ПОИСК

После удаления желудка, селезенки и… Пищевода 64-летний селянин работает с утра до ночи и на диете не сидит

0:00 8 грудня 2000
Інф. «ФАКТІВ»
Широко разрекламированная операция по замещению пораженного пищевода частью толстой кишки, которую провели в Китае, оказалась отнюдь не уникальной. Киевские хирурги за свою 30-летнюю практику выполнили их более 300

На прошлой неделе Валентин Дмитриевич приехал в Киевский институт хирургии и трансплантологии на плановый медосмотр вместе с женой, которая перенесла операцию на желудке в том же 1990-м году. Более разговорчивая, чем муж, Татьяна Ивановна рассказала:

-- Тогда, десять лет назад, я попала в больницу первой. Началось с тошноты и рвоты. Врачи районной больницы обследовали и сказали, что у меня язва и нужна операция. Подумали мы с мужем и обратились в этот институт, где как раз наш земляк, Николай Уманец, работает хирургом.

-- Вскоре после того, как мы прооперировали Татьяну Ивановну, ее муж признался, что уже много лет у него побаливает желудок, -- рассказывает заведующий отделением пищевода и средостения Института хирургии и трансплантологии АМН Украины Петр Кондратенко. -- Мы выявили у него опухоль и срочно прооперировали. Оказалось, что она распространилась и на соседние органы. Пришлось удалить треть пищевода, две трети поджелудочной железы, часть надпочечника и полностью -- селезенку и желудок. Их работу компенсирует тонкая кишка, подведенная к пищеводу. Этот случай не уникальный. Таких пациентов у нас много.

-- Спасибо врачам -- вытащили нас с того света, -- благодарит Татьяна Ивановна. -- Первое время после выписки мы соблюдали диету, а после и по сей день едим все подряд. На праздник Валик и рюмку может выпить.

РЕКЛАМА

-- Только молочного и сладкого не могу есть, -- дополняет муж.

-- Работящий он слишком, -- продолжает Татьяна Ивановна. -- Прошу: не таскай ты эти мешки. Где там! Да и как тут усидишь? Хозяйство у нас большое -- и корова, и свиньи, и куры.

РЕКЛАМА

Хлебнув уксусной эссенции, женщина от боли порвала на себе одежду

Сенсационное сообщение о том, что китайские хирурги провели необычную операцию, заменив обожженный пищевод частью толстой кишки, недавно прошло по многим информационным агентствам. Читатели «ФАКТОВ» могли найти эту информацию 17 ноября во вкладыше «Будь здоров!» (»Китаец Айгуо, который обжег пищевод каустической содой, лишь через 13 лет смог нормально поесть»). После публикации в редакцию позвонили специалисты Киевского института хирургии и трансплантологии. Оказалось, украинские хирурги выполняют такие операции уже 30 лет.

По словам директора института, члена-корреспондента НАН и АМН Украины, профессора Валерия Саенко, в отделении лечатся пациенты с разными заболеваниями пищевода и желудка. Часто попадают с ожогами, полученными при употреблении кислот и щелочей (уксусной эссенции, различных бытовых очистителей). Хирургам приходится перекраивать внутренности, замещая пораженные органы тканями из пищеварительного тракта. Кстати, кандидатская диссертация основателя института академика Александра Шалимова, которую он защитил в 1948 году, также была посвящена восстановительной хирургии.

РЕКЛАМА

Как и супруги Омельянченко, одесситка Мария Алексеевна приехала в Киев на контрольный осмотр. 25 лет назад она случайно выпила уксусную эссенцию, получив сильнейший ожог. В Киеве ее прооперировали, заменив обожженный пищевод отрезком толстой кишки.

-- В ту ночь я почувствовала сильную жажду, -- вспоминает эта улыбчивая худенькая женщина. -- Жила тогда в общежитии. Чтобы не будить девушек, свет включать не стала. Нащупала бутылку. Думала, что с водой. Налила в стакан и сделала глоток, после чего меня словно огнем обожгло.

На крик проснулись девушки. Забегали вокруг подруги, вызвали «скорую». Внутри у Марии так пекло, что от боли она порвала на себе одежду. В больнице ей промыли желудок, несколько дней ставили капельницы. Потом потянулись месяцы сплошных мучений. Попытки есть чаще всего заканчивались рвотой. Пищевод воспалился и сузился настолько, что даже вода проходила с трудом. Одесские врачи специальными бужами пытались его расширить, но это им не удалось. Тогда Марию направили на операцию в Киев. С тех пор она живет с искусственным пищеводом, который и служит проводником пищи.

-- Если из-за мощных рубцов расширить пищевод не получается, тогда приходится замещать его отрезком толстой кишки, -- поясняет Петр Кондратенко.

-- Через неделю после операции я уже смогла нормально есть, -- говорит Мария Алексеевна. -- При глотании почти не чувствовала боли -- лишь небольшой дискомфорт, который со временем прошел. Неудобства, конечно, есть. Но жить с ними можно. До травмы я работала на стройке крановщицей. Профессию пришлось сменить. Вышла замуж. Последние десять лет работаю в райсобесе.

Чтобы не разучиться глотать, больные пьют воду

18-летняя Алла обожгла пищевод жидкостью «Крот» не случайно, а чтобы свести счеты с жизнью. Худенькая и бледная настолько, что просвечиваются сосуды на лице, она сидит на кровати с отрешенным лицом и, кажется, вот-вот заплачет. Рядом с ней всегда неотлучно мама. Девушке операция по пластике пищевода только предстоит. Пока же она получает пищу через трубочку, поставленную в кишечник. Иногда, чтобы не угасал глотательный рефлекс, ей позволяют сделать несколько глотков воды или молока.

-- Многие больные истощены настолько, что операции мы им делаем в несколько этапов -- иначе они не выдержат, -- объясняет хирург Николай Уманец. -- Например, Алле сначала поставили трубочку в желудок для питания. Когда пациентка окрепнет, сделаем операцию по замещению пищевода.

Зная от врачей ее грустную историю, я не смею ни о чем расспрашивать, беседуя только с соседями по палате. Мама Аллы заводит разговор первой.

-- Алла жила в семье мужа. Жизнь у молодых никак не ладилась. Плюс родители подливали масла в огонь. Вот и не выдержала дочка. -- рассказала Вера Алексеевна. -- У нас в Херсонской области таких операций не делают -- посоветовали ехать в Киев. Спасибо работникам нашего облздравотдела, никакой волокиты при оформлении направления не было. Не могу не поблагодарить этих сердечных людей, которые отнеслись к моей беде, как к собственной.

Чаще всего подобными методами сводят счеты с жизнью славяне. Пьют, оказывается, и тормозную жидкость, и антифриз, и бытовые химические средства, среди которых самое популярное -- «Крот». В богатой же Европе предпочитают прерывать свой земной путь выстрелом из пистолета.

Однако большинство больных употребляют кислоту или щелочь по ошибке. Недавно в отделении лечилась женщина из Одессы. Ее муж, ремонтируя сантехнику, оставил на столе чистящее средство «Крот» в бутылке из-под пепси. Глоток агрессивной жидкости, которая по цвету похожа на эту газировку, сделал свое дело, и женщина теперь живет с искусственным пищеводом.

Бывает, что люди получают ожоги, когда пытаются лечить пищевое отравление марганцовкой. Раствор должен быть чуть розовым, а его делают крепким, с нерастворенными кристалликами, прожигающими ткани насквозь.

По словам специалистов, сужение пищевода иногда происходит из-за воздействия на него желудочного сока. Таким больным хирурги во время операции формируют препятствие на пути этого заброса по принципу чернильницы-непроливайки: в желудок попадает, а обратно не возвращается.

Больше 20 лет женщина не могла нормально есть

Сужение пищевода может произойти не только из-за ожога, но и после перенесенной нейроинфекции или стресса.

-- Впервые я почувствовала, что не могу глотать пищу, 23 года назад, -- рассказывает пациентка. -- Тарелку супа приходилось есть целый час. Наши полтавские специалисты, сделав рентген, сказали, что пищевод сильно сужен. Это могло произойти из-за стресса и нужно подождать -- пройдет, мол. Не прошло. За годы болезни я превратилась в былинку. При этом работала на заводе железобетонных изделий, где приходилось таскать тяжелую арматуру. Так и жила до сих пор, пока мне не посоветовали обратиться в этот институт.

-- Во время операции мы рассекли пациентке мышечное кольцо в пищеводе, и уже через несколько дней она впервые за многие годы смогла нормально питаться, -- говорит доктор Кондратенко. -- К сожалению, больные с непроходимостью пищевода далеко не всегда могут быстро найти «своего» врача. Поэтому случается, что некоторые из них пробуют проталкивать пищу с помощью различных предметов -- например, веточек. При этом рвется стенка пищевода, и их оперируют по скорой. Спасти жизнь удается, а сохранить здоровье -- не всегда.

Должна быть обычная врачебная настороженность. Плохо с пищеводом? Направьте больного в медучреждение, где разберутся, что делать, применив специальные методики исследования. В наш институт, кстати, можно обратиться и без направления -- мы никому не отказываем.

12038

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів