Ученые нашли новые причины ожирения

0:00 24 березня 2000
Оказывается, у многих толстяков не хватает фермента, ответственного за стройную фигуру

Наталья МАТВЕЕВА

«ФАКТЫ»

Американские генетики обещают, что в будущем от ожирения можно будет легко избавиться генными методами лечения. Они установили около 130 генов, которые регулируют обмен веществ в организме, а вместе с ним -- аппетит и образование жировой ткани. Манипулируя этими генами, специалисты планируют решить одну из самых болезненных проблем, особенно волнующих женщин. Ведь если в 1975 году средняя американская женщина весила всего 55 кг, то сегодня -- более 70 кг.

Однако жир жиру рознь. Жировые клетки бывают двух типов -- так называемые бурые и белые. У детей, например, преобладают бурые клетки, которые легко сгорают, превращаясь в тепловую энергию. С возрастом белые жировые клетки постепенно заменяют бурые. Жировая ткань сгорает труднее и со временем накапливается на животе, бедрах, в области талии.

В экспериментах на крысах ученые обнаружили, что при генетической стимуляции дремлющих бурых клеток у взрослых крыс жировые накопления быстро исчезают. Фармацевтические и биотехнологические компании сейчас сломя голову пустились на поиски того генетического переключателя у людей, который сможет полностью излечивать ожирение.

Создание этих препаратов -- достаточно далекое будущее, считает председатель Украинского общества терапевтов, заведующий кафедрой факультетской терапии Национального медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор Вячеслав Передерий. Ученые могут помочь многим из тех, кто имеет избыточный вес, уже сегодня.

-- Тучностью страдают не только обжоры, но и те, кто ест в меру. У последних может обнаружиться пониженная активность в кишечнике фермента амилазы, что замедляет усвоение крахмала и приводит к накоплению жиров, -- говорит профессор Передерий. -- Это удалось выяснить совсем недавно благодаря работам ученых Австрии, Германии, США и нашей кафедры. Установлено, что наиболее часто амилазная недостаточность встречается у людей, страдающих различными заболеваниями сердца, сосудов, легких, суставов, печени, поджелудочной железы, желудочно-кишечного тракта и многих других, протекающих на фоне депрессий и неврозов. Наиболее низкая активность амилазы в организме отмечается осенью, зимой и весной.

Исследования, проведенные в Австрии в 1999 году, показали, что восстановление дефицита амилазы позволяет не только снизить массу тела больного, но и смягчить симптомы невроза, депрессии у больных с заболеваниями различных органов.

-- Как же установить, хватает ли организму амилазы? -- продолжает Вячеслав Передерий. -- Для этого нужно пройти так называемый кукурузно-крахмальный дыхательный тест. По его результатам и назначается лечение. Но в Украине методика из-за ее высокой стоимости пока применяется лишь в единичных медицинских учреждениях.