БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ  >>
Происшествия

Ваххабизм прост, как столб, и агрессивен, как серная кислота

0:00 20 января 2000 594
Анатолий СИНГАЕВСКИЙ специально для «ФАКТОВ»

Неужели украинцы будут жить по законам шариата?

Тема, о которой пойдет речь, деликатна и одновременно взрывоопасна. Гораздо проще было бы ее не замечать, однако печальный опыт Югославии и России свидетельствует о том, что это далеко не лучшее решение проблемы. Чтобы Украина в будущем не стала очередной горячей точкой, вероятно, более правильным было бы объективное и всестороннее обсуждение всех аспектов этой темы.

В декабре 1999 года в Симферополе прошел II курултай мусульман Крыма, на котором присутствовало 218 делегатов, руководство меджлиса крымско-татарского народа и Госкомрелигий Украины и Крыма, а также муфтий мусульман Украины шейх Ахмед Тамим. Кроме внутренних проблем религиозных общин, на курултае рассматривалась также тема исламского экстремизма, широко обсуждаемая в последнее время в средствах массовой информации.

Связь крымских исламистов с чеченскими боевиками крепнет ежедневно

Крымские татары, возвращающиеся на свою историческую родину, сразу же привлекли к себе внимание со стороны различных международных религиозных организаций, в том числе и экстремистских. В течение ряда лет эта тема вяло обсуждалась в прессе, а первой ласточкой, вызвавшей серьезную обеспокоенность у жителей Крыма, стала публикация в ряде украинских, в том числе крымских, газет сообщения о том, что 16 мая 1999 года на станции Иловайск во время таможенного досмотра в поезде Кисловодск--Симферополь было обнаружено 2170 экземпляров газеты «Терджуман» (»Переводчик»), которую должны были распространить среди крымских татар 18 мая на траурном митинге в Симферополе. Газета была напечатана в Грозном, большая часть статей написана на русском языке, остальные -- на крымско-татарском. В издании были размещены любопытные тексты. К примеру, экс-президент Чечни Зелимхан Яндарбиев утверждал, что «Крым должен выйти «замуж» за ислам, потому что только ислам сохранит честь и достоинство Крыма, крымских татар». А председатель Союза мусульман России Надиршах Хачилаев убеждал в том, что выход крымских татар на улицы -- «это хороший признак, называемый пассионарностью народа. Джихад -- это напряжение на пути Аллаха». Командующий Дагестанской повстанческой армией Магомед Тагаев пожелал крымским татарам успеха на их «праведном пути», а в заявлении на имя Президента Украины говорилось: «Считаем возможным избрать адекватное открытое сопротивление и противостояние политике Украины всеми доступными методами защиты» в связи с ее «колониальной политикой». К экземплярам издания на отдельных листах прилагался перечень адресов редакций газет, вузов, меджлиса, общественных структур крымских татар. В сопроводительном письме редактор «Терджумана» сообщал, что газета -- «бомба для наших коллаборационистов и для некрымско-татарского Крыма», а также просил сообщить, какое впечатление она произвела.

Осенью газета «Крымское время» опубликовала статью о том, что в одном из симферопольских вузов среди крымско-татарских студентов распространяются календари--плакаты ультраправой профашистской организации «Серые волки», на которых был изображен один из основателей и лидеров этого движения Юсуф Акчура. Рядом с эмблемой указывались телефон и факс, а по бокам расположились флажки 22 государств, которые должны составлять тюркскую империю. Был здесь и голубой флажок с желтым знаком крымско-татарских ханов, обозначающий Крым. Кроме того, студентам раздавали документы VI курултая Международного объединения тюркской молодежи. В них сообщалось, что по отношению к крымским татарам «украинское государство поощряет систему апартеида», а Россия «на бескрайних просторах Евразии ведет политику державности, фашизма». «Турция должна стать признанным лидером и защитником всех тюркских государств, включая и борющиеся за выживание этнические тюркские территории», -- утверждают авторы.

Огромную шумиху вызвали две публикации в «Крымской правде» под общим заголовком «Шамиль! Мы с тобой!» (в Крым даже приезжала съемочная группа из Японии). В статьях речь шла о том, что студенты из арабских стран насаждают в Крыму фундаментализм и ваххабизм, завозя литературу сомнительного содержания. К примеру, в изданной в Пакистане на русском языке книге «Намаз» говорится, что мусульмане должны подчиняться только мусульманскому государству, в котором руководство и судьи являются мусульманами, конституцией -- Коран, а судьи судят на основе исламского шариата. «Если государству не свойственны данные качества, то это уже не ваше государство. И вы не должны подчиняться ему. Вы также не должны уважать приказы руководителей такого государства, потому что оно не ваше и не на вас рассчитано. Признание таких руководителей считается рабством, а мусульманин не должен стать рабом другого человека», -- убеждает автор «Намаза» молодых крымских татар.

За период с 1990 по 1997 год в Украине созданы 11 общественных организаций мусульманского толка, которые в той или иной степени имеют отношение к партии «Братья мусульмане» -- известной экстремистской организации, готовящей инструкторов по проведению террористических актов в Европе. В Крыму работают представители трех крайне экстремистских организаций -- «Ваххабиты», «Братья мусульмане» и «Братья освобождения Палестины». В одном из молельных домов автономии член районного меджлиса предложил руководителям религиозных мусульманских общин призвать молодежь для помощи Дагестану: «Пройти через джихад, пролить кровь неверных должен каждый мусульманин».

Чеченские боевики и фундаменталисты давно наладили связи. В одном из писем член организации «Братья мусульмане» (Нальчик) пишет своему товарищу в Крым: «Ездили в Чечню к Хаттабу на базу. Как нам сказали, скоро будет в Дагестане джихад. У Хаттаба готовятся ребята. Установи связь с «Братьями мусульманами» и привези нам от них литературу, книги Сайд Кутба и другие. Если наладим связь, будешь ездить туда-сюда (деньги есть)». Тесная связь крымских исламистов с чеченскими крепится ежедневно: имеются сведения, что в Керчи, Феодосии и других населенных пунктах Крыма представители чеченских полевых командиров, прекрасно осознающих, что война в Чечне закончится не в их пользу, за бесценок скупают квартиры для членов семей боевиков. Летом 1997 года в г. Ирпень прошла международная конференция, в которой приняли участие около 40 мусульманских экстремистских группировок Украины, а также делегаты из Судана, Ливана и Сирии. На конференции обсуждались вопросы, связанные с их работой на украинской территории.

Получается, что в Украине пышным цветом расцвел фундаментализм и не сегодня-завтра украинцы станут жить по законам шариата?

Станет ли Европа частью мусульманского супергосударства?

Что же на самом деле происходит сегодня в Крыму? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться с терминами. По словам старшего научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН Дины Малышевой, термин «фундаментализм» возник в США и означал теологическое движение, нацеленное на сохранение основ христианства. Исламский фундаментализм -- это одно из течений ислама, представители которого стремятся к тому, чтобы все мусульмане жили по законам шариата, строго выполняли предписания Корана, а в государстве соблюдалось равенство и сотрудничество всех его членов. Как правило, фундаменталисты протестуют против попыток приблизить ислам к нуждам и потребностям современности. Для крайне экстремистских течений фундаментализма характерно агрессивное неприятие европейско-христианских духовных ценностей, готовность прибегнуть к насильственным методам, включая террористические.

Ваххабизм -- религиозно-политическое реформаторское движение в суннитском исламе, возникшее в Центральной Аравии в конце ХVIII века на основе учения Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба (1703-1787), проповедавшего строжайшее соблюдение принципа единобожия, отказ от поклонения святым местам, очищение ислама от поздних наслоений и нововведений. Одним из самых главных положений ваххабизма является идея о «священной войне» (»джихаде») против многобожников и мусульман, отступивших от «истинного» ислама. Ваххабитское учение является официальной идеологией Саудовской Аравии и занимает господствующее положение в Афганистане. Первые ваххабиты, как и их современные последователи, придерживались суровой простоты нравов, резко выступали против роскоши и стяжательства. На Северном Кавказе ваххабиты именуют себя сторонниками «чистого ислама» и стремятся навязать свою веру представителям других форм мусульманской религии. Уже давно отмечено, что ваххабизм побеждает в странах со слаборазвитой экономикой. Как это не прискорбно признавать, но факт остается фактом -- в большинстве последних военных конфликтов одной из сторон выступают мусульманские государства.

В связи с событиями на Кавказе в российских СМИ появились публикации, рассказывающие о том, что ваххабизм рассчитывает подчинить своему влиянию Африку (Ливия, Египет, Судан, Чад), а также Йемен, Оман, Ирак, Сирию, Турцию, Иран, Пакистан, Туркмению, Узбекистан, Киргизию, Таджикистан, Казахстан, Чечню и Дагестан. Наиболее активен он сегодня в Чечне, Киргизии, Таджикистане и в бывшей Югославии. В России наблюдается одна и та же картина: вначале создаются региональные центры ваххабизма, а затем на деньги, приходящие из-за рубежа, строятся мечети и медресе, устраиваются «летние лагеря», в которых молодые талибы (ученики) проходят военную подготовку. Ислам -- наиболее мощная мировая религия -- распространяется не только за счет демографического прироста населения мусульманских стран. Слаборазвитые страны привлекают приспособленность ислама к общинному образу жизни с его сильным элементом взаимопомощи и равенства, простоты мировоззрения.

Сегодня в мире насчитывается 1700 млн. христиан и 1200-1300 млн. мусульман. По утверждению некоторых западных специалистов, к середине XXI века носители западной цивилизации будут составлять от одного до пяти процентов населения мира. Если верить спецслужбам США, саудовский мультимиллионер Усама бен Ладен разработал грандиозный план объединения 48 государств Азии, Африки и Европы в одно мусульманское супергосударство, которое в дальнейшем расширится за счет Северной и Южной Америки, а также Австралии и Гренландии. К 2010 году это будет громадный халифат со столицей в Саудовской Аравии.

Для реализации своего плана в феврале 1998 года Усама бен Ладен создал организацию «Мировой фронт джихада» (МФД), объединяющий исламских экстремистов. Кстати, началом международному исламскому терроризму явилось поражение арабских стран в войне с Израилем в 1967 году, после которого ультрарадикальные террористические группировки объявили джихад неверным и по Европе прокатилась мощная волна терактов. Согласно секретному докладу ЦРУ, в 1998 году около 120 террористических исламских группировок получили финансовую помощь на сумму 4,5 млрд. долларов.

В настоящее время к МФД примкнули группировки, действующие в Ливии, Иордании, Йемене, Ливане, Алжире, Пакистане, Египте и Бангладеш. Боевики фронта принимали участие в вооруженном конфликте в Косово, поддерживают экстремистские исламские группировки на Филиппинах. Бен Ладен встречался с руководством чеченских группировок и лидерами таджикской и узбекской оппозиций. В новой программе подготовки террористов есть раздел, посвященный работе с токсичными веществами и газами. Террористов обучают приемам изготовления отравляющих веществ на основе имеющихся в продаже химических препаратов. По данным российских спецслужб, боевиков Дагестана частично финансировал МФД.

«Возрождение ислама в Крыму находится в зачаточном состоянии»

Понятно, что происходящие в мире изменения не могут не коснуться Украины, в которой, по разным оценкам, проживает от 800 тысяч до 2 миллионов мусульман. По данным Госкомитета по делам религий, в Украине существует почти 300 мусульманских общин (из них 221 -- в Крыму, остальные -- в Приазовье и Киеве). Подавляющее большинство священнослужителей являются гражданами Украины. Если учесть, что численность крымских татар в Крыму превышает 10 процентов общего населения республики, то понятно, почему местные СМИ уделяют этой проблеме большое внимание.

По словам одного из лидеров находящегося в оппозиции меджлису Национального движения крымских татар Васьви Абдураимова, в Советском Союзе ислам носил замкнутый характер и не имел контактов с зарубежными мусульманскими организациями. На территории СССР, за исключением части азербайджанцев и таджиков, в основном, был распространен суннизм, который в свою очередь делится на несколько школ. Среди приверженцев того или иного направления суннизма постоянно идет духовная борьба. И нет ничего удивительного в том, что после распада Союза, когда установились связи с ведущими исламскими центрами, тут же были задействованы мусульмане СНГ.

Учение, распространенное в Крыму среди татар до революции, вначале было законсервировано, а затем частично размыто последующим безбожием. И сегодня никто с уверенностью не может сказать, какая мусульманская школа главенствовала здесь до 1917 года. Однозначно, что это был суннизм. Не удивительно, что после возвращения крымских татар на историческую родину сюда устремились представители различных направлений ислама. Сегодня в Крыму конкурируют арабская школа и та, что главенствует в Турции. Это явление воспринимается с опаской, поскольку идеологического контроля со стороны государства нет. Кстати, в Крым ислам пришел с арабскими купцами в IX веке, и классический ислам крымских татар имеет арабские корни. «В Крыму нет и не может быть таких мусульманских структур, которые бы представляли угрозу Украине, -- считает Абдураимов. -- Хотя бы потому, что возрождение ислама здесь находится в зачаточном состоянии».

Представители одной из общественных организаций, лидеров которой обвиняют в тесных связях с «Братьями мусульманами», сообщили «ФАКТАМ», что два года назад они уже побывали в соответствующих органах, но никто не смог доказать их причастность к экстремистским организациям. «Мы работаем во благо Украины, и у нас нет контактов с чеченцами, -- утверждают члены этой организации. -- В Украине нет такого явления, как ваххабизм, хотя оно в какой-то мере присутствует в России, в частности в Чечне и Дагестане. Мы не исключаем появления их эмиссаров и в Украине. Но если в Чечне сегодня идет война, то ислам здесь ни при чем».

«На вопрос, есть у нас экстремисты или нет, ответ должны дать соответствующие органы, в конце концов, за это им деньги платят, -- утверждает бывший депутат ВС Крыма, когда-то ратовавший за присоединение Крыма к России. -- Но сама постановка вопроса совершенно справедлива. Ваххабизм прост, как столб, и агрессивен, как серная кислота. Он разорвет крымских татар на враждующие группировки. А чем все это закончится, ясно на примере Чечни. Понятно, что в таком случае ни один турист, если только он не любитель острых ощущений, в Крым не приедет. Особенно жалко крымско-татарских женщин, стариков и детей. Русские побегут в Украину и в Россию, украинцы -- в Украину. А куда им деваться? Их легковерные мужчины погибнут в борьбе с неверными. А вот те, кто заварил эту кашу, переплывут на противоположный берег Черного моря и в Анкаре будут показывать видеофильмы о зверствах Национальной гвардии Украины в Крыму, как это делают сейчас чеченцы, повествующие о злодеяниях российской армии».

Книга воинствующего фундаменталиста издана… в Москве

В эксклюзивном интервью «ФАКТАМ» муфтий Украины шейх Ахмед Тамим заявил:

«Проблема навязывания чуждой мусульманам Украины идеологии существует, и об этом нельзя молчать. Мы во всеуслышание заявляли об угрозе экстремизма задолго до того, как произошли известные события в Чечне, Дагестане и Таджикистане. Но многие тогда этого не заметили. Ведь ваххабизм, по сути, не исламское движение. На самом деле под лозунгом ислама странам СНГ навязывается чуждая мусульманам идеология. Ваххабиты не считают нас мусульманами. Ярким примером тому служат кровавые события в Афганистане, Алжире, на Кавказе.

Мы не должны ждать, пока беда постучится в наши ворота. В Украине и в Крыму действуют представители таких экстремистских организаций, как партии «Братья мусульмане» и «Освобождение». Также они работают в Москве, Башкортостане, Татарстане, на Северном Кавказе. О них мы узнаем, когда появляется литература экстремистского характера или в каком-либо регионе возникают вооруженные конфликты. Книги экстремистов выходят огромными тиражами. Причем одно и то же течение ваххабизма или иного экстремистского направления регистрируется сразу под именами нескольких юридических лиц. И когда одно из них закрывают, второе продолжает действовать на вполне законных основаниях».

Председатель меджлиса крымско-татарского народа Мустафа Джемилев в интервью «ФАКТАМ» сказал: «У нас есть несколько людей, которые те или иные положения ислама трактуют несколько по-своему. Но экстремизм и ваххабизм, о которых пишут газеты, в Крыму вообще отсутствуют. Мы знаем, кто это выдумал и с какой целью».

Председатель Совмина Крыма Сергей Куницын так комментирует сложившуюся ситуацию: «То, что исламский фундаментализм пытается вести в Крыму определенную работу с учетом того, что здесь проживают крымские татары, -- не секрет. Однако у нас нет поводов говорить, что крымские татары каким-то образом участвуют в этих мероприятиях».

В брошюре под многозначительным названием «Экстремизм», изданной Духовным управлением мусульман Украины, о книге «Намаз» сказано, что в ней извращены толкования «положений шариата по вопросу о власти и государстве». Авторы отмечают, что и книга лидера организации «Ислам: идеи, движения, перемены» Фатхи Якана «наполнена опасными идеями воинствующего фундаментализма», которые «приводят к извращенному толкованию Корана, дискредитируют ислам, а также разжигают вражду как внутри мусульманского мира, так и за его пределами». Примечательно, что издана она… в Москве, при содействии Всемирной ассамблеи исламской молодежи. Как бы отвечая на вопрос, чем же отличаются фундаменталисты от экстремистов, авторы брошюры пишут, что «экстремисты иногда называют себя фундаменталистами, потому что только сами себя считают истинными мусульманами, соблюдающими шариат и Коран. По их мнению, после того как ислам распространился до Китая и Испании, руководители перестали действовать по законам ислама, ученые стали по-новому толковать Коран, а люди перешли в язычество».

Понятно теперь, кем для них являются крымские татары.


«Facty i kommentarii «. 20 января 2000. Жизнь

Читайте нас в Telegram-канале, Facebook и Twitter

Читайте также
Новости партнеров