ПОИСК
Події

Несмотря на введение именных билетов, на киевском вокзале по-прежнему орудуют спекулянты

0:00 28 липня 2000
Інф. «ФАКТІВ»

В редакции раздался телефонный звонок.

-- Мы купили обратные билеты из Симферополя, еще когда уезжали отдыхать. Но, когда подошли к поезду, нас подстерегала неприятная неожиданность: кроме билетов и паспортов (которые у нас с собой, к счастью, были) проводник потребовал предъявить свидетельство о рождении ребенка. Этого документа мы не захватили. Проводник заявил, что в таком случае требуется заплатить дополнительно 50 гривен. Делать было нечего…

Нелегальный бизнес торговли билетами будет процветать до тех пор, пока живет предприятие «Кассир и К «

С инспекционной журналистской проверкой я отправилась на вокзал. Там, как обычно в летнее время, царила беспокойная суета. Вокруг касс змеились очереди. У каждого окошечка было приклеено объявление: «Продажа билетов осуществляется по паспортам или по удостоверению личности с фотографией. На детей необходимо иметь свидетельство о рождении. Билеты, приобретенные до 20 июля, остаются действительными».

На перронах возле составов, уходящих к морю и солнцу, также стояли толпы людей. Возле каждого вагона -- своя очередь, покорно дожидающаяся, пока взмокший проводник проверит у каждого паспорт и сверит указанные в билете и документе фамилии. Интересно: выполняется ли директива руководства «Укрзалїзницї» о том, что всех, кто купил билеты до 20 июля, пускают в вагон беспрепятственно и без документов? Два проводника, которых мне удалось на несколько минут оторвать от работы, были бескомпромиссны:

РЕКЛАМА

-- Нам сказали пускать только по паспортам! Если у вас проблемы -- идите к бригадиру.

Начальник поезда «Киев-Феодосия» Борис Белоцерковец был куда более благожелателен:

РЕКЛАМА

-- Нужно разбираться в каждом конкретном случае. Но если люди возвращаются с моря с детьми и у них нет документов, потому что они не знали о готовящемся постановлении, -- их что же, из поезда выкинуть? Хотя и с перекупщиками нужно бороться, спору нет. Ведь еще недавно поезда ходили полупустыми -- хотя все билеты в кассах считались проданными.

-- А сейчас?

РЕКЛАМА

-- Сейчас свободных мест нет -- разгар сезона. Только осенью станет заметно, насколько успешно идет борьба со спекулянтами.

В кассовом зале, полчаса промаявшись от окошка справочной к окошку дежурного по вокзалу, а оттуда -- к окну дежурного администратора, удалось выяснить: те, кто по каким-либо причинам не имеют при себе ни паспорта, ни других удостоверений личности, могут купить билет в кассе, лишь назвав свою фамилию. После чего администратор, внимательно осмотрев будущего пассажира и «на глазок» удостоверившись в его правдивости, поставит на билете штамп «Без документов». С таким штампом проводник обязан пустить пассажира в вагон. Но этот вариант -- временный. Он предназначен лишь для того, чтобы помочь людям, застигнутым нововведением «Укрзалїзницї» врасплох, и после 31 августа без документов билеты вообще нельзя будет купить.

Наконец, пора было искать самих перекупщиков, из-за которых возник такой переполох. Еще две недели назад они вели себя вольготнее, начиная предлагать «билетик до Симферополя» еще на привокзальной площади. Теперь, чтобы обратить на себя внимание некой личности мужского пола с потрепанной физиономией, мне пришлось отстоять в хвосте очереди минут пятнадцать. Ну, наконец-то.

-- Вам в Крым? Могу достать на любой день.

-- А сколько это будет стоить?

-- Двойную цену.

-- Но ведь сейчас какие-то новые правила ввели, паспорт нужно предъявлять.

-- Так давай его сюда. Через десять минут билет у тебя.

-- А если паспорта нет?

-- Ну что с тобой делать -- сделаем задним числом. Будто купила 10 июля. С таким без проблем сядешь. Устроит?

Проводить эксперимент я не стала, поверив продавцу на слово.

Итак, спекулянт как был -- так и остался. И даже цена на его услуги, несмотря на прибавившиеся хлопоты, осталась приблизительно на прежнем уровне. О чем это говорит? О том, что доморощенных перекупщиков, скупающих билеты за 45 суток, давно нет. Есть спекулянт, тесно взаимодействующий с кассиром, для которого оформление билета на конкретную фамилию не составляет особого труда. Следовательно, нелегальный бизнес торговли билетами втридорога будет процветать до тех пор, пока живет предприятие «Кассир и К». В таком случае даже ребенку понятно, что начинать борьбу со злом надо с начального звена в преступной цепи -- с недобросовестного кассира. А еще лучше -- устроить так, чтобы в Украине не было дефицита железнодорожных билетов. Ведь никому не приходит в голову спекулировать мылом и стиральным порошком -- потому что их полно в каждом киоске.

Но руководство «Укрзалїзницї» пошло другим путем. Который, на мой взгляд, принесет неудобств для пассажира больше, чем пользы. Можно представить много неприятных ситуаций. Например, отсутствие паспорта -- сдан на прописку или на обмен. Невозможность отправить в поездку вместо себя другого члена семьи, не потеряв при этом денег на обмене билета. Невозможность купить билет по просьбе находящихся в другом городе друзей. Да и просто необходимость таскать с собой паспорт даже тогда, когда он спокойно может полежать дома.

«Связь «кассир -- перекупщик» прервется обязательно»

Мы беседуем с заместителем генерального директора Государственной администрации железнодорожного транспорта (Укрзалiзницi) Украины Владимиром Олейником.

-- Владимир Борисович, чем вызвано введение продажи билетов по паспортам?

-- Прежде всего, заботой о пассажире. В летний сезон людям сложно приобрести железнодорожные билеты куда бы то ни было, особенно на юг. Мы подсчитали, что 40% всех железнодорожных билетов в южном направлении скупают спекулянты. Существуют и другие проблемы: в украинских поездах едут на запад эмигранты из Афганистана, Китая -- более 2 тысяч нелегалов в год. Расцветает терроризм, контрабанда наркотиков, взрывчатки. То и дело нам звонят неизвестные и сообщают о заминировании вокзалов, железнодорожных вагонов. Но главная проблема все же -- спекулянты.

-- Скажите, а вам не приходило в голову, что со спекулянтами можно бороться другими методами: сделать так, чтобы билетов было достаточно для всех. Пустить, например, дополнительные составы в южных направлениях.

-- Да, можно сделать в два раза больше поездов! В этом году мы пустили шесть дополнительных составов в южных направлениях. Но все равно -- перекупщики за 45 суток скупают билеты в кассах. А потом спекулянты перепродают их пассажирам в три раза дороже. Если билет до Симферополя в СВ стоит 200 гривен, то с рук его продают за 600. И человек, у которого «горит» путевка в санаторий, вынужден его покупать. А вот сейчас -- сегодня, вчера -- в кассах очередей не было.

-- Ну, что вы! Очень даже были. Я сегодня побывала на вокзале. И перекупщиков видела -- предлагают любые билеты, как ни в чем не бывало. Через десять минут приносят уже с фамилией.

-- Конечно, перекупщики очень хитрые, они и сейчас пытаются заниматься своим «бизнесом». Но им это будет непросто -- потому что пассажиру не придется переплачивать перекупщику. Предъявив паспорт, пассажир и сам купит билет, а спекулянт останется без работы. (Странная логика. Если билетов в кассе меньше, чем желающих их купить, то их все равно на всех не хватит. -- Авт. )

-- То есть вы считаете, что такой способ борьбы с перекупщиками, как увеличение количества поездов, не годится?

-- Годится. Но вам известно, что билеты на самолет всегда продавали по паспортам? Нас сейчас упрекают: мол, это нарушение прав человека. Я так не считаю. Пройдет какое-то время, и все привыкнут. Борьба со спекулянтами длилась долго. Органы боролись -- ничего не получалось. А сейчас, хоть вы и видели перекупщиков, но это уже «остатки». Связь «кассир -- перекупщик» прервется обязательно. Хотя кассира очень трудно поймать на «горячем». В прошлом году у нас было всего три-четыре таких случая.

И еще я хочу вам назвать одну цифру. Мы подсчитали, что пассажирскими поездами дальнего следования сегодня пользуются всего 13% всех пассажиров.

-- Что это значит?

-- Это значит, что только 13% пассажиров (это … в день. -- Авт. ) испытывают сейчас неудобства. Зато в поезде, если каждый пассажир имеет билет с паспортными данными, можно проследить и другое. Вот пример. 18 июня возле Запорожья на станции Плавни из поезда «Кривой Рог -- Симферополь» выпал проводник. Молодой парень, 28 лет. Как показала экспертиза, он был трезв. Значит, вытолкнули! Потом у второго проводника выяснили, что в этом вагоне ехали три человека кавказской национальности. В Симферополе они вышли без вещей. А имей они билеты с фамилиями, -- милиции было бы легче их найти. (Кроме фамилии, кассир, оформляя билет, должен указать в нем серию и номер паспорта. Почти в каждой из бывших союзных республик по нескольку видов паспортов, старых и новых. А уж если учесть, что в одних билетах будут номера паспортов, а в других -- служебных удостоверений -- и вовсе не разобраться. Боюсь, что найти нарушителей по такому документу будет сложновато. -- Авт. )

Я уже не говорю о том, что пассажир боится выйти в туалет, не взяв с собой кошелек! Думаю, что теперь пассажирам будет спокойнее. И никакого ущемления прав человека я тут не вижу.

Паспорт не должен лежать в шкафу

-- Владимир Борисович, железная дорога один раз уже переживала подобную эпопею. И тоже во имя святой цели борьбы со спекулянтами. Тогда помогло?

-- Конечно.

-- Почему же ваше ведомство, поэкспериментировав пару лет, отказалось от продажи билетов по паспортам?

-- Проявили малодушие под давлением общественного мнения. Россия уже четыре года так работает -- и наши бы привыкли. (Кстати, я в России спекулянты никуда не делись -- я часто там бываю и знаю это не понаслышке -- Авт. ). Ведь паспорт для чего служит человеку? Чтобы был. Не для того, чтобы просто кинуть его куда-то в шкаф и вспоминать только, когда нужна прописка. Каждый человек должен иметь паспорт.

-- Почему «удар по спекулянтам» был нанесен лишь в конце июля -- можно сказать, под занавес сезона?

-- Именно в это время самый большой спрос на железнодорожные билеты. Мы предупреждали о готовящихся изменениях за десять дней.

-- Представьте себе ситуацию. Симферополь. Жара. До отправления поезда пять минут. К вагону подбегает семья. У взрослых есть и билеты, и паспорта. А дети без документов. О том, что их нужно иметь при себе, люди просто не знают. Проводник становится грудью: «Не положено!» Бежать в вокзал за каким-то штампом уже нет времени… Не кажется ли вам, что корыстолюбивые проводники будут с удовольствием использовать сложившуюся ситуацию?

-- Будут. Но если пассажир не захочет давать взятку, -- может не давать. Пускай идет на вокзал, к администратору, где ему на билет поставят специально предусмотренный штамп.

-- А поезд тем временем уйдет. И сиди трое-четверо суток с детьми на вокзале. Вы лучше расскажите, куда потом можно пожаловаться на хапугу?

-- Пускай пишут по адресу: 01034, Киев, ул. Лысенко,6. «Укрзалiзниця», пассажирский главк. Не обязательно указывать фамилию проводника -- только номер поезда, день отправления, номер вагона. Конкретного проводника мы вычислим сами и разберемся в ситуации.

464

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів