Содержание госчиновников уже не будет столь накладным для бюджета
Пока депутаты в парламенте с подачи лидера коммунистов Петра Симоненко без особого энтузиазма обсуждали возможность начала процедуры импичмента Президенту из-за недавнего изданного им указа «О реформировании агропромышленного комплекса», Леонид Кучма подписал еще три весьма существенных документа. Они касаются административного реформирования и наверняка вызовут бурю эмоций не только среди многочисленной армии чиновников, но и в стенах Верховной Рады.
Как известно, депутаты обычно бурно реагирует лишь на те указы главы государства, которые в той или иной мере задевают их личные интересы. Так было с указом по земельной реформе, подобного же следует ожидать от народных избранников и в связи с изменением структуры исполнительной власти. Впрочем, по словам главы президентской администрации Владимира Литвина, на Банковой уже давно привыкли к такой неадекватной реакции парламентариев и, как правило, относятся с юмором к инициативам, подобным симоненковской. Что придумают депутаты в ответ на начатую Президентом административную реформу, сказать пока сложно, ведь в повестке дня парламентариев открытым остается такой сложный и принципиальный вопрос, как утверждение главы правительства. Рано или поздно новому хозяину премьерского кресла придется, помимо решения текущих проблем, заниматься и внедрением новшеств, предложенных Президентом.
Владимир Литвин сообщил на брифинге журналистам, что согласно указу Леонида Кучмы, количество министерств сокращено с 18 до 15. Отныне упраздняются такие ведомства, как Министерство по делам науки и технологий, Министерство по делам семьи и молодежи и, Минпромполитики. В связи с этим сокращается и количество министерских портфелей в правительстве: вместо 24 отныне их будет 20 -- премьер, первый вице-премьер, три вице-премьера и 15 министров. Упраздняется и должность министра Кабинета министров. По словам Владимира Литвина, теперь деятельность правительства организационно будет обеспечивать секретариат Кабмина, который возглавит правительственный секретарь.
В структуру центральных органов исполнительной власти войдут министерства, государственные комитеты или государственные службы и органы исполнительной власти со специальным статусом. К таковым относятся, в частности, Антимонопольный комитет, Государственный комитет по вопросам регулятивной политики и предпринимательства, Фонд госимущества, Управление государственной охраны, СБУ и Национальная комиссия регулирования электроэнергетики.
Вообще в системе госкомитетов и органов власти, приравненных к ним, произойдут радикальные изменения. Ликвидируются Государственный комитет информационной политики и Госкомитет по телевидению и радиовещанию -- на их базе создается Госкомитет информационной политики, телевидения и радиовещания. Г-н Литвин предположил, что по поводу данной реорганизации депутаты, скорее всего, развернут особые дискуссии, поскольку, согласно Конституции, назначение руководства Гостелерадио проводится по согласованию с парламентом. Впрочем, как отметил глава президентской администрации, после реформирования упомянутых госкомитетов права Верховной Рады расширяются, и она сможет влиять на человека, который будет не только руководить телевидением и радиовещанием, но и ведать всеми проблемами в информационной политике.
Леонид Кучма также распорядился объединить Минэнергетики и Минуглепром в Минтопэнерго. По словам г-на Литвина, создание этого министерства «было наиболее сложным вопросом» при подготовке указа. Министерство внешнеэкономических связей и торговли и Министерство экономики тоже объединены в одно ведомство -- Минэкономики.
По информации Владимира Литвина, в ближайшее время будет утвержден и указ о сокращении управленческого аппарата. А оставшимся на рабочих местах госслужащим повысят заработную плату. Для более рационального использования бюджетных средств Леонид Кучма поручил создать при Президенте управление делами для решения вопросов материально-технического и другого обеспечения главы государства, парламента, Кабмина, а также, вероятно, Верховного, Арбитражного и Конституционного судов. По мнению специалистов, это позволит сократить управленческие расходы, а также расходы на транспорт, содержание имущества и обслуживающих структур. В общем, содержание аппарата чиновников исполнительной власти в результате обойдется бюджету несколько дешевле, чем ранее.
По сообщению г-на Литвина, ликвидируется также Главное управление командующего Нацгвардии Украины. Его функции возложены на МВД и Минобороны. Более 20 тысяч национальных гвардейцев пополнят ряды Вооруженных Сил и Министерства внутренних дел. Национальная гвардия упразднена, поскольку она уже выполнила свою роль на первом этапе становления независимой Украины. Ведь в 1991 году, когда создавалась Нацгвардия, Украина фактически не имела национальных вооруженных сил, а сегодня страна располагает мощной армией численностью свыше 300 тысяч солдат и офицеров, милицией и отраслевыми воинскими и военизированными подразделениями. Последние будут тоже будут реформированы и переданы под центральное военное управление. К тому же у Нацгвардии, отметил Владимир Литвин, нет сегодня собственной базы и четко обозначенных функций. Она несла охрану зарубежных посольств, принимала участие в мероприятиях министерств по чрезвычайным ситуациям и внутренних дел. Теперь бригада по охране дипкорпуса перейдет в МВД, а подразделения НГУ с тяжелым вооружением пополнят армию. Экономия от ликвидации Нацгвардии, сообщил глава Администрации Президента, составит 50 миллионов гривен.
Поскольку по Конституции гвардия имеет двойную подчиненность -- Президенту и Верховной Раде, Владимир Литвин считает, что по поводу ликвидации этого элитного военного формирования тоже возникнут споры в парламенте. Кстати, по его словам, ликвидируется и Национальное бюро расследований, так и не успевшее развернуть работу, а его неосуществленные функции передаются Министерству внутренних дел.
346Читайте нас у Facebook