После операции надежда демчук, весившая 190 килограммов, за обедом съедает всего три столовых ложки каши
«Чтобы сын не стал похож на меня, я следила за ним на кухне»
По данным Всемирной организации здравоохранения, примерно каждый второй житель Земли имеет избыточную массу тела! После того как «ФАКТЫ» рассказали о житомирянине Василии Янове, весившем 235 кг, оказалось, что в Украине таких больных много. На днях в Киев приезжал на консультацию житель Полтавской области, который весит 280 кг! Нам же медики разрешили побеседовать с львовянкой, которую прооперировали через несколько дней после смерти Янова. Сегодня женщина уезжает домой. Чувствует она себя прекрасно.
-- Как только я ни пыталась сбросить вес! -- говорит Надежда Демчук. -- Принимала различные травы и лекарства. Пока проходила курс лечения, худела килограммов на десять. Но как только прекращала, набирала двадцать! Пробовала лечиться даже с помощью уринотерапии. За восемь--девять суток такой диеты чуть-чуть худела, а потом прежний вес вернулся.
Надежда Богдановна работает кассиром на железнодорожной станции. Однажды во время ее дежурства кто-то принес «ФАКТЫ» со статьей о толстушках, где упоминался Киевский институт экспериментальной и клинической хирургии -- единственное учреждение в стране, которое занимается проблемами страдающих ожирением людей.
-- Так я попала в клинику, понимая, что если не сделать операцию, то вскоре буду весить больше Янова, -- продолжает женщина.
-- Когда вас начал беспокоить растущий вес? -- задаю ей вопрос.
-- Я с детства была пухленькой. В нашем роду женщины полные. Когда я выросла, мне не нравилось, что я тоже далеко не худенькая. Хотелось быть изящной, как другие девушки. Весила около девяноста пяти килограммов, когда выходила замуж. Все думала: рожу детей -- похудею. Не тут-то было. В двадцать девять лет я уже весила 133 килограмма!
-- Ваши дети склонны к полноте?
-- Сын, когда был маленьким, выглядел «пампушечкой». Он очень любил поесть, особенно на ночь. Как только отправлялся на кухню, я бежала за ним следом. Главным моим аргументом в борьбе с его аппетитом являлись слова: «Будешь много есть, станешь толстым, как я!» Но после десяти лет сын начал вытягиваться. И сейчас худой-худой. Дочка тоже изящная.
-- Медики говорят, что люди с избыточным весом едят много и целый день. К вам это тоже относится?
-- Я ела столько же, сколько мой муж. Очень люблю сладкое. Пеку много. Но чтобы одна торт съела -- такого не было. Кусочек могу, как и остальные.
«Халат на мне уже запахивается»
-- Вы советовались с родственниками, когда надумали ехать в Киев на операцию?
-- Конечно. Вся семья меня поддержала, -- отвечает Надежда Демчук. -- Ведь из-за большого веса у меня начали болеть ноги, поясница. Понимая, что нельзя сидеть, много ходила, работала на огороде, убирала, стирала, готовила До работы от нашего дома -- два километра, и я всегда ходила пешком. Но этим летом так уставала, проходя это расстояние, что сын начал возить меня на мотоцикле. Думаю, еще немного, и я бы, однажды присев, не смогла подняться. Как случилось с Василием Яновым.
-- Вы находились в клинике, когда умер Янов. Не боязно было после этого ложиться на операционный стол?
-- Нет. Я была настроена только на хороший результат. Смерть Василия заставила задуматься: если буду медлить с операцией, то вскоре стану весить столько же, сколько он. Значит, не смогу передвигаться, да и результат операции может быть хуже.
-- Как чувствуете себя перед выпиской?
-- Очень хорошо. На желудок поставили «манжет». Теперь я ем совсем мало. На третий день после операции мне разрешили выпить двадцать чайных ложечек воды. На четвертый позволили есть все, что хочу, но с условием: пища не должна быть жирной. Теперь мне хватает трех столовых ложек, чтобы насытиться. И я уже похудела на 20 килограммов! Первым делом исчезли второй подбородок и полные щеки. Кожа на руках стала морщиниться, а раньше была натянута. Да и по халату можно определить: теперь он на мне уже запахивается, а раньше едва сходился.
-- И сколько думаете весить в скором времени?
-- Мне очень хочется быть изящной, весить килограмма шестьдесят два. Хотя и восемьдесят -- совсем неплохо.
-- Зиновий Васильевич, -- обращаюсь к мужу Надежды Богдановны, -- вы же привыкли к тому, что ваша жена полная. Через какое-то время она изменится. Не боитесь перемен?
-- Что вы! Я ее люблю любой. Главное, чтобы Надежда себя хорошо чувствовала. Полнота только мучила ее.
-- Через год приеду в клинику снова, -- добавляет женщина. -- Когда похудею, кожа отвиснет. Ее нужно будет удалить, чтобы я выглядела нормально.
Если ожирение запущено, никакие лекарства не помогут
-- Надежде Демчук мы сделали две операции, -- рассказывает доцент кафедры торако-абдоминальной и сосудистой хирургии Киевской медицинской академии последипломного образования МЗ Украины Андрей Лаврик. -- Первым делом устранили варикозное расширение вен, которое развилось из-за ожирения и могло привести к осложнениям после операции на желудке. После того как убедились, что с сосудами проблем больше нет, поставили на желудок «манжет». Он не позволяет пациенту есть много и подавляет чувство голода. Это приводит к стойкому снижению веса.
Многие люди, кстати, не догадываются, что больны ожирением, хотя есть формулы, позволяющие самостоятельно контролировать массу тела. Врачи рекомендуют пользоваться следующей формулой: свой вес (в килограммах) разделите на возведенный в квадрат рост (в метрах). Если результат составил 20--30 -- значит, все в норме. Если больше тридцати -- это показатель ожирения. «Зашкаливание» за сорок -- сверхожирение
-- К сожалению, даже врачи не знают, чем и где могут помочь больному с избыточной массой тела, -- продолжает Андрей Лаврик. -- После публикации в «ФАКТАХ» к нам в клинику начали приезжать на консультации даже медицинские работники, страдающие ожирением. В мире стараются оперировать таких больных до того, как разовьется сверхожирение. Мы же работаем даже с теми, чья масса тела очень велика. Правда, на этом фоне развивается «букет» сопутствующих заболеваний, что приводит к осложнениям после операции. Именно так мы потеряли Василия Янова.
-- Можно ли избавиться от избыточного веса с помощью других методов -- например, иглоукалывания?
-- Существует множество различных методов для снижения веса. Иглоукалывание (акупунктура) -- один из тех, которые позволяют добиться ощутимых результатов. Например, в Центре по уменьшению веса китайского города Тяньцзинь сейчас пытаются излечить 19-летнего парня, вес которого составляет 176 кг. Каждое утро ему притупляют чувство голода с помощью иголок, которые вставляют в определенные точки. Разрешают есть исключительно нежирную пищу. Три раза в день пациент делает специальные упражнения -- малоподвижность приводит к увеличению веса Но если человек не менее пяти лет страдает от избыточной массы тела и продолжает набирать ее, то ему иглоукалывание не поможет. Как и гипноз, какие-либо медпрепараты. Во всяком случае, у нас не было пациентов, которые после консервативного лечения похудели существенно и надолго. По данным американских исследований, успех такого лечения был достигнут только в пятидесяти случаях из ста.
Двадцать лет назад избыточный вес встречался реже
Медики всего мира признают, что еще двадцать лет назад на планете не было такого количества толстяков и толстушек. Эта проблема вызвана индустриализацией нашей жизни. Мы меньше ходим пешком и больше ездим на автомобилях. Бытовая техника позволяет больше сидеть, лежать у телевизора. Так называемая «быстрая еда», нынче весьма популярная, очень калорийна. А чем больше человек поправляется, тем меньше он двигается. Меньше двигается -- еще больше поправляется. Замкнутый круг
-- Ко мне приводили детей, страдающих ожирением. Но мы, как и во всем мире, таких больных оперируем с восемнадцати лет, -- объясняет Андрей Лаврик. -- Если ребенок набирает в весе, первым делом обратитесь к эндокринологу, чтобы исключить заболевания желез внутренних секреции. И не нужно детей перекармливать! По данным ВОЗ, в 1997 году в мире было проведено 1 100 тысяч операций по причине ожирения, из них миллион -- в США. И с каждым годом эта цифра растет.
-- Но ведь предлагается столько методик, чудо-средств для похудения, есть частные фирмы, берущиеся выкачать из пациента несколько десятков килограммов, -- спрашиваю директора Института клинической и экспериментальной хирургии АМН Украины Валерия Саенко.
-- Конечно, хирургическое вмешательство -- это радикальное решение. И больному следует попробовать все возможные методы, -- ответил Андрей Семенович. -- У нас в клинике в полном объеме проводится необходимое обследование и обеспечивается послеоперационный контроль за состоянием пациента, да и сами операции проводятся на высоком уровне. «Манжет», который надевают на желудок больного, пока приходится покупать за границей. Но уже ведутся работы по созданию отечественного приспособления.
«Facty i kommentarii «. 29 декабря 1999. Человек и общество
573
Читайте нас у Facebook