Подозреваемые в наркоторговле одесские моряки содержатся в американской тюрьме в одной камере с умалишенным
30 марта 1999 года 19 украинских моряков вылетели в Афины с тем, чтобы принять сухогруз «China Breeze», принадлежащий греческой судоходной компании «Бабуш Марин». Проработав по найму на этом судне, бороздившем море под панамским флагом, неполных два месяца, экипаж был задержан в Карибском море и теперь обвиняется в транспортировке наркотических веществ -- четырех тонн кокаина на общую сумму 400 миллионов долларов США.
Затем был арест, следствие и полное неведение в украинских официальных инстанциях о случившемся. Минуло более полугода. Неясностей, недоговорок, невыясненных фактов обстоятельств в этом деле -- более чем достаточно.
Компания, которой принадлежал сухогруз закрылась, а ее хозяин исчез
Благосостояние каждой второй семьи в Одессе так или иначе связано с морем. Но если раньше в одном только Черноморском пароходстве насчитывалось около 300 судов, то ныне -- ни одного, пригодного для эксплуатации. Пароходство как таковое приказало долго жить, и моряки остались без работы. А, значит, и без средств к существованию. Выручают многих из них так называемые крюинговые агентства. Они подыскивают -- естественно за определенную плату -- морякам рабочие места, но уже у иностранных судовладельцев, на основе контракта.
-- Такой контракт, сроком на восемь месяцев, подписал и мой муж, -- рассказывает Наталья, жена капитана судна «China Brezee» Сергея Курдюкова. -- В марте нынешнего года ему позвонил руководитель крюингового агентства «Мид Оушн» Владимир Костецкий и предложил пойти в рейс в качестве капитана на теплоходе греческого судовладельца. А уже в конце марта Сергей вместе с экипажем вылетел в Грецию.
Именно агентство «Мид Оушн» упоминалось в СМИ в связи с инцидентом на «China Breeze». Однако когда случилось несчастье, супруге капитана пояснили, что индивидуальные контракты подписывали моряки не с «Мид Оушн», а с крюинговым агентством «Юнэк». Со слов Юрия Черноземова, возглавляющего это агентство, о задержании теплохода он узнал из сообщений СМИ, и все его попытки связаться с греческим судовладельцем, господином Калесом, ни к чему не привели: компания «Бабуш Марин» закрылась, а хозяин исчез.
Судно в начале апреля направили из Афин в Новый Орлеан с цементом. Затем -- на Кубу за сахаром, который необходимо было доставить в Португалию, а уже оттуда планировалось идти в Турцию на ремонт. По прибытии в Португалию экипажу пообещали заплатить за первые четыре месяца работы.
Сначала кубинские портовые власти несколько дней не выпускали «China Breeze» -- из-за плохого технического состояния теплохода. А потом вдруг неожиданно дали «добро» на отход, хотя неполадки на судне устранены не были. Покинув Кубу, груженный многочисленными мешками с сахаром сухогруз под панамским флагом взял курс на порты Португалии.
Как стало известно из писем украинских моряков своим женам, приказы судовладельца экипажу поступали через старпома-грека, который вел все переговоры с господином Калесом на родном языке. Даже младший матрос подтвердил на допросе, что на судне главным фактически был старпом. Второй механик и кок, тоже греки, позволяли себе игнорировать капитана, исполняя лишь его технические команды.
«Грек-старпом был агентом ФБР?»
О том, что, 24 мая корабль королевских ВМС «Marlborough» перехватил в Карибском бассейне два теплохода -- «China Breeze» и «Castor», -- шедших под панамскими флагами, и обнаружили на них в общей сложности восемь тонн кокаина на сумму 1,6 миллиарда долларов, в Украине узнали из случайно просочившейся информации агентства «Рейтер» только 5 июня.
Арестованные украинские моряки еще некоторое время имели возможность звонить и писать родным. Они сообщили, что в тот день борту сухогруза подошли два корабля -- английский (поскольку в районе Коста-Рики располагается база английских ВМС) и береговой охраны США. С оружием в руках военные моряки и спецназовцы высадились на «China Breeze». С экипажем не церемонились: согнали всех в один кубрик, выгнали из каюты капитана. Имело место и рукоприкладство. Взяв судно на буксир, его привели в порт Галвестон (США). Судьба еще одного перехваченного судна -- «Castor» -- нашим морякам не известна.
-- Когда наших мужей уводили с задержанного судна, вместе с ними увели и старпома-грека, -- продолжает Наталья Курдюкова. -- Больше о нем никто ничего не слышал. Когда в ходе следствия адвокаты интересовались у обвинения: «Где же старпом?» -- те уклончиво отвечали, что когда он понадобится, его, дескать, отыщут
В январе прошлого года американскими властями было задержано судно, принадлежащее тому же греческому судовладельцу, что и «China Breeze». На борту этого теплохода якобы тогда было обнаружено около пяти тонн наркотиков (думается, об этом не могли не знать в крюинговом агентстве, которое вербовало моряков в Одессе). Логично предположить, что с тех пор за судами этой греческой компании вели наблюдение спецслужбы, о чем, вероятно, догадывался судовладелец, сознательно «подставляя» украинских моряков. Один из адвокатов, участвующих в процессе расследования, высказал предположение, что исчезнувший и не фигурирующий в уголовном деле старпом -- секретный агент ФБР, занимающийся борьбой с наркобизнесом, внедренный спецслужбами в банду наркоторговцев.
«В американской тюрьме на завтрак поднимают в два часа ночи»
Задержанным украинским морякам не сообщили об их правах, в частности о праве на встречу с генеральным консулом Украины. (Кстати, именно на этом грубейшем нарушении американской стороной прав моряков акцентировал внимание заместитель министра иностранных дел Украины Александр Майданник на состоявшемся недавно брифинге). В качестве основных виновных американские следователи избрали украинских моряков -- капитана Сергея Курдюкова, второго и третьего помощников Сергея Кругляка и Олега Хмызникова, матроса Сергея Любиковского. Они содержатся в одной из тюрем Хьюстона, в помещении, где, кроме них, находятся еще 24 человека, в том числе один умалишенный, который кричит во весь голос и днем, и ночью.
-- Муж мне пишет, что в американской тюрьме очень странный распорядок дня, -- рассказывает Ирина Любиковская. -- В два часа ночи -- подъем на завтрак. Наши мужья забирают завтрак и снова укладываются спать. В 10. 30 утра приносят обед, а в 15. 30 -- ужин. Общая камера -- двухэтажная, состоит из двух блоков, которые, в свою очередь, разделены пластиком на клетушки, рассчитанные на двоих заключенных.
«Может, мы совсем очерствели или начинаем тупеть, но кажется, потихоньку привыкаем ко всему», -- пишет Сергей Курдюков жене.
В «каморках» на двоих, где ночуют заключенные, ранее содержались Курдюков и Кругляк, Хмызников и Любиковский. Затем их «разбили» и, как полагают родственники, администрация тюрьмы по заданию следственных органов подсадила к нашим морякам «стукачей». К Любиковскому «прописали» старпома-грека (не того, что «испарился» сразу после задержания «China Breeze», а другого -- с судна, арестованного в январе прошлого года). Так вот, он по-доброму советует украинскому моряку чистосердечно раскаяться, сознаться, и власти тогда все простят
18 июня полицией штата Техас был подтвержден арест четверых украинских моряков. Они содержались в тюрьме, остальные члены экипажа -- под домашним арестом. Расходы по их содержанию взяла на себя американская сторона. «China Breeze» федеральные власти продали с аукциона, по цене меньшей, чем стоимость металлолома (по некоторым сведениям, за 660 тысяч долларов). Груз сахара, находившийся на борту злополучного теплохода, транспортировали все же в Португалию, что обошлось порядка 500 тысяч долларов. Средствами, вырученными за продажу «China Breeze», оплачены расходы федеральных властей. Украинским морякам за двухмесячную работу не заплатили ни копейки.
Действительно ли на борту «China Breeze» в этом рейсе находились наркотические вещества -- неясно до сих пор. (Поскольку сахар транспортировался в многочисленных мешках, не исключено, что среди них «затерялись» и мешки с наркотиком). Во всяком случае, МИД Украины официальных подтверждений по этому вопросу не получил. По некоторым сведениям, греческий судовладелец и еще 17 человек вместе с ним арестованы.
Генконсул Украины в Нью-Йорке встретился с арестованными украинскими моряками лишь 19 сентября, более трех месяцев спустя после ноты МИДа, через двое суток после уже вынесенного судебной властью США решения об освобождении из-под домашнего ареста еще десяти украинских моряков.
«В тюрьме капитан заболел туберкулезом»
Кто же они, эти четверо «заложников»?
Морской стаж 38-летнего Сергея Курдюкова составляет 15 лет, а капитанский -- менее года. Его тезка и второй помощник капитана, 39-летний Сергей Кругляк -- также не новичок с судоходном деле, ходил еще на судах Черноморского пароходства. Третий -- 33-летний Сергей Любиковский -- имеет опыт работы в комсоставе, а в нынешний рейс пошел матросом. 39-летний Олег Хмызников десять лет трудился в Сахалинском морском пароходстве, где и дослужился до старпома. В этом рейсе был третьим помощником капитана. У всех -- семьи, дети.
-- Когда на «China Breeze» начались допросы, -- рассказывает Ирина Любиковская, -- мой муж отказался давать показания без адвоката. Ему заявили: мол, о правах своих вспомнил, говорить не хочешь, значит, пойдешь с этими тремя!..
Моряки неоднократно настаивали на проведении пресс-конференции, но в этом им было отказано.
Из письменных и устных сообщений, поступающих время от времени от четверки задержанных моряков, их супругам стало известно, что за весь период пребывания в заключении (почти 4 месяца!) они имели возможность находиться на свежем воздухе в общей сложности не более часа. Стоит ли удивляться, что самочувствие ранее физически крепких молодых мужчин оставляет желать лучшего.
-- Мужья уходили в рейс здоровыми, что подтверждается заключением медкомиссии, -- говорит жена Сергея Кругляка Оксана Секундант. -- А в хьюстонской тюрьме, как нам стало известно, капитан заболел туберкулезом, его пичкают таблетками, а у моего супруга -- боли в почках
Спросив у прокурора, где их документы и личные вещи, моряки получили ответ: «Их сожгли. Они вам больше не понадобятся, будете сидеть здесь пожизненно». Потом, правда, выяснилось, что это шутка.
«Когда нас остановили и американцы поднялись на судно, -- пишут в совместном письме капитан и второй помощник, -- вели они себя, как пираты. Хотя бы в том смысле, что не запросили разрешение у Панамы на досмотр судна (плавающего под панамским флагом). Это является грубейшим нарушением «Международного кодекса торгового мореплавания». Разрешение они взяли сутки спустя -- уже после того, как были обнаружены непонятным образом оказавшиеся на судне наркотики. Один же из главных свидетелей сержант Броу солгал под присягой, что разрешение было получено до того, как они поднялись на борт судна
Допросы производил агент ФБР (Афинское отделение) Михалопулос. Он не особо переборчив в выборе методов, в том числе «выбивания» доказательств с помощью рукоприкладства. Сергея Кругляка он бил по голове. Однако адвокат говорит, что доказать это невозможно, поскольку свидетели избиения -- агенты полиции -- этого не подтвердят Главный свидетель со стороны обвинения сержант Броу, по-существу, подтвердил несостоятельность обвинения, показав, что с января минувшего года они следят за судами фирмы г-на Калеса и, в результате прослушивания телефонных разговоров, узнали, что фирма приказала следовать нам на погрузку. А теперь нас же обвиняют в том, что мы, якобы, сделали это сами Главный обвинитель, заместитель прокурора Эрик Рид обещает выхлопотать для Сережи Кругляка 50 лет тюремного заключения
На одном из первых заседаний, где решался вопрос «закрывать» нас или нет, Эрик Рид солгал, очевидно, для пущей убедительности, что он представит доказательства того, что у каждого из нас имеются валютные счета, на которые греки положили очень большие суммы».
«Особенно активно работает адвокат Олега Хмызникова, -- пишет родным капитан. -- Говорят, между ним и прокурором даже возник конфликт. «Трое других, может быть, выйдут, но твоего подзащитного я засажу», -- якобы сказал прокурор. (Из этого можно сделать вывод о том, что обвинение пытается сломить нас морально). В то же время адвокаты -- мой и Сережи Кругляка -- на слушаниях предпочитают отмалчиваться, но даже если я останусь совсем без адвоката, то в силах защитить себя сам, потому что правда на моей стороне».
«Украинские моряки панически боятся остаться без работы»
Увы, к такому грустному выводу пришел директор Нью-Йорксгого центра защиты прав моряков Морского христианского института Дуглас Стивенсон. На недавней встрече с одесскими журналистами он отметил: «В Украине необходимо обсудить возможности организации помощи морякам, часто оказывающимся в затруднительном положении за рубежом и нуждающимся в экстренной поддержке». А в октябре текущего года актуальные проблемы защиты прав моряков обсуждались в Лондоне -- специалистами Международной организации (МОТ) и Международной морской организации (ИМО).
Помимо прочего, Стивенсон возмущался позицией невмешательства в подобных случаях украинских агентств по найму моряков, безразличием руководства Минтранса Украины. Хотя, кстати сказать, к конкретному случаю с «China Breeze» Минтранс никакого отношения не имеет, так как сухогруз плавал под панамским флагом и принадлежал греческому судовладельцу.
-- Это не первый случай, когда наших моряков унижают, обижают «по-черному», будем называть вещи своими именами, -- высказался по поводу истории с «China Breeze» председатель морского профсоюза ГСК ЧМП Владимир Анисимов.
Как сообщили «ФАКТАМ» в пресс-службе Министерства иностранных дел Украины, МИД обратился к компетентным органам Украины, с просьбой передать запрос в департамент юстиции США о предоставлении украинской стороне информации о ходе расследования этого уголовного дела и консультативно имеет постоянный контакт с адвокатами задержанных.
Сейчас жены задержанных украинских моряков находятся в Хьюстоне. Как сообщила собкору «ФАКТОВ» супруга второго помощника капитана Оксана Секундант из Хьюстона, начавшийся 9 ноября судебный процесс идет полным ходом, допрашиваются свидетели. Правда, служители Фемиды сейчас вплотную заняты личностями двоих других подсудимых -- панамца, который сопровождал груз на судне, и одного греческого моряка. Настроение у четверки одесситов бодрое. И они, и их жены надеются на объективное судебное разбирательство. Хотя, как подчеркнула Оксана, в процессе явно ощущается отсутствие официального представителя нашей страны или, как минимум, украинского адвоката. Вместе с тем, руководитель пресс-службы МИД Украины Игорь Грушко заверил «ФАКТЫ» в том, что внешнеполитическое ведомство страны делает все возможное для обеспечения надлежащей защиты прав украинских моряков -- членов экипажа «China Breeze», внимательно следит за ходом судебного процесса. Что же касается украинского адвоката, то, как заметил Игорь Олегович, американские юристы (которые защищают интересы наших моряков), гораздо лучше владеют сводом законов, в частности по международному праву.
«Facty i kommentarii «. 18 ноября 1999. Право
1275
Читайте нас у Facebook