Потерявший в раннем детстве слух володя коваль сумел стать не только хорошим актером, но и кормильцем семьи
Во время представлений этого необычного театра, которому в этом сезоне исполняется тридцать лет, зрители часто не верят в то, что перед ними так ритмично и слаженно танцуют глухонемые. А однажды на гастролях в Испании случилось следующее: по техническим причинам звук фонограммы пропал, но труппа продолжала танцевать -- в абсолютной тишине были слышны шуршание юбок, стук обуви по сцене и хлопки. В то время как опешившие зрители завороженно наблюдали происходящее, звукооператор судорожно пытался подсоединить какие-то провода. Наконец, когда колонку починили, загремела музыка, с точностью до секунды совпавшая с движениями танцующих. Зал заплакал, взорвался овациями.
До недавнего времени среди глухих не было профессиональных актеров -- просто никто не брался их учить!
Здесь не просто театр -- здесь их среда обитания, семья, второй дом. Каждый день глухие актеры приходят сюда репетировать и общаться. Интересно, что они умеют не только ритмично танцевать, выполнять сложные акробатические трюки, но и петь! Жестовая песня -- это когда неслышащий «поет», одновременно жестикулируя и попадая в такт фонограммы. Кстати, основной зритель театра «Радуга», существующего в рамках Культурного центра украинского общества глухих, тоже неслышащий.
Володя Коваль, молодой талантливый актер театра, относится к слабослышащим -- он частично потерял слух еще в раннем детстве, после инфекционного заболевания. Десять лет назад он приехал в Киев из села Кисляк Винницкой области, одержимый желанием стать актером. Тогда впервые был объявлен набор неслышащих в столичное эстрадно-цирковое училище. До этого среди неслышащих не было профессионально подготовленных актеров, в училище не сразу пошли на этот шаг. Ну какие из глухих актеры, что они будут делать!? Впоследствии оказалось, что очень даже неплохие. В числе других Володя попал в экспериментальную группу училища.
Случилось так, что в училище Володя обрел профессию и нашел жену. Преподавателем и сурдопереводчиком, которая курировала Володину группу, была Наталья Эдуардовна, Наташа. Через два года студент и преподавательница стали встречаться, а потом и жить вместе. А сейчас, спустя семь лет они наконец сыграли свадьбу. На торжестве вместе с театральной семьей Володи и Наташи присутствовали корреспонденты «ФАКТОВ».
-- Сдерживало меня поначалу совсем не то, что Володя слабослышащий, вспоминает Наташа. -- Просто я была преподавательницей, Володя -- моим учеником. И когда между нами начались какие-то взаимоотношения, я не очень рассчитывала на их серьезность. Все-таки разница в возрасте. Мне казалось, что это ненадолго. Но Володя упорно и настойчиво доказывал мне подлинность своих чувств, и наконец я поддалась. Так мы прожили семь лет. Родители с обеих стороны были за, друзья и коллеги тоже поддерживали нас.
--Володя пришел к нам угловатым подростком, -- рассказывает Владимир Гончаренко, директор Культурного центра украинского общества глухих. -- Только благодаря невероятному желанию быть в профессии и благодаря огромной работоспособности он сумел стать талантливым многогранным актером. Свадьба Володи и Наташи -- это праздник для всего театра. Тем более, что браки между слышащими и неслышащими вообще редкость.
Володю приглашали и в обычные театральные номера, но, узнав, что он неслышащий, отказывались
Проблемы глухоты для любящих людей не существует. Когда смотришь на то, как общаются между собой ребята, вопросов не возникает. Наташа как никто понимает Володю -- ее родители были глухонемыми, и она с детства привыкла общаться жестовой речью. И переводчицей стала не случайно: кроме того, что основы речи знала с младенчества, эту работу ей предложили в тяжелый период -- нужно было обеспечивать семью. Она одна воспитывала маленького сына -- инвалида II группы, больного диабетом.
-- Одно время я не работала, так как нужно было постоянно находиться рядом с сыном -- в связи с инсулиновой зависимостью. Но Валера, тогда еще маленький, принял самостоятельное решение: «Буду сам делать себе уколы, мама, иди работай!» Сейчас Валере восемнадцать, он тоже учится в эстрадно-цирковом. У нас в семье отсутствовало само понятие инвалидности -- никто никого не воспринимал как ущербного, неполноценного, поэтому никто никого не жалел просто так. А в отношении Володи и подавно -- ведь он у меня кормилец!
Володя обожает свою профессию, с нескрываемым восхищением рассказывает о гастролях, о том, как репетирует и обдумывает новый номер. Но оказывается, он еще и семью обеспечивает. Вместе с еще одним актером театра Валерой Марущаком в свободное время делает ремонты и мастерит мебель. А ведь многие глухие просто не могут найти работу -- говорят, кому мы, инвалиды, нужны!
Об отношении окружающих людей к глухим Наташа говорит с грустью:
-- Благо, Володя не слышит, когда, например, на базаре торговки, завидя нас, жестикулирующих, кричат: «Прячь товар, глухие идут!» У меня в такие минуты просто сердце сжимается. Помню, один раз не выдержала, подошла и очень резко сказала что-то. Жаль, но такие люди все-таки встречаются. Кстати, Володю несколько раз приглашали в разные театральные номера в обычные театры. Но, узнав, что он неслышащий, отказывались даже попробовать.
В театре «Радуга» помнят полностью усыпанную розами сцену и то, как восторженно воспринимали их игру зрители Германии, Австрии, Испании. Неслышащих актеров принимают как обыкновенное чудо -- как людей, которые своим талантом и огромным желанием вытеснили молчание и тишину из своей жизни.
«Facty i kommentarii «. 23 ноября 1999. Человек и общество
546
Читайте нас у Facebook