ПОИСК
Політика

16 апреля 2000 года в украине пройдет всеукраинский референдум

0:00 18 січня 2000

В состоявшемся в субботу заседании Центральной избирательной комиссии было принято решение о признании действительными более трех миллионов подписей граждан, собранных в поддержку всеукраинского референдума. В тот же день информация об этом поступила Президенту Украины. И уже вечером глава государства Леонид Кучма подписал указ о проведении 16 апреля 2000 года в Украине всеукраинского референдума по народной инициативе.

«Во исполнение требования более чем трех миллионов граждан Украины, засвидетельствованного в установленном порядке протоколом Центральной избирательной комиссии «Об общих итогах сбора подписей граждан Украины под требованием проведения всеукраинского референдума по народной инициативе» от 15 января 2000 года, исходя из насущной необходимости консолидации общества для решения важнейших социально-экономических проблем, обеспечения эффективного функционирования всего государственного механизма в Украине, преодоления многолетнего противостояния и конфронтации между различными политическими силами, органами законодательной и исполнительной власти, что существенно тормозит осуществление экономических преобразований и ставит под угрозу утверждение независимого, демократического, правового украинского государства выяснения позиций граждан Украины относительно ряда актуальных вопросов, от своевременного решения которых зависит будущее страны, а также внесения в связи с этим соответствующих изменений в Основной закон Украины, руководствуясь статьей 72 и пунктом 6 части 1 статьи 106 Конституции Украины, постановляю:

1. Провозгласить проведение всеукраинского референдума по народной инициативе в воскресенье, 16 апреля 2000 года.

2. Включить в бюллетени для тайного голосования такие вопросы и возможные ответы на них:

РЕКЛАМА

1). «Высказываетесь ли Вы за недоверие Верховной Раде 14 созыва и внесения в связи с этим дополнений к части второй статьи 90 Конституции Украины такого содержания: «а также в случае выражения недоверия Верховной Раде Украины на всеукраинском референдуме, что дает основания президенту Украины для роспуска Верховной Рады Украины?»

Да.

РЕКЛАМА

Нет».

2). «Поддерживаете ли Вы предложения о дополнении статьи 90 Конституции Украины новой третьей частью такого содержания:

РЕКЛАМА

«Президент Украины может также досрочно приостановить полномочия Верховной Рады Украины, если Верховная Рада Украины на протяжении одного месяца не смогла сформировать постоянно действующее парламентского большинства или в случае неутверждения ею на протяжении трех месяцев подготовленного и поданного в установленном порядке Кабинетом министров Украины государственного бюджета Украины», которая бы устанавливала дополнительные основания для роспуска президентом Украины Верховной Рады, и соответствующее дополнения пункта 8 части 1 статьи 106 Конституции Украины словами: «и в других случаях, предусмотренных Конституцией Украины?»

Да.

Нет».

3). «Согласны ли Вы с необходимостью ограничения депутатской неприкосновенности народных депутатов Украины и исключением в связи с этим части 3 статьи 80 Конституции Украины: «Народные депутаты Украины не могут быть без согласия Верховной Рады Украины привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы?»

Да.

Нет».

4). «Согласны ли Вы с уменьшением общего количества народных депутатов Украины с 450 до 300 и связанным с этим изменением части 1 статьи 76 Конституции Украины слов «четыреста пятьдесят» на слово «триста», а также внесением соответствующих изменений в избирательное законодательство?»

Да.

Нет».

5). «Поддерживаете ли Вы необходимость формирования двухпалатного парламента в Украине, одна из палат которого представляла бы интересы регионов Украины и содействовала бы их реализации, и внесения соответствующих изменений в Конституцию Украины и в избирательное законодательство?»

Да.

Нет».

6). «Согласны ли Вы с тем, что Конституция Украины должна приниматься всеукраинским референдумом?»

Да.

Нет».

3. Волеизъявление граждан Украины осуществляется путем вычеркивания в случае позитивного ответа слова «нет», а в случае негативного ответа — слова «да».

4. Возложить подготовку проведения всеукраинского референдума по народной инициативе по вопросам, предусмотренным этим указом, на Центральную избирательную комиссию, соответствующие территориальные и участковые комиссии.

ЦИК, территориальные и участковые комиссии осуществляют полномочия по подготовке и проведению всеукраинского референдума согласно Конституции Украины, закону Украины «О Центральной избирательной комиссии», а также закону Украины «О всеукраинском и местных референдумах» в части, которая не противоречит Конституции Украины.

5. Кабинету министров Украины обеспечить финансирование подготовки и проведения всеукраинского референдума согласно смете, утвержденной Центризбиркомом.

6. Центральным органам исполнительной власти, Совету министров Автономной Республики Крым, местным государственным администрациям предоставлять необходимую организационную и техническую помощь комиссиям по всеукраинскому референдуму.

7. Этот указ вступает в силу со дня его оглашения.

Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский, комментируя по просьбе «ФАКТОВ» указ Президента о проведении референдума, заявил, что, по его мнению, дан старт политической реформе в Украине. Президент и та часть политического класса, которая поддержала его на выборах, пришли к выводу о необходимости изменения системы власти в стране. Видимо, так склонны считать и те несколько миллионов граждан, которые поставили свои подписи под документами о необходимости проведения этого мероприятия.

Г-н Погребинский считает, что существует несколько подходов к проблеме изменения системы власти. Самый распространенный: нужно пройти все положенные в этом случае процедуры. Но на данном этапе Украина вряд ли располагает возможностью и временем для осуществления традиционного изменения системы власти. Возможно, народные депутаты, которые накануне ввели мораторий на проведение референдумов, этого еще не осознают в полной мере и всячески противятся этой инициативе. Не в последнюю очередь и из-за того, что таким образом пытаются защитить свои корпоративные интересы. Другие критики проведения референдума (к ним относит г-н Погребинский и себя), считают, что референдум является несовершенным демократическим способом проведения реформ. Однако не стоит забывать о том, что революция -- тоже метод реформирования, и я не думаю, что сейчас нам нужно прибегать именно к этому способу.

Постоянный представитель Президента в Верховной Раде Роман Бессмертный, комментируя изданный Президентом указ о проведении всеукраинского референдума по народной инициативе, заявил, что данный документ нисколько не нарушает прав и свобод граждан, а следовательно, и Конституцию Украины.

Народный депутат считает, что некоторые статьи действующего ныне закона о всеукраинских и местных референдумах образца 1991 года, действительно, несколько не соответствуют положениям Конституции. Однако согласно требованиям «Переходных положений» Основного закона, нормативные акты, принятые до вступления в действие Конституции Украины, являются легитимными в той части, которая не противоречит Конституции. А поэтому, считает постоянный представитель Президента в парламенте, следует применять именно эти положения закона о всенародном волеизъявлении, отвечающие Конституции.

По мнению Р. Бессмертного, это и было сделано инициативными группами, зарегистрированными Центризбиркомом. К тому же, сейчас действуют новые нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы проведения референдума. То есть, речь идет о Законе «О Центральной избирательной комиссии».

Как известно, накануне парламент своим постановлением ввел мораторий на проведение каких-либо референдумов. В попытке остановить нежелательное в данный момент для законодательного органа всенародное волеизъявление народные депутаты, видимо, явно переусердствовали, заявив, что для реализации этой идеи нет достаточной правовой базы. Постоянный представитель Президента в парламенте по этому поводу в интервью УНИАН заявил, что «подобное решение Верховной Рады является очень неудачным способом воплощения в жизнь политических желаний лиц, просто недовольных политикой Президента».

2061

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів