Рискуя жизнью, пожарные спасли из ледяной полыньи южного буга 27-летнюю елену кириченко, мать троих детей
Трагедия, произошедшая в Виннице ночью 8 января у Старогородского моста через Южный Буг, никого в Виннице не оставила равнодушным. Супруги Кириченко, задумав отпраздновать Рождество у центральной елки Винницы, сокращая путь, пошли по тонкому льду реки и провалились в обжигающую холодом воду, 27-летнюю Елену, мать троих детей, чудом удалось спасти подоспевшими к месту происшествия пожарным второго караула пожарной части N 4 по охране Ленинского района Винницы, а ее муж, 31-летний Виктор, утонул. (»ФАКТЫ» об этом писали 11 января этого года). «Удивительно, но и после этого ужасного несчастья, -- сетуют спасатели, -- не уменьшилось количество людей, пытающихся пройти Южный Буг по льду».
«Два года назад мой муж уже тонул»
-- Весь рождественский вечер мы только и говорили, что о несчастных случаях на воде, -- сквозь слезы вспоминает Елена Кириченко, чудом спасшаяся, но потерявшая в ледяной пучине мужа. -- Вечером седьмого января к нам в гости пришли кумовья. Мы немного посидели за праздничным столом, а разговоры были все об одном: как много трагедий бывает на воде. Ведь в этот день нашему куму Виктору как раз пришлось вытаскивать из полыньи 40-летнего мужчину и его 12-летнюю дочь, которые переходили Южный Буг по льду у острова Фестивальный.
Виктор подробно рассказывал, как приближался к потерпевшим, как пытался их успокоить и просил, чтобы они не барахтались, как радовался, когда удалось высадить на лед сначала девочку, а затем и ее отца. Кстати, и моему мужу, Вите, было что вспомнить: два года назад он тоже тонул, рискнув пересечь Южный Буг по льду, но ему удалось самостоятельно выбраться из полыньи. Впрочем, эта тема для нас вообще актуальна, ведь Южный Буг рядом с нашим домом, и подобных историй, конечно же, в большинстве со счастливым концом, у нас великое множество.
Когда гости ушли домой, Елена с мужем, уложив детей спать, -- двойняшкам Алинке и Владику по полтора годика, а старшей дочери Вике восемь лет -- решили прогуляться с засидевшимся в гостях племянником, 15-летним Денисом. Приятная прохлада январской ночи просто очаровывала, сглаживая все неприятные разговоры об утопленниках. Супруги решили пойти посмотреть на городскую елку, тем более, это недалеко -- лишь перейти через Старогородский мост и взобраться вверх по улочке к центру города. Ведь Рождество все-таки, хочется чего-нибудь необыкновенного!
-- Мы шли вдоль Южного Буга и я старалась не смотреть на скованную льдом реку, зияющую темными пятнами просверленных рыбаками полыньей, -- с детства боюсь ледяной воды, -- продолжает Елена. -- Мы с Денисом о чем-то увлеченно разговаривали, уже почти подходили к мосту, как вдруг хватились, что Вити-то, шагающего немного позади, нет! Куда ж он исчез? Мы побежали с племянником к реке. Заметив барахтающегося в полынье мужа, не раздумывая, сорвала с куртки пояс и, рассчитывая бросить мужу, побежала по льду. Но тут же услышала его отчаянные крики: «Алена, не вздумай подходить ко мне».
Но было поздно -- я тут же булькнула в воду. Попыталась было выбраться -- налегла на большую льдину, но она пошла вниз. Крикнула Денису, чтобы протянул мне руку, да он, слава Богу, не стал этого делать, сказал, что побежит за помощью. «Алена, держись!» -- кричал мне муж, а сам, пытаясь вырваться из воды, работал как ледокол, но все его попытки были безуспешными. Я уверена -- он хотел выбраться сам, чтобы потом помочь мне. Ноги и руки деревенели, ужасная боль сдавливала все тело, но я, ухватившись за краешек льдины, уже не двигалась. До сих пор в ушах стоит этот невероятный, оглушающий хруст, когда Денис бежал через реку
-- А мне этот хруст отдает колокольным звоном, -- замечает парнишка. -- Ведь я знал, что бегу через ту самую промоину, в которую попали мои тетя и дядя. Мне казалось, что за мной остается водяная дорожка. Я помчался на свет в окнах небольшого домика на берегу. На мой отчаянный стук вышла хозяйка, потом ее муж. Сказал о произошедшем, попросил позвонить в службу спасения. Мужчина поначалу бросился с лестницей к дяде Вите, но лед под ним проломился -- он возвратился к берегу. Его сосед, тоже выскочив на крики, был уже метрах в трех от тонущих, но его тоже постигла неудача -- подступиться к дяде было невозможно.
«Я даже жене никогда не говорил таких ласковых слов, как еле держащейся за кромку льда Елене»
-- До сих пор мне приходилось спасать людей лишь из огня -- десять лет работаю пожарным! А тут вдруг из огня да в полынью! -- рассказывает командир отделения прапорщик Константин Стрельчук. -- В 1. 37 ночи мы получили вызов о том, что на Южном Буге двое провалились под лед и просят о помощи. Уже через четыре минута наша бригада прибыла на место происшествия: мужчина и женщина болтались в воде, как поплавки.
Прикинув на глаз, что промоина достигает приблизительно двадцать квадратных метров, взяли курс на мужчину. Прикрепив страховочную веревку, полз по льду, раскинув руки и двигая впереди лестницу. Метрах в пяти-шести сзади шел в связке начальник караула старший лейтенант Владимир Кафлевский, следом за ним пожарный Павел Штойко, потом наш водитель Сергей Козубский. Я знал: если провалюсь, меня обязательно вытянут, ведь не в одном переплете довелось побывать вместе!
Лед треснул под мной, когда к тонущему мужчине оставалось метров десять. От неожиданности выпали из рук топорик и фонарь. В это время на моих глазах и ушел под лед мужчина, к которому мы шли
-- Вытянув из воды Костю Стрельчука, мы сцепкой направились к женщине. С первого захода подойти к ней не получилось -- лед затрещал. Тогда решили сделать крюк в несколько десятков метров, но, как нам казалось, по более надежному льду, -- замечает начальник караула Владимир Кафлевский.
-- Мне удалось подойти к ней метра на три. Даже жене я не говорил таких ласковых слов, как этой мужественной женщине, висевшей на краю бездны, -- продолжает Константин. -- Она молодец -- брошенный конец веревки, завязанный петлей, сумела поймать и намотала несколько раз на руку. Я тут же провалился в ледяную воду. Не знаю, откуда у моих сослуживцев взялась эта невероятная сила -- вытянуть нас двоих. На берегу уже поджидала «скорая». Идти женщина сама не могла, и мы с ребятами, подхватив ее на руки, быстренько понесли к машине.
-- Меня увезли в больницу. Там доктор, когда узнал, что я пробыла в ледяной воде около пятидесяти минут, даже не поверил. Я сказала, что выполню все его назначения, но оставаться в больнице никак не могу -- дома маленькие дети. Спасибо, «скорая» привезла меня домой -- под утро я уже была в квартире. Каждый день думаю о случившемся А ведь жизнь наша налаживалась -- Витя долго был безработным, наконец приняли электромонтером на Винницкое предприятие электросети. Все старался для детей, для семьи -- и вот такая нелепая смерть! Могла погибнуть вместе с ним, ведь невероятно тяжело окоченевшими руками держаться за льдину. Но когда увидела, что он ушел под лед, откуда только силы появились -- думала лишь о том, что надо выжить любой ценой -- детей надо поднимать!
«Жизнь человека стоит того, чтобы рисковать собственной»
Для Елены так и осталось загадкой, почему Витя, ни слова не сказал о том, что хочет пересечь реку по льду. А ведь он хорошо знал, как коварна эта река, -- вырос на берегу Южного Буга. Неужели его действительно так поразили рассказы кума о спасенных из воды, что он решил испытать собственную судьбу? Приходилось слышать от стариков о странных случаях: человек пытается повторить что-то очень поразившее его. Но часто судьба не оставляет шансов.
-- Жизнь человека стоит того, чтобы рисковать собственной, -- замечает Константин Стрельчук. -- Спасая Елену, я просто выполнял свой служебный долг. И лишь потом понял, что мы невероятно рисковали своими жизнями. Совсем недавно в Кривом Роге погиб пожарный, спасая девушку, провалившуюся под лед. Мы разбирали этот случай и сейчас действовали строго по инструкции.
Пытавшиеся помочь тонущим до приезда спасателей к подобному привычны -- живут на берегу, поэтому в домашнем хозяйстве есть все необходимые средства спасения. До сих пор спасти тонущих удавалось.
-- В ту ночь я выбежал на улицу, услышав крики на берегу, -- вспоминает Игорь, попросивший не называть в газете его фамилию. -- Бросился на помощь к барахтавшемуся в воде мужчине с лестницей, но уже рядом с ним сам провалился -- еле выбрался. Я кричал мужчине, чтобы он попробовал избавиться от одежды, чтобы попробовал лечь спиной на лед, но уже был слишком слаб Я надеялся успеть надуть лодку, но в это время на льду уже работали пожарные.
Одно погружение водолаза в ледяную прорубь стоит 12 копеек
Тело 31-летнего Виктора Кириченко все еще разыскивают водолазы Винницкой областной спасательно-водолазной службы Облжилкоммунуправления. Они тщательно исследуют дно реки, но кроме камней, пеньков, бутылок, сеток ничего не находят.
-- Работаем на ощупь, -- рассказывает водолаз Игорь Макогон. -- Там видно лишь на расстоянии вытянутой руки. Искать утопленника -- изнурительная работа. Чтобы выполнить в полном объеме свою работу, водолаз носит на себе груз до тридцати килограммов, плюс еще двадцать килограммов аппарата, обеспечивающего пребывание человека под водой.
-- Эти аппараты еще допетровских времен! -- невесело шутит главный специалист спасательно-водолазной службы Петр Тукало. -- То есть отработали уже несколько сроков, мы их пару раз списывали, но других-то нет. О специальных осветительных приборах под водой приходится только мечтать. И костюмам нашим уже лет по двадцать, хотя и положено их менять каждый год, все в заплатках, а прорезиненный комбинезон и вовсе один на всех. Вы представляете, как рискуют наши люди, опускаясь в ледяную прорубь с таким вот снаряжением! Кстати, за одно погружение в ледяную прорубь и пребывание там в течение часа наш водолаз получает 12 копеек -- вот такой вот гонорар к зарплате.
-- Но такого случая у нас еще не было, -- рассказывает начальник водолазно-спасательной службы Винницкого облжилкоммунхоза Иван Дармограй. -- Обычно утопленников удавалось находить сразу. Может, он зацепился под лед курткой, а может, его смыло течением -- в ту ночь на Сабаровской ГЭС, что в пяти километрах от места происшествия, были включены две турбины. Сейчас поисками тела заняты лучшие водолазы-спасатели области, но увы, пока безрезультатно.
-- На днях у нас в части побывал проповедник из Англии. Увидел наши костюмы и просто ужаснулся, -- говорит начальник пожарной части N 4 по охране Ленинского района Винницы Василий Симотюк. -- Пообещал ко Дню пожарника, который будет отмечаться 29 января, сделать нам подарок -- прислать десять новых костюмов. Надеемся, что он не забудет о своем обещании. Этот англичанин вполне резонно заметил: «Вашим людям цены нет! А наши трижды подумают, прежде чем рисковать собственной жизнью». Для наших мужественных парней, спасших женщину, уже даже не существует награды медали «За спасение утопающих», которые упразднены несколько лет назад
«Facty i kommentarii «. 15 января 2000. Человек и общество
444
Читайте нас у Facebook