Разработанный в харькове самолет-разведчик запросто уместится На письменном столе
Хотя новинка Государственного аэрокосмического университета им. Н. Е. Жуковского «Харьковский авиационный институт» -- беспилотный самолет-разведчик «Поиск» -- столь мала, что в нее и собачонку не посадишь, но человеку полетать на ней таки возможно. Правда, погрузившись в виртуальную реальность -- когда самолет отправляется в полет, надеваешь виртуальный шлем, и можно наблюдать мир «из кабины». Для этого летающий разведчик оснащен видеокамерой и передающими приборами.
-- Все это не ради забавы, а для выполнения задач, поставленных перед самолетом -- контроля за магистральными трубопроводами, -- рассказал заместитель главного конструктора НИИ проблем физического моделирования при ХАИ Петр Мелихов. -- Развивая скорость до 114 км/ч, самолет должен за один «рейс» собрать информацию с 400--1000 км трубопровода. Наземными методами эту работу выполнять дорого и сложно. Вот мы и получили от государства задание разработать самолет.
Высоко подниматься он не будет -- на 30--50 метров, лишь бы деревья не задевал. Может быть оснащен не только видеокамерой, но и многими другими приборами, в том числе магнитометром, способным обнаруживать малейшие трещины в трубе. Машина управляется системой радиомаяков либо оператором.
Ныне завершается подготовка к летным испытаниям. Цена нашей малютки для непосвященных покажется астрономической -- 30--50 тысяч долларов. Но любая авиационная техника -- независимо от того, миниатюрная она или обычная -- стоит недешево. В среднем около тысячи долларов за килограмм. Зато килограммов в нашем самолете несравнимо меньше, чем в обычном: чуть более пятидесяти, длина -- 1,5 метра.
Это не первая подобная машина, разработанная у нас, -- в конце 80-х годов беспилотный разведчик был сделан по заказу геодезистов. Он выполнял съемку труднопроходимой болотистой местности и больше, к сожалению, не использовался.
А выросла «гражданская» программа мини-самолетов из оборонной. Собственно, НИИ физического моделирования был создан для участия в разработках и испытаниях новейших истребителей с помощью летающих моделей. Это связано с тем, что разработка новых машин обходится все дороже, ныне для этого нужно примерно полмиллиарда долларов. И чтобы уменьшить риск для летчиков-испытателей и баснословно дорогих опытных самолетов, наши модели первыми выполнят самые опасные режимы полетов, когда наиболее часто происходят аварии. Прежде всего это штопор. От таких ЧП в полете никто не застрахован, но машина должна быть спроектирована так, чтобы летчик мог спасти ее и себя.
С помощью наших моделей испытания проходят следующим образом: модель (как правило, без двигателя) прикрепляют к самолету и на заданной высоте отпускают в свободный полет. Ее скорость при этом -- около 600 км/ч. Модель управляется дистанционно, и когда в полете возникают проблемы, спасти машину пытается оператор или автоматика. Так можно вносить десятки изменений в конструкцию, не ломая настоящий самолет. Надежность этого метода доказана многолетней практикой.
Замечу, что в мире лишь две авиафирмы -- наша и Национальное аэрокосмическое агентство США, -- создают такие модели. Дело это весьма непростое. Достаточно сказать, что необходимые технологии разрабатывались ведущими научными коллективами со всего Союза.
Сейчас на создание модели нового истребителя уходит до двух лет. Стоит она до восьмисот тысяч долларов, а вся программа испытаний (она занимает несколько лет) обходится в среднем в миллион.
346Читайте нас у Facebook