовании условий жизни это подтверждается.
Таким образом, получается, что все в руках человеческих? Кому-то покажется, что вы живете плохо и автомобиль вам не помощник. А кому-то ваш дом увидится полной чашей. Единственные узаконенные ориентиры -- возраст автомобиля и его техническое состояние. А почему, собственно, не наличие лицензии, дающей право на использование автомобиля для перевозки пассажиров? Ведь если какой-нибудь милиционер обнаружит, что владелец автомобиля без лицензии подвез пассажира, то ему, владельцу, грозят большие неприятности. И если нет лицензии, можно ли доказать, что автомобиль используется для получения дохода? В конце концов, выражение «может служить» отнюдь не означает «служит».
ГЛАС НАРОДА
СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО КАЖДЫЙ АВТОМОБИЛЬ, ПРОСЛУЖИВШИЙ МЕНЬШЕ» 10 ЛЕТ, МОЖЕТ ПРИНОСИТЬ ДОХОД ВЛАДЕЛЬЦУ?
С таким вопросом обратился к киевлянам корреспондент «ФАКТОВ» Сергей ТУШИНСКИЙ, поскольку в Кабмине, очевидно, в этом уверены. Ведь постановлением правительства люди, имеющие такие машины, лишаются права на субсидию по оплате жилья.
Анатолий Сергеевич, 51 год, столяр:
-- Есть хорошая пословица: «Тот, у кого нет машины, хочет ее купить, а тот, у кого она есть, хочет продать». Чтобы съездить к родным за город в пределах восьмидесяти километров, нужно не менее 10 литров бензина. Если машина новая, то и расход горючего минимальный, и ходит она практически без ремонта. Так что если автомобилю меньше пяти лет, он еще может приносить доход. Потом же он требует поддерживающего ремонта, а на это нужны средства. Если владелец автомобиля и заработает какую-то копейку, то она уйдет на запчасти.
Александр, 20 лет, студент:
-- Вспомним Остапа Бендера, который говорил: «Машина не роскошь, а средство передвижения». Отечественный автомобиль за пять лет интенсивной эксплуатации и средством передвижения-то перестает быть, потому что сильно изнашивается. Молодым легче поддерживать автомобиль на ходу. А пожилые люди стараются его поменьше эксплуатировать. Пройдут техосмотр и поставят в гараж, так как нет гарантии, что в случае поломки у них хватит средств на очередной ремонт. Считается, однако, что машина, прошедшая техосмотр, способна приносить владельцу прибыль. Это даже смешно.
Александр Сергеевич, 49 лет, военнослужащий:
-- Отдав армии почти 30 лет, я с трудом накопил на машину. А теперь мне готовы поставить ее в упрек? Убежден, что люди, имеющие личный транспорт, должны быть уравнены в правах на жилищные субсидии с теми, кто его не имеет. Ведь если кто и использует автомобиль для заработка, то таким образом лишь компенсирует недоданное государством. Создание же всякого рода комиссий, уполномоченных давать оценку благосостоянию граждан в обход действующего законодательства, я расцениваю как попытку в очередной раз унизить человеческое достоинство наших сограждан.
Неля Михайловна, 29 лет, безработная:
-- Мы с мужем безработные и держимся только благодаря автомобилю. Нашему «Москвичу» нет десяти лет, но недавний его ремонт обошелся нам в 300 гривен. Заработать такие деньги трудно. А сколько приходится тратить на обслуживание! У разных автомобилей разные возможности, значит, и у их хозяев различные доходы. Считаю постановление Кабмина непродуманным. Тем, кто его принимал, полезно было бы хоть на пять минут оказаться на нашем месте.
Евгений Алексеевич, 55 лет, пенсионер:
-- Мой товарищ -- водитель маршрутного таксобуса. Но его жена не работает, поэтому зарплаты едва хватает. У них есть автомобиль, но товарищ с утра до вечера крутит баранку, и на машине никто не ездит. Раньше никаких проблем с субсидией не было, а с введением новшеств они возникли. Хоть продавай машину! Но где гарантия, что, став пенсионером, мой друг не будет вынужден зарабатывать с помощью своего автомобиля на жизнь? Тогда он приобретет лицензию и будет платить налоги. За что же его сегодня наказывают лишением права на субсидию?
Анатолий Иванович, 62 года, инвалид детства:
-- Моя машина -- это мои ноги. Получил ее через органы социальной зашиты, поэтому по части субсидии проблем нет. Но мне ведь и не помогают содержать машину. Раньше я получал 50-процентные льготы на техобслуживание, а сейчас мне платят всего 44 грн. 86 коп. , которых хватает всего лишь на одну заправку машины. А ведь машина не должна простаивать, так как от этого она ржавеет. Для ее ремонта же и прохождения техосмотра нужны немалые средства. Куда только ни обращался -- все без толку. Замкнутый круг.
9094Читайте нас у Facebook