ПОИСК
Спорт

Главный тренер сборной россии и «спартака» олег романцев: «когда шевченко и ребров еще только попали в киевское «динамо», я с ними разговаривал по поводу приглашения их в «спартак»

0:00 29 грудня 2000
Інф. «ФАКТІВ»

Вечерняя тренировка спартаковцев, которую я наблюдал, показалась мне сверкающим футбольным празднеством, которое впору ежедневно показывать по телевизору — оторваться невозможно. Игроки словно совершали на поле некий радостный священный ритуал. В конце занятий они разделились на две команды и повели игру, в которой каждому позволялось касаться мяча не более двух раз. И начался футбол просто феерический! Выделялись, конечно, Егор Титов, Дмитрий Ананко, бразильцы Антонио Маркао, Луис Робсон… Но и остальные блистали остроумными пасами, оригинальной обводкой, неожиданными и коварными ударами.

«Летом нам морду начистили. Пришлось окрыситься»

… Мы беседуем с Олегом Ивановичем в небольшой, скромно обставленной тренерской комнате. Передо мной -- интеллигентный, спокойный, умудренный жизнью человек. Взгляд немного уставший… Олег Иванович все время курит и терпеливо отвечает на мои бесконечные вопросы, какими бы странными они ему ни казались. Разговор получился долгий -- и о футболе, и о жизни, и о судьбе.

-- Вы никогда не задумывались, что преодоление трудностей -- данность жизни, ее условие? Причина успеха…

-- Согласен с вами вот в каком плане… Я привык работать в экстремальных ситуациях. И когда все хорошо, у меня желание напрягаться, прыгнуть выше головы как-то пропадает. Все спокойно, нормально. Отдыхаешь. Как в тине.

РЕКЛАМА

У нас в этом году такое уже было, когда мы летом оторвались от ближайшего конкурента в чемпионате России на восемь или девять очков. Футболисты и я где-то успокоились. Пока нам снова морду не начистили… Здесь уже опять окрыситься пришлось.

-- Может быть, благодаря этой ситуации вы и сыграли так успешно в Лиге чемпионов?

РЕКЛАМА

-- Скорее всего, да. Были проблемы (они до сих пор существуют) физической готовности, чисто игрового плана, функционального, подбора игроков… В общем-то, для Европы это было жутковато… Тот период показал, что нужны мощь, скорость. В этом направлении мы и работаем.

-- Вы как-то сказали, что хотели бы создать команду из воспитанников России…

РЕКЛАМА

-- И сейчас такое желание остается. Очень сильное! Тем более что я еще и тренер сборной. Но приток молодых российских кадров оставляет желать лучшего.

Наше государство сегодня не в силах серьезно помочь футболу. Мало хороших детских специализированных школ, полей, высококлассных тренеров. Много игроков мы теряем, может быть, потому, что заниматься футболом не очень престижно. Здесь и бьют, здесь грязь и кровь… Благодаря Борису Ельцину стал модным теннис, так же, как раньше, благодаря Леониду Брежневу и его супруге, -- фигурное катание. Помните, как включишь телевизор, там все катаются?.. А футбол…

Не от хорошей жизни мы берем второсортных бразильских фунтболистов. Да, они второсортные, откровенно надо говорить. Это же не Роналдо, не Ромарио, не Ривалдо… А игроки, которые не были востребованы нигде, включая Бразилию.

-- В «Спартаке»они улучшили свою игру?

-- Надеюсь, что да. Я даже уверен в этом. Стали чуть ли не героями России.

-- А почему именно бразильцы?

-- Сам не могу ответить на этот вопрос. Видимо, случайность какая-то. Может быть, более дешевыми они оказались. А это для нас имеет значение. Хоть и говорят о «Спартаке»: «Богатый клуб». По результатам, может, и богатый, а вот по финансам… «Спартак» -- единственная команда в России, которая не имеет никакой государственной поддержки. Сколько я работаю, мы не получили от государства ни одной копейки.

«За нас болеют господа Жириновский, Зюганов… Я их уважаю»

-- Как такое может быть с командой, которая своей игрой создает в Европе положительный образ России, которая так горячо любима народом?

-- Вопрос не ко мне. В свое время я встречался с Путиным. И снова хотел бы с ним поговорить. На мой взгляд, он наладит очень многое в России, в том числе и в футболе. Сейчас он занят, у него столько проблем государственного, мирового масштаба, несоизмеримых с нашими. Но при встрече я задам ему этот вопрос. Я не говорю, что мы будем деньги просить. Это исключено. Мы и сами заработаем! Но мы хотели бы, чтобы «Спартак» (он все-таки представляет Россию) был частью государства. Чтобы оно болело за своих представителей, не оставляло их без своего внимания.

-- «Спартак» имеет какую-то единую партийную окраску? Кто-то из политиков пытался использовать вас в своих предвыборных целях?

-- Нас знают многие политики. Они болеют за «Спартак» и по отношению к нему ведут себя порядочно.

-- Назовете некоторых?

-- Назову. Господин Жириновский -- раз. Он посещает почти все наши матчи. Сидит среди болельщиков в спартаковской майке, приходит на наши вечера, чествования, поздравляет… Господин Зюганов -- два… Я с уважением отношусь и к тому, и к другому. Никто из них нам ничего не навязывал. И даже не просил помочь в какой-то предвыборной кампании. Такого не было. Повторяю, я считаю, что они -- порядочные люди.

-- А если вам предложат хорошую сумму?

-- Политики меня немножко, но знают. Это исключено полностью.

«Лобановский приглашал меня в «Днепр»

-- В советском футболе Бесков и Лобановский друг другу противостояли. Сейчас Лобановскому противостоите вы (хотите вы оба того или нет). Сравнение двух стилей продолжается…

-- В футболе приемлема любая модель: манера Лобановского, Бескова, кого-то еще. И прав всегда оказывается тот, кто выигрывает. Все определяет Его Величество Результат. Тогда Лобановский выигрывал много…

-- У некоторых киевских тренеров я заметил этакое ироничное, даже порой высокомерное отношение к «Спартаку». Они считают, что их видение и понимание современного футбола более прогрессивно, чем ваше. Они правы?

-- Почему это правы? Они приехали по весне на Кубок Содружества вместе с Шевченко и Ребровым, и мы обыграли их вторым составом. Ну почему тогда они правы?

-- В следующий раз динамовцы участвовали в этом турнире уже без игроков основного состава. У болельщиков проскальзывала мысль: побоялись снова проиграть…

-- Это проблемы киевского «Динамо». Я, например, не боюсь ни здесь, ни там с ними играть. Произошла переоценка ценностей. Спартаковцы готовы играть с киевскими динамовцами где угодно и когда угодно. И я не сомневаюсь в нашей победе.

Я с большим уважением отношусь к киевлянам. Дружил со многими динамовцами. Как ни с кем, наверное. В те времена искусственно нагнетался антагонизм между нашими командами. И даже тренерам внушалось (или они сами себе внушали), что, когда мы с киевлянами будем вместе в сборной, станем относиться друг к другу настороженно.

Бесков, например, сам расписывал номера и селил меня с Олегом Блохиным. А мы и без него вместе поселились бы! Как с Володькой Бессоновым, когда Блохина не было в олимпийской. Бессонов -- порядочнейший парень. Привет ему, если можно! У меня от общения с ним остались самые теплые и хорошие воспоминания. Футболист он был, конечно, уникальный, но здоровье не позволило ему сыграть, как он мог бы.

И по сей день динамовцы нас первыми поздравляют с победой, а мы -- их. Когда у них случилась эта эпопея с дисквалификацией, мы тут же отправили письмо, чтобы их поддержать.

-- Я так понимаю, что противостояние динамовцев и спартаковцев вызвано жизнью. Была и есть в этом большая необходимость…

-- Да, конечно. Оно создает интерес, интригу (в хорошем смысле) -- ажиотаж у болельщиков. Игра-то все-таки для них. Такое противостояние привлекает народ на трибуны. В прессе такой ажиотаж тоже поддерживается. И это хорошо.

«Когда мне тяжело, я смотрю запись матча в Киеве с динамовцами, который мы выиграли — 4:1. И получаю от этого удовольствие»

-- Какие матчи с киевлянами помнятся Романцеву-игроку и Романцеву-тренеру?

-- Запомнился матч, когда Киев был объективно сильнее нас. Бесков, чтобы перестраховаться, поставил опорным полузащитником Самохина (он у меня сейчас помощником работает). Без всякой тренировки. Здоровье у Самохина хорошее, и он активно сыграл на атаку. Мы победили -- 2:0. Я как футболист первый раз у Киева выиграл.

-- Кто из нападающих против вас действовал?

-- Ребята были приличные. Блохин играл…

-- Он часто проходил вас?

-- Ну как? Это борьба. По-всякому было. И так, и эдак. Я вообще-то нормальным защитником был, не любил, когда меня обыгрывали… Считаю, что Блохин -- один из самых сильных футболистов Советского Союза. Андрею Шевченко, дай Бог ему здоровья, еще нужно наращивать силу. Парень он хороший, очень порядочный. Как и Ребров. Я искренне и по-доброму болею за этих ребят. Хочу, чтобы они не останавливались на достигнутом, еще больше росли.

Кстати, когда Шевченко и Ребров еще только попали в киевское «Динамо», я с ними разговаривал по поводу приглашения в «Спартак». И не увидел, чтобы они отнеслись к моему предложению негативно, оба заинтересовались. Другое дело, что они потом раскрылись в Киеве, и я уже разговор на эту тему с ними не продолжал.

… У меня есть коллекция видеокассет с памятными матчами. Когда мне скучно или тяжело, я с удовольствием их просматриваю. В том числе и матч в Киеве с динамовцами, который мы легко и непринужденно выиграли со счетом 4:1. Могли и больше забить… Могли и не пропустить, если бы Черчесов не расслабился и среагировал на мяч, который шел к нему прямо в руки…

-- За счет чего вы переиграли Лобановского?

-- Мне удалось раскрепостить команду. И ребята по полю просто летали! За три хода преодолевали все поле. А киевляне работали без права на ошибку.

-- Победы над динамовцами чередовались с поражениями. Как будто кто-то свыше следил за тем, чтобы ни один из противоборствующих стилей не восторжествовал над другими…

-- Да, да… Иначе не было бы никакого противоборства, если бы одна сторона все время побеждала.

-- В чем вы видите различие этих стилей?

-- Если говорить коротко, киевский футбол более мощный, атлетичный. А у «Спартака» -- более комбинационный, импровизированный. Победа одной команды над другой зависела от исполнителей. Когда они были лучше у «Спартака», мы выигрывали. Когда подбирался приличный состав у «Динамо», побеждали они.

Но сейчас у нас получается симбиоз. Может быть, на несколько ином уровне. «Спартак» сейчас — мощная, атлетичная команда. Киевляне нас не перебегают и вверху не передавят. Конечно, все это немножко идет в ущерб комбинациям, той же элегантности. Но таково веление времени.

«Водка -- хороший напиток, который позволяет расслабиться и настроиться»

-- Сейчас такое время, что надо бесконечно идти на компромиссы…

-- На компромисс с совестью идти нельзя. Один раз пойдешь, значит, будешь потом постоянно искать себе отговорки, оправдания. И совершать неблаговидные поступки.

-- Вы в церкви, что возле спартаковского клуба, бываете?

-- В Елоховке? Конечно. Там очень сильная энергетика.

-- Перед игрой молитесь?

-- Нет.

-- Верите в то, что «Спартак» поддерживает какая-то мощная энергия, идущая и от людей, и свыше?

-- Безусловно. И это действительно так.

-- А что делаете, когда чувствуете, что эта сила от вас отвернулась?

-- Прежде всего в себе копаюсь. Значит, прогневал…

-- Каких ошибок в прошлом вам хотелось бы избежать?

-- Ошибок, конечно, я совершил много. Но если бы их не было, не было бы и радости побед. Я не добился бы такого успеха. И не смог бы, наверное, так искренне радоваться любой игре, тренировке, прожитому дню. Нет, я не хотел бы какие-то моменты проживать по-другому. Пусть ошибки остаются в прошлом. Я на них учился.

-- После неудачного выступления сборной России на чемпионате Европы в Англии вас как тренера похоронили. «Эра Романцева закончилась», -- писали в то время газеты…

-- А меня нельзя хоронить… Хотя, если бы меня не похоронили, из меня, может быть, ничего бы и не было. Я человек упертый.

-- То, что вы постоянно добиваетесь успехов, неизбежно порождает у кого-то зависть. Она, чувствуется, полыхает вокруг вас…

-- И это нормально. Я тоже завидовал бы. И очень сильно. Не знаю, как бы пережил, если бы кто-нибудь выиграл из десяти чемпионатов восемь. Может, поменял бы даже работу.

-- А киевлянам когда-нибудь завидовали? Тому, что они Кубок кубков выигрывали, Суперкубок, становились заслуженными мастерами спорта?

-- Я настолько хорошо к ним относился, что всегда желал и желаю им самого лучшего… Сейчас мы, к большому сожалению, далеко друг от друга…

-- Вы едва ли не единственный из тренеров, кто совершенно спокойно говорит о том, что любит выпить… Водку, например…

-- А чего? Я нормальный человек. Может быть, об этом не принято говорить… Я знаю многих людей, которые даже в искреннем разговоре представляют себя только в розовых и голубых тонах. А я никогда не был конъюнктурщиком и не стремился выглядеть таким уж непогрешимым и хорошим. Раз уж вы хотите знать, что за человек Романцев, то я вам отвечу: «Могу! И откровенно говоря, люблю иногда выпить. Именно водку!»

-- Олег Иванович, что такое водка для нормального русского человека?

-- Хороший напиток, который позволяет расслабиться и настроиться.

Полностью интервью с Олегом Романцевым читайте в газете «Бульвар» (N51 (269)).

 


426

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів