Выписавшись из больницы, пожилая женщина узнала, что ее жилье продано «заботливой» квартиранткой
«И за что мне такое счастье привалило?»
Началось все с того, что Раиса Петровна, проживающая в однокомнатной квартире в Шевченковском районе столицы, почувствовала, что ее одолевают болезни. Вот и решила взять в дом квартирантку, дескать, присмотрит, поможет, да и квартиру приведет в порядок. И квартирантка, назвавшаяся Светой, сразу же начала оправдывать эти ожидания. Она с энтузиазмом чистила и красила несколько запущенное жилье, но на этом не остановилась. Расчувствовав свою квартирную хозяйку до слез, она (а было это 2 апреля 1999 года) устроила ее, якобы по знакомству, на стационарное лечение.
Ежедневно посещала квартирантка свою хозяйку в больнице, купила ей халат и тапочки, приносила нужные лекарства, потчевала деликатесами, вкус которых пенсионерка успела позабыть.
-- Самый большой пакет с продуктами квартирантка принесла мне в больницу поздно вечером 8 апреля, -- вспоминает Раиса Петровна Кулик. -- Разве могла я подумать, что в тот день мою квартиру продали, а мебель вывезли? Я тогда искренне поблагодарила Свету за продукты, но взяла только два банана, остальное вернула и велела отнести ее детям. Перед уходом Светлана сообщила, что на несколько дней уезжает к родителям, а вернувшись, заберет меня из больницы.
Размышляя на досуге, Раиса Петровна все не могла взять в толк: что это ей вдруг такое счастье привалило? Может, Света, одинокая женщина, метит на ее неженатого сына, проживающего отдельно? От этой мысли тепло становилось материнскому сердцу.
Через день Раису Петровну в больнице посетил сын. Он сообщил, что Света предложила ему сочетаться браком и куда-то уехала. А вместе с ней исчезли из его квартиры золотые украшения, приватизационные документы на жилье матери, а также свидетельства о рождении, паспорта, трудовые книжки, военный билет. Встревоженная женщина срочно выписалась из больницы и отправилась домой. Но дома у нее уже не было. Из проданной в ее отсутствие квартиры исчезли мебель, посуда и даже кухонная раковина.
К сожалению, далеко не сразу служители Фемиды вняли просьбам о помощи обобранной до нитки женщины. Ее исковое заявление в Шевченковском райсуде не приняли, требуя сначала уплатить госпошлину в размере 2316 гривен 50 копеек, то есть пять процентов от стоимости ее проданного жилья. И Раиса Петровна покорно отправилась по инстанциям -- просить освобождения от непосильного для нее платежа. Почему-то никто не подсказал горемычной женщине, что она как пострадавшая освобождается от госпошлины согласно статьи 70 п. 6 ГПК Украины и что обивать пороги инстанций ей вовсе не нужно. Только в райгосадминистрации ей посоветовали написать заявление, положительное решение по которому постоянная депутатская комиссия приняла лишь пять месяцев спустя.
Брокер утверждала, что сделку она оформила «по всем правилам»
Лишь в феврале нынешнего года исковое заявление Кулик «О признании договора купли-продажи недействительным» было принято к судопроизводству. Уже состоялось несколько судебных заседаний.
Оказалось, что куплю--продажу квартиры Кулик одна из брокерских контор оформляла на основании поручения Раисы Петровны. Судебно-почерковедческая экспертиза установила, что подпись Кулик на договоре поручения -- поддельная (название брокерской конторы мы решили не указывать до принятия судом решения).
Покупательница квартиры в судебном заседании сказала, что «отдала деньги за квартиру пожилой женщине, которая ничуть не похожа на Кулик». Брокер же утверждала, что «сделку оформила по всем правилам, предварительно сверив лица на фотографиях в паспортах с реальными продавцом и покупателем». В этой связи возникает предположение, что был использован выкраденный паспорт Раисы Петровны с подмененной мошенницей фотографией.
Брокерская контора настаивает на вселение в спорную квартиру покупательницы -- ведь она уплатила за жилье деньги.
Примечательно, что в этой истории очень порядочно поступила паспортистка ведомственного ЖКО Киевского мотоциклетного завода Наталья Загороднюк -- она категорически отказалась выписать из квартиры Кулик заочно -- по доверенности, надо полагать, тоже поддельной.
Пока суд да дело, мы попросили прокомментировать ситуацию опытного брокера, который согласился провести небольшой «ликбез» для читателей на тему купли-продажу квартир.
-- Покупательский спрос на квартиры в столице за последние два года значительно упал, -- говорит Андрей Михайлович. -- По статистике на одного покупателя приходится около 150 предлагаемых к продаже квартир. То есть, продать жилье в наше время непросто -- для этого даже при большом опыте брокеру понадобится минимум один-два месяца.
В данном же случае сделка была оформлена всего за одну неделю. Это значит, что она была «паленой», что жилье продавалось по явно заниженной, демпинговой цене (действительно, квартира была продана почти в полтора раза дешевле своей стоимости. -- Авт. ).
Из собственного опыта знаю, что брокера всегда настораживает заниженная цена -- сразу же появляется мысль о краденом. Я бы не поленился в подобном случае съездить к паспортисту, все перепроверить, переговорил бы с хозяйкой в домашней обстановке. Почему этих элементарных вещей не сделал брокер, продававшая квартиру Раисы Петровны, -- не знаю. Еще скажу, что обычно подобную квартирную аферу не совершают в одиночку -- работают «в связке» три--пять человека -- это высший пилотаж. Искать их бесполезно, так как заметать следы такие умеют.
Адвокат потерпевшей Владислав Савчук считает, что мошенники, скорее всего, готовились увезти Раису Петровну из больницы туда, откуда уже не возвращаются, что жизнь ее была (а может, и сейчас находится) в опасности. Вероятно, спасло женщину то, что она раньше предполагаемого срока покинула больничные стены и сразу же обратилась в Шевченковское райуправление милиции, где, кстати, по факту кражи и мошенничества возбуждено уголовное дело.
Конечно, можно теперь обвинять Раису Петровну Кулик в непростительной доверчивости. Но многое объясняется тем, что эта женщина долгое время была председателем Красного Креста Киевского мотоциклетного завода, ей доверяли свои горести и беды, деньги и ключи, и она привыкла платить людям таким же доверием. Впрочем, в наше время в сетях ловких аферистов может оказаться и менее доверчивый человек.
314Читайте нас у Facebook