ПОИСК
Події

«когда я на улице случайно натыкаюсь на людей, они начинают бить меня еще до того, как я успеваю показать им удостоверение слепоглухого… »

0:00 27 липня 2000
Інф. «ФАКТІВ»
Дмитрий Рождественский пытается организовать первое в Украине общество слепоглухих

До встречи с Дмитрием я весьма слабо представляла себе, как можно общаться со слепоглухим. Надежда была только на его зрячую жену Наташу. Наташа оглохла в раннем детстве, причиной тому стало заболевание почек. И все 13 лет брака, как и все инвалиды слуха, Дима и Наташа общались с помощью жестовой речи. Хотя Дима уже ничего не видит, он каким-то образом понимает жену. Супруги очень волновались и пригласили переводчика, который обычно помогает им общаться по телефону, чтобы я смогла правильно понять их. Но уже через час нашего разговора Дима спросил, не буду ли я против, если он попробует говорить своим голосом. Голос у глухих очень слабый, он идет как будто из внутреннего тоннеля. Но разговор состоялся по душам. Видимо, главное, чтобы было желание услышать. И понять.

«Когда я протягиваю водителю мелочь, он забирает больше, пользуясь тем, что я не вижу. Я уже привык… »

Пройдет еще год, и отец двоих детей, тридцативосьмилетний Дмитрий Рождественский, глухой с детства, потеряет способность видеть даже цветовые пятна, каковыми он сейчас воспринимает предметы. Он уже давно не видит лица, даже приблизительно не различает, где находится.

-- Я вижу только очертания людей, -- рассказывает Дмитрий Рождественский. -- Поэтому часто не здороваюсь с соседями, а они обижаются. Многие судачат обо мне, что я пьяница, -- ведь когда иду по дороге, петляю, постоянно сворачиваю с тропки.

В Черниговском юридическом колледже для глухих Дмитрия научили артикулировать, поэтому своим слабым свистящим голосом он может правильно выговаривать слова. Хотя говорит он очень редко -- из-за необычного голоса над ним часто издевались.

РЕКЛАМА

-- Если бы не Наташа, я бы не выдержал. К большому сожалению, у нас люди нетерпимо относятся к инвалидам. Не раз, когда я сам выходил на улицу и случайно натыкался на людей, они, думая, что я сделал это нарочно, начинали меня бить. И я не успевал показать им удостоверение слепоглухого. Однажды о мою голову разбили бутылку. Я постоянно падаю в канализационные люки, хожу весь в ушибах. Приноравливаюсь ходить с палкой, но в основном опираюсь на жену.

Я все время сталкиваюсь с человеческой злобой. Когда, к примеру, протягиваю водителю мелочь за проезд (я ведь не вижу, сколько у меня денег), он всегда забирает всю или больше, чем необходимо. Меня постоянно обворовывают, видя, что я не ориентируюсь, вытягивают кошелек. Разве это милосердно? Да и что у меня красть, я и так нищий. Я верю только Богу. Кто еще обо мне позаботится?

РЕКЛАМА

Дмитрий вынужден многократно проходить обследование, чтобы подтверждать, что он оправданно получает пенсию в 27 рублей и не фальсифицирует свою слепоту. Хотя его инвалидность не вызывает сомнений. И еще обязательны проверки зрения, точнее, того, что от него осталось. Каждая экспертиза -- мероприятие малоприятное, а их за спиной Дмитрия уже семь. Почти сразу после Чернобыльской аварии, уже больше десяти лет назад, его зрение стало угасать, и сейчас, когда наступают сумерки, жена общается с ним прикосновениями. Они уже давно начали изобретать свой язык, готовясь к самому худшему -- ведь врачи не оставили ему никакой надежды. Для Димы Наташа -- единственный проводник в реальности. Она показывает, как можно, предположим, сказать мужу, что отправляется в магазин. Для этого Наташа берет Димину руку, прикладывает к себе, затем на его ладони показывает шаги пальцами и делает еще один непонятный жест. Кстати, дети -- тринадцатилетняя Юля и одиннадцатилетний Илюша -- тоже учатся такому общению с папой.

«Уже несколько лет мы с женой едим один раз в день»

В доме у Дмитрия есть атлас для слепоглухих, с помощью которого можно писать на руке другого человека схематические буквы. Дима читает журналы, отпечатанные на плотном картоне методом Брайля. Для общения с людьми в семье Рождественских имеются картон и металлические пластины: шилом в картоне пробиваются буквы, которые Дима сможет читать пальцами. Но пока он общается еще с помощью жестов.

РЕКЛАМА

На мои вопросы, сопровождаемые бурной жестикуляцией, Дмитрий отвечал с первого раза. Как это ему удается, осталось необъяснимым.

Дети Дмитрия и Натальи -- нормально слышащие. Правда, у Юли и Ильи проблемы со щитовидной железой, они слабо развиты физически. Отец с надрывом в голосе сообщает, что ради детей готов на все унижения и тяготы.

-- Уже несколько лет мы с Наташей только завтракаем: хлеб с маслом, чай, каша. И все. Остальное достается детям. Сейчас, получив оздоровительные путевки, они находятся на Кубе. Это происходит впервые. Мы с женой изо всех сил стараемся, чтобы добыть для них лишний кусочек. Видите, какой я худой, но ничего, пока держусь. Я умею терпеть. Юля просит меня купить яблоки, Илюша -- портфель, а у меня сердце разрывается. И я иду просить. Вы не думайте, я пробивной. И очень не хочу, чтобы мои дети бросили меня. Пытаюсь защитить их. Их и еще 29 человек в Киеве, таких же, как и я, слепоглухих.

Пока попытки Дмитрия создать организацию не дали никакого результата, но, чтобы как-то выживать, он научился просить. Не только для себя. Практически каждый день слепоглухой Дмитрий, как на работу, отправляется в разные фирмы и организации, чтобы говорить о проблемах глухих и выбивать средства, гуманитарную помощь, старые вещи. Одни швырнут десять гривен -- мол, на, отцепись. Другие скажут: «Тебе, мужик, помогу, а всем -- не могу». А некоторые дают для УТОГа (Украинской товарищество глухих) то телевизор, то вещи, то мешок крупы, кто-то перечисляет средства. «Я не для себя выбиваю, для всех глухих, но сейчас больше думаю о слепоглухонемых. Кто о них позаботится?», -- сокрушается Дима. В благодарность дающим Наташа вышивает салфетки.

-- Я знаю, как живут слепоглухие на Западе: они получают нормальную пенсию, пользуются специальными приборами для общения, есть там специальный принтер для слепоглухих, который распечатывает текст с компьютера методом Брайля. С его помошью можно разговаривать двум слепоглухим.

Кстати, я пытаюсь обучить своих детей работать на компьютере -- нам отдали старенький ПК, ведь я техник-программист. Мечтаю, чтобы наше государство дало нам возможность объединиться: для этого сделаю все возможное. Думаю, что у меня получится -- ведь я имею юридическое образование. Остановка за получением официального статуса: без него нам не получить ни помещение под офис, ни зарплату для своих сотрудников, ни оборудование.

«На фабрике делал вид, что вижу, до крови колол руки иглой, но терпел»

У Дмитрия и Наташи есть друзья, которые скрашивают их одиночество, есть переводчики, которые охотно помогают им общаться с нормальнослышащими людьми.

История их любви началась еще в школе N 9 для глухих. Они познакомились, когда Наташе было девять лет, а Диме -- пятнадцать. Когда подросли, полюбили друг друга. Правда, родители были против их брака, считая, что уж очень рано они решили пожениться.

С горечью рассказывает Дима о своем друге, глухонемом, недавно потерявшем зрение, которого бросила жена. «Он в отчаянии. И я понимаю его. Что бы я делал, если бы не Наташа?»

Раньше Дмитрий работал в театре «Радуга» при Культурном центре глухих, но с потерей зрения его выходы на сцену стали невозможны. То же произошло с другой работой -- на фабрике «Старт», где он делал кожаные мячи. «Когда ослеп, постоянно колол себе руки до крови, но не подавал виду, что слепой. Потом все равно узнали».

Сейчас семья живет на невозможно крохотную пенсию. Раньше и ремонт, и мебель в доме Дима делал сам, а сейчас все рушится.

Много лет подряд он занимался легкой атлетикой, сейчас только изредка выбирается на ледовый стадион. Там, опять-таки в сопровождении жены, катается на коньках. «Ради меня Наташа и на это идет», -- вздыхает Дима. С прошлого года он входит в объединение «Инваспорт», даже планировал поехать на Паралимпийские игры в Сидней, но не хватило времени для тренировок.

Дмитрий благодарен городской администрации, которая периодически оказывала инвалидам помощь, а недавно получил в подарок слуховой аппарат и диктофон, который может облегчить его общение с миром. Он мечтает о телефаксе, с помощью которого общаются глухие люди во всем мире.

В доме у Рождественских обитают две роскошные рыжие персидские кошки. Для них супруги выстроили из досок трехэтажный домик, где их любимицы Айседора и Тима, резвятся. «Дети их очень любят, это для них едва ли не единственная радость».

«Слепоглухонемые не выносят обмана: разговаривая руками, они становятся тонкими психологами»

«ФАКТАМ» удалось узнать некоторые подробности из жизни детского дома для слепоглухонемых в Загорске, единственного такого заведения в 80-е годы в СССР. Один из его бывших сотрудников поделился своими впечатлениями. Загорский детский дом был организован благодаря поддержке общественности -- тогда не последнюю роль в его создании сыграли популярные ежедневные газеты. В Загорск были приглашены ведущие специалисты в этой области — дефектологи, психологи, физиологи, философы. И результаты пребывания там детей оказались поразительными. Родители привозили туда своих детей со всего Союза, хоть конечно, небольшое двухэтажное здание не могло вместить всех. Многие снимали жилье поблизости, чтобы просто иметь возможность время от времени приводить туда детей.

Некоторые из обитателей дома реализовали себя в жизни достаточно успешно -- стали философами, архитекторами. Они были лишены многих комплексов, свойственных слепоглухонемым. Но проблем у них существовало немало.

Во всем мире для общения слепоглухих используется язык рук, ладоней — дактиль. Специалисты считают, что жестовая речь глухих, по сравнению с дактилем, может казаться более категоричной и резкой. Дактиль же -- более чувственный язык, тонко передающий эмоциональную сферу человека (поскольку речь идет о прикосновениях, о постоянном физическом контакте). Кстати, и у преподавателей вначале возникали проблемы в общении со своими слепоглухонемыми учениками. Эти люди тяжелее всего переносят отношение к себе как к инвалидам, не осознавая себя ущербными, ограниченными. Поэтому, держа в ладонях руку другого человека, они сразу узнают по пульсу психологическое состояние -- чувствуют страх, напряжение. Обмана они не выносят физически, сразу его чувствуют. Разговаривая руками, слепоглухие становятся тонкими психологами. Из-за самой невинной лжи непрочный контакт может прерваться навсегда.

При чтении слепоглухие используют книги, изданные методом Брайля. В Загорске существовала хорошая библиотека, поэтому немало обитателей этого дома стали философами. Наиболее успешные воспитанники, повзрослев, нашли свою половину в мире нормально слышащих и зрячих. И это не феномен: ведь у них не существовало каких-либо комплексов, они чувствовали себя раскованно и уверенно. Сейчас подобная деятельность в России, в бывшем Загорске (ныне Троице-Сергиевом Посаде), успешно развивается. А у нас? В Украине центров для слепоглухих не существует. Возможно, кто-то где-то и обосновывает научную базу коммуникации слепоглухонемых, создает блестящие теории, но конкретным людям с их проблемами пока негде даже встретиться. Не говоря уже о школах, где могли бы обучаться такие дети.

Мы просим откликнуться государственные структуры, частные организации и всех, кто может оказать какую-либо помощь Дмитрию Рождественскому в создании организации. С ним вы можете связаться по телефону 252-17-92 (вам либо сразу ответит переводчик, либо позже свяжется с вами).


«Facty i kommentarii «. 27-Июль-2000. Человек и общество.

627

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів