ПОИСК
Спорт

Олег блохин: «местные журналисты думали, что на кипр я прилечу на военном истребителе миг-29»

0:00 14 липня 2000
Інф. «ФАКТІВ»
Застать в Украине Олега Блохина — задача не из легких, а если и бывает в Киеве, то свободного времени у него практически нет. Но в этот приезд легендарного футболиста на Родину все было по-другому. Олег Владимирович находился в отпуске и не просто выразил свое согласие на общение с журналистами, но и откровенно ответил на все интересовавшие наших читателей и его поклонников вопросы. Многие дозвонившиеся на прямую линию «ФАКТОВ» просто благодарили великого футболиста за то, что он есть…

- Алло, звонит Виталий Черныш из Сумской области. Олег, почему вы не работаете в киевском «Динамо» или в сборной Украины?

- А мне этого никто не предлагал. Я — профессионал и работаю там, где мне эту работу предлагают. Видимо, за границей мой труд оценивается выше, чем в Украине. Впрочем, тренировать сейчас какой-либо украинский клуб бесперспективно. Сегодня у команды есть деньги, а завтра уже может не быть. Лишь киевское «Динамо» и, пожалуй, донецкий «Шахтер» могут сегодня справиться со всеми финансовыми трудностями. Но меня туда почему-то не приглашают.

- Алло, добрый день. Савченко Владимир из Макарова. Во-первых, хочу поблагодарить пана Швеца за ту огромную нелегкую работу, которую он проводит, за организацию прямой линии. А во-вторых, у меня есть к «ФАКТАМ» и Блохину дельное предложение. Олег Владимирович, вы великая личность в футболе, вам принадлежат почти все футбольные рекорды. Почему бы вам при помощи «ФАКТОВ» не открыть клуб Олега Блохина, куда вступали бы футболисты, забившие больше 300 мячей?

- Знаете, я против того, чтобы мне ставили памятник при жизни. Поэтому открывать какой-то свой клуб будет нескромно. Другое дело, учредить специальный приз… Я подумаю над этим.

РЕКЛАМА

- Алло, здравствуйте. Это Попов Денис Владимирович из Киева. За какую сборную вы болели на чемпионате Европы?

- Я болел за французов. А вообще мне понравились команды Португалии и Франции, продемонстрировавшие современный футбол. А вот, к примеру, итальянцы разочаровали. Предложенный ими защитный вариант игры «катеначчио» был изобретен еще в 70-х годах… Еще не понравились английская и немецкая сборная. Ну, последней провал можно было предсказать — в Германии сейчас большие проблемы с перспективной молодежью. А вот к чему стремились на этом чемпионате англичане, я так и не понял. Ну как может команда Англии выигрывать 2:0 и не удержать победу? С другой стороны, игра сборных Франции и Португалии мне очень понравилась. На мой взгляд, эти команды пропагандируют футбол будущего.

РЕКЛАМА

- Алло, меня зовут Сергей, я из Киева. Скоро в Южной Африке состоится товарищеский матч между белокожими и темнокожими футболистами. В российских газетах промелькнула информация, что приглашены вы и Дасаев…

- А в какую команду — газеты не уточнили? Знаете, лично я никакого приглашения не получал.

РЕКЛАМА

- Здравствуйте, Сергей из Киева беспокоит. Олег, вы очень долго работали в Греции. Какие у вас впечатления об этой стране, о греческом футболе?

- В Греции один человек сказал мне гениальную вещь: «В этой стране можно жить, но нельзя работать». И действительно, для отдыха Греция — прекрасная страна! А для работы… На тренерском посту я пребывал как на вулкане. В каждое воскресенье, когда проходят игры, мне необходимо было только побеждать. Никого не волнует, что соперник сильный или играешь в гостях. Выиграл — герой, лучший! А вот если проиграл раз-другой, значит, грош тебе цена как тренеру, и запросто можно лишиться работы.

- Звонит Михаил из Донецка. Олег, вы собирали видеокассеты с матчами своей команды?

- Конечно! Кстати, у меня есть кассета, где записан мюнхенский матч с «Баварией» за Суперкубок. Эта игра нигде не транслировалась, а видеозапись есть, по-моему, только у меня и Буряка. Интересно, что кассету я получил чисто случайно. Как-то в венском аэропорту ко мне подошла женщина и на ломаном русском языке спросила: «Вы Олег Блохин?» Я удивился, откуда она меня знает. Женщина отвечает: «Мы хотим создать фильм о матчах «Динамо» и «Баварии». Я брала интервью у Беккенбауэра, Шварценбека, Веремеева… Теперь хочу поговорить с вами». Честно говоря, сначала хотел отказаться, да и времени для разговоров не было, но когда она сказала, что у нее есть кассета нашего поединка в Мюнхене, я сразу забыл, что мне куда-то надо лететь… Иногда смотрю эту кассету и думаю: здорово же мы тогда играли! До сих пор удивляюсь, как я носился по полю. Скорость у меня была невероятная!

- Алло, это Олег Блохин? Владимир Михайлович беспокоит. Я всегда восхищался вашей игрой. Обидно, что вам никто не предлагает работу в Украине. Я хочу вам такую предложить…

- Какую именно?

- Наша компания занимается нефтяным бизнесом. Кстати, тесно сотрудничаем с Грецией. Мы создадим вам все необходимые условия для нормальной работы, а вы будете тренировать наших мальчиков.

- Извините, но мальчиков тренировать не смогу. Я ведь не детский тренер.

- Мы можем сделать по-другому. Давайте создадим частный профессиональный клуб и будем соревноваться с «Динамо».

- Для того чтобы создать хороший клуб, все нужно начинать с нуля…

- Ну так начнем! С финансами проблем не будет. Запишите наш телефон, давайте встретимся и поговорим обо всем серьезно.

- Ну что ж, давайте!

«Владимир Щербицкий собирал все газетные вырезки о «Динамо»

- Алло, Олег Владимирович, скажите, пожалуйста, вы за границей прописались капитально?

- Нет. У человека есть одна Родина. Для меня — Украина. А за границей только работаю временно. Я  — коренной киевлянин. В этом городе родился, вырос, здесь и умирать буду.

- Вы жили на Первомайском массиве?

- На Чоколовке. Там много знаменитых футболистов родилось. Мунтян, Бышовец… С Бышовцем я учился в одной школе, у нас даже был один классный руководитель.

- Что вы можете сказать о Владимире Щербицком? Вы ведь не раз с ним встречались…

- Я считаю, что именно он в свое время содействовал активному развитию спорта в Украине, всегда интересовался футболом и искренне переживал за «Динамо». Я даже знаю, что Владимир Владимирович собирал все газетные вырезки про нашу команду.

- Значит, вы точно вернетесь в Киев?

- Обязательно!

- Олег, здравствуйте! Вас беспокоит Елена из Львова. Вы верите в приметы, предсказания?

- Нет, не верю. В это моя бывшая жена и теща верят. Иногда доходило до полного абсурда! Как-то пришел в гости к теще — Альбине Николаевне Дерюгиной. Захожу в комнату, а там перед телевизором все усеяно банками, бутылками, чашками… И все — с водой. Я спрашиваю: «Что случилось?» А она мне: «Тише… Алан Чумак сейчас воду заряжать будет!»

Была и другая история. Альбина Николаевна и Ирина Ивановна как-то в Грецию ко мне шамана прислали. Мол, он так «заряжает» футболиста в команде соперников, что тот непременно играет плохо. Ну, привел я этого шамана на один матч, посадил недалеко от поля. Мы выиграли со счетом 1:0. Подходит он ко мне после игры: «Ну, как я его «зарядил»? Парень вообще не сыграл». «А кого именно ты «зарядил?» — спрашиваю. «Да вот того-то». «Я же перед игрой показывал тебе другого!» «Другого?.. А какая разница? Ты ведь все равно выиграл!» Вот такие они, эти шаманы…

- А какие у вас сейчас взаимоотношения с Ириной Дерюгиной?

- Цивилизованные.

- А чем занимается ваша дочь?

- Учится в Америке. К сожалению, я уже год ее не видел, общаемся только по телефону… Хотя я считаю, что заканчивать школу и получать образование ей нужно было здесь, в Киеве. Поступила бы в университет, закончила бы его, а там бы уже нашла работу в любой фирме. Она ведь знает много иностранных языков, без проблем может ездить по свету. Ира хочет заниматься международным правом и адвокатурой, но ведь если она выучится этому в Америке, то работать сможет только в США! Правда, я пока не знаю, собирается ли она вообще возвращаться в Украину…

- Здравствуйте, Олег! Звонит Владимир из Киева. Какое ваше самое любимое блюдо?

- Я люблю все, что готовит моя мать. Просто обожаю приготовленные ею битки. Раньше она покупала мясо на Бессарабском рынке у одного и того же мясника. Он знал, чья она мать, и оставлял ей специально отобранные битки.

- Скажите, а когда вы находились на пике славы, девчонки пытались с вами знакомиться?

- Пытались. Присылали любовные письма, фотографии… Один раз какая-то девушка прислала цветы. А я люблю цветы. Особенно розы.

- А вы с девушками знакомились?

- Нет. У нас просто времени на это не было. К тому же нельзя было сделать что-то такое, о чем бы не узнал Лобановский.

- Что, следили за каждым вашим шагом?

- Следили — не следили, но ему всегда все было известно. К примеру, если в свободное время кто-то осмеливался пойти в ресторан, а тем более выпить — Лобановский всегда знал об этом. Впрочем, если мы выигрывали, то Васильич делал вид, будто ничего не было.

- Вы не жалеете, что полжизни провели, как в тюрьме?

- Я жалею только о том, что мне не удалось уехать за границу лет в 28--30. Больше ни о чем. Что мое — то мое. И даже ошибки — это тоже мои собственные ошибки.

- И не обидно, что вы зарабатывали не так, как нынешнее поколение футболистов?

- Это другое дело. Мне не раз говорили, что если бы я играл не тогда, а сейчас, то стал бы уже миллионером. И я с этим согласен. Но что поделать…

- Алло, здравствуйте. Это «ФАКТЫ»? Олег, скажите, а как можно познакомиться с вашей дочерью? Я ее большой поклонник.

- Я ни с кем ее не знакомлю. Дочке 18 лет, она сама выбирает себе друзей. Ира сейчас в Америке, поэтому вы можете попробовать найти ее там и познакомиться.

«Меня, как майора милиции, за пределы Родины никто не отпустил бы»

- Добрый день! Валерий из Киева звонит. Олег, случалось иногда, что вы жалели проигравшую команду?

- Никогда!

- А был ли такой матч, когда вам было особенно обидно за всю проигравшую команду?

- Был, не скрою. В 1977 году в полуфинале Кубка чемпионов играли с немецкой «Боруссией». Дома мы победили со счетом 1:0, а в гостях проиграли — 0:2. После матча я сидел в раздевалке и … плакал. Ведь мы могли впервые пробиться в финал самого престижного еврокубкового турнира…

- А правда, что вас с Буряком приглашали в московский «Спартак»?

- Правда.

- Почему же вы не согласились?

- «Спартак» уже был для меня принципиальным профессиональным «врагом». К тому же, представьте, как бы на это отреагировали в Киеве!

- Здравствуйте, Олег Владимирович! Звонит Дмитрий Олегович, болельщик со стажем. Если не ошибаюсь, вы были майором милиции?

- Да. Хотя по штатному расписанию спортсменам выше капитана не давали. Исключение сделали только для меня да для хоккеистов Третьяка и Харламова. Знали бы вы, чего мне стоило потом снять эти погоны майора…

- А зачем вам нужно было их снимать?

- Ну мне же нужно было комиссоваться, чтобы получить возможность улететь отсюда! А кто бы отпустил майора милиции за пределы Родины?

- Расскажите подробнее…

- О, это была целая эпопея! Куда я только не обращался за помощью… В Москве был один такой заместитель по кадрам МВД СССР, Журкин его фамилия, кажется… Захожу я к нему в кабинет. «Вы кто?» — он меня спрашивает. Отвечаю: «Майор Блохин прибыл для решения такого-то вопроса». «Почему не в форме?» «Так я ее никогда не носил», — говорю. Он смотрин на меня уже с большим интересом: «А, это тот тип, который за мячом гоняется? Ну, и что ты хочешь?» «Погоны снять», — отвечаю. «Что-о-о?!!» Как начал он меня отчитывать!.. Я же на своем настаиваю. «Ну, ладно, ты иди, а мы тут подумаем», — сказал он, наконец. Только я вышел из кабинета, а он, видимо, сразу в Киев позвонил. Прилетаю я домой, а мне говорят: ничего у тебя, Олег, не получится, если мы пойдем тебе навстречу, нас всех уволят. Пришлось мне опять в Москву ехать. Не поверите, три месяца я жил в поездах. Утром в Москву приеду, вечером возвращаюсь в Киев. На следующий день все наоборот. Проводницы предлагали вообще из поезда не выходить. Мол, все равно без толку ездишь. В общем, я так до сих пор и не знаю, как мне удалось уехать.

Или вот еще такая хохма. Прилетаю я на Кипр, а в аэропорту, как ни странно, ни одного журналиста. Представители клуба меня встретили, отвезли в гостиницу. Неужели никто не знал о моем прилете? Оказалось, журналисты ожидали, что я прилечу на МИГ-29: раз майор, то летать должен непременно на истребителе. Словом, веселый народ эти журналисты…

- Вы, что, действительно ни разу не надевали милицейскую форму?

- Один раз — на присягу. Как сейчас помню, пришли мы в военную часть N3217, а нас уже капитан ждет. «Где форма ваша?» — спрашивает. «А зачем?» «Как же вы хотите присягу принимать? Ладно, сейчас что-то придумаем». Идет солдат мимо. Капитан ему: «Иди сюда, быстро раздевайся». Переоделись мы. Мне досталась форма размера, наверное, 62-го. Читаю я текст присяги, а мне вдруг фуражка на глаза сползла. Что делать? Одной рукой автомат держу, другой — присягу. И говорю капитану: «Подержите, пожалуйста, присягу». Сам же рукой фуражку поправил. Потом, после чтения текста, я должен был сказать: «Служу Советскому Союзу». А я сказал капитану: «Спасибо большое!» Пожал ему руку и был таков.

«Грудью свою дочь я не кормил»

- Здравствуйте! Звонит Леонид из Золотоноши. Олег Владимирович, сказать, что вы — символ советского футбола — значит, почти ничего не сказать. Что бы вы сами добавили к своему образу, чтобы сделать его более полным?

- Неуступчивый, неуживчивый, как еж. Характер у меня не изменился, но я стал более самокритичным.

- Не жалеете, что у вас всего один ребенок?

- Очень жалею! Ведь я люблю детей. Наверное, надо было сразу «позаботиться» о двоих или троих. Вот когда еще пеленки были, когда я их гладил, тогда и надо было принимать это решение…

- А что вы еще делали кроме глажки? Мыли, стирали?

- Конечно!

- Кормили?

- Только не грудью!

- В Греции вы вместе с дочкой прожили восемь лет. Вы были хорошим отцом?

- Ну, это у нее спрашивать надо… Надеюсь, что хорошим.

- Вы такой стройный, подтянутый. Ни за что не скажешь, что вам скоро пятьдесят…

- Каждый человек прежде всего стареет в душе. Я встречал «молодых стариков», которым было едва за тридцать. Им уже ничего не хотелось. Я же думаю так: когда человек стремится жить интересно, он меньше всего думает о своем возрасте. Возьмем, к примеру, моих родителей. Мать до сих пор спешит на работу бегом, отец тоже не сидит сложа руки.

«Пару раз с Буряком мы чуть было не подрались»

- Здравствуйте! Говорит Павел, киевлянин. Я где-то читал, что на базе в Конче-Заспе вы пятнадцать лет жили в одной комнате с Буряком, а еще семь — с Кузнецовым. Вы не надоедали друг другу, не доходило ли дело до серьезных ссор?

- Бывало. Пару раз с Буряком чуть было не подрались. Ну, тут накладывалось одно на другое: одна и та же комната, рядом одно и то же лицо, то же футбольное поле, тот же бильярд… Плюс к этому психологическая усталость. Иногда просто не хотелось никого видеть. А деваться было некуда. Вот и ссорились.

- Правда ли, что в 1976 году, когда вы этим футболом уже «насытились», а тренеры нагрузок не снижали, как-то на тренировке, в которой активно участвовали Лобановский и Базилевич, вы намеренно пытались надавать им по ногам?

- Было такое. Правда, не то чтобы просто ударить, но и зацепить пытались. Ну а как все это было выдержать? Мы тогда готовились к Олимпиаде в Монреале, тренировались то в жарком климате, то в среднегорье… Сил не было никаких! Приехали мы в Монреаль, а мне на этот мяч смотреть было тошно. Все спрашивали, что, мол, с тобой такое: в прошлом году был лучшим игроком Европы, а сейчас — вроде впервые на поле вышел? А что я мог сделать? Я был просто «мертвым». Да и все остальные игроки чувствовали себя не лучше. В том году мы проиграли Олимпиаду, чемпионат Европы, первенство Союза. За один какой-то месяц сыграли девять матчей. А еще переезды, перелеты… Словом, «достали» нас тогда сильно…

- Алло, могу я задать вопросы Олегу Блохину? Это звонит Александр из Донецка. Олег, можно ли утверждать, что самыми памятными для вас были матчи с «Баварией» в 1975 году?

- Я бы не хотел особо выделять какие-то игры. И плохие были, и хорошие. В конце концов, за двадцать лет моей карьеры футбольный «кубик-рубик» сложился именно так, а не иначе. Я стал тем, кем стал. И ничуть об этом не жалею. Хотя, наверное, поединки с «Баварией» все-таки стоят особняком. И Суперкубок мы выиграли, и «Золотой мяч» я получил. А еще мне запомнились финалы Кубка кубков в 1975 и 1986 годах. В обоих матчах я играл с серьезными травмами.

- А правда, что за победы в Кубке кубков вам платили очень большие премиальные?

- Да ерунда это все! Мы тогда играли не за деньги. Как и в чемпионате СССР, за каждую победу мы получали 51 рубль. А вообще, как майор милиции я получал 320 рублей. Чуть позже за звание «Заслуженный мастер спорта» мне начисляли еще двадцатку. В 75-м за победу в Кубке кубков нам выдали, чтоб не соврать, долларов 700 или 800. А в 86-м мы получили по 1 200 долларов. В те годы считалось, что это сумасшедшие деньги.

- Добрый день! Это звонит Сергей из Киева. Олег, вы согласны с тем, что Валерий Лобановский — самый выдающийся тренер СССР?

- По достигнутым результатам он, однозначно, лучший! Сколько Лобановскому было лет, когда он возглавил киевское «Динамо»?.. А ведь всего через год мы начали побеждать всех подряд. Потом, именно Лобановский разработал систему подготовки футболистов, которая опиралась на научные исследования. Она действительно стала новаторской. Наконец, следует признать, что Валерий Васильевич точно угадывал пути развития футбола и пытался опережать время.

«Как-то за год я не был дома целых 330 дней!»

- Добрый день! Звонит Татьяна из Киева. Олег, вам часто разрешали видеться со своими женами?

- Увы, не часто. В какой-то год я не был дома целых 330 дней! Иногда после игр отпускали домой часов на пять-шесть. Потом надо было обязательно возвращаться на базу.

- Как же вы с ними общались?

- Были ребята, которые часами висели на телефоне. К примеру, Володя Онищенко мог болтать подряд часа три-четыре. Отрадой для нас были матчи дублирующих составов. Нас, как правило, возили на стадион. Вот там можно было повидать своих жен. Посидишь, полтора часа подержишь ее за руку — все нормально!

- А не возникало мысли рвануть куда-нибудь за пределы стадиона?

- Всякие мысли посещали… Жаль, не всегда удавалось их осуществить.

- Алло, Евгений из Киева беспокоит. Олег, вы сейчас живете в Афинах?

- Да, я снимаю там квартиру.

- Большую? Что в ней есть необычного?

- Ничего необычного. Площадь 120 квадратных метров, белый потолок, бежевые стены, кондиционер…

- Сауна, джакузи…

- Сауны нет. Правда, есть два туалета. А вообще, квартира у меня очень уютная!

- Можно сказать, что вы живете в райских условиях?

- Смотря с чем сравнивать. Иногда мне приходилось жить по-спартански. Один раз на тренировочном сборе в Гантиади вообще было весело: ветер с моря дует, холодно, воды горячей нет, отопление слабое. Спали в двух спортивных костюмах под двумя одеялами, да еще и в шапочках. К тому же мы с Буряком «чистюли» были. Чтоб не постирать грязную футболку — да не дай Бог! Частенько сваливали грязную одежду в ванночку для мытья ног и отдраивали все это в холодной воде хозяйственным мылом. Вот так!

-- Добрый день! Звонит Виктория из Запорожья. Олег, у меня к вам такой вопрос: когда вы были за границей, вам разрешали ходить в магазины?

-- Да, нам всегда выделяли для этого час-полтора.

-- А за вами кто-то следил при этом?

-- Да попробуй за нами уследи! Мы разбегались в разные стороны, да еще с такой скоростью, что никто бы не угнался.

-- И что вы покупали?

-- Музыкальные компакт-диски, жевательные резинки, сувениры, подарки друзьям… Словом, ничего особенного. Да и стоит там все недешево. Помню, перед каким-то матчем нам выдали по 13 долларов суточных. За эти деньги я смог купить только компакт и жвачку. Больше ни на что не хватило.

753

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів