Ольга катан: «моя самая большая мечта -- ускорить приближение времени, когда все уехавшие из украины пожалеют об этом »
После развала Советского Союза в Украине было всего три женские организации, сегодня же, после восьми лет независимости, их уже 25. Недавно зарегистрирована еще одна -- «Женщины XXI века». Создала и возглавила ее известная в Днепропетровске активистка женского движения Ольга Катан. Ее же усилиями после годичного «забвения» возродилась и днепропетровская областная газета «Ж›нка Придн›пров'я». Кроме того, она пишет диссертацию по политологии и создает добровольное объединение избирателей «Женщины за Кучму!». Чем именно обусловлен такой политический выбор, рассказывает «ФАКТАМ» г-жа Катан.
-- Ольга Ивановна, женские организации -- это сейчас модное, перспективное направление, или же с женщинами легче работать?
-- Выбор именно женской «темы» не случаен -- работу в женских организациях считаю своим призванием. После развала СССР пришла в «Союз женщин» Марии Орлик и посвятила ему 10 лет. Наработанный там опыт требовал дальнейшего воплощения. Были силы, энергия. Это подтолкнуло меня к созданию новой женской организации. Вообще мы (я и целая группа моих единомышленников) еще с прошлых выборов, с 1994 года, поддерживали Леонида Кучму. И позиция наша не поменялась. Ведь никто не станет спорить с тем, за эти годы установилась определенная гражданская и экономическая стабильность, что станет базой для дальнейшего развития общества.
-- А если женщина, не разделяющая ваших политических взглядов, захочет вступить в организацию «Ж›нки XXI стол›ття», вы ее примете?
-- Конечно. Ведь выборы -- вопрос деликатный, многие люди по тем или иным причинам просто боятся выражать свои политические симпатии. Я исповедую такой принцип: если мы правы, люди за нами пойдут.
-- А с какими вопросами к вам чаще всего обращаются женщины?
-- Проблемы те же, что и у большинства: безработица, безденежье В прошлом году у нас, например, работали курсы переквалификации по программе TACIS, мы поддерживаем тесный контакт с центрами занятости. И если не удается сразу же устроить женщину на новую работу, то помогаем хотя бы снять психологический стресс от жизненной неустроенности, стараемся дать надежду, а это тоже немаловажно. Поэтому сейчас работаем над созданием психологической и юридической консультаций для женщин, оказавшихся в сложных обстоятельствах, обучаем, как открыть свое дело и т. д. И ещ, по моему глубокому убеждению, нам необходимо вернуть с базаров и «барахолок» нашу научную интеллигенцию. Мы, конечно, не можем обеспечить их рабочими местами. Но разрабатывать соответствующие программы женщины в состоянии, поэтому мы сотрудничаем с профильным комитетом парламента, Госкомитетом по делам семьи и молодежи и т. д. Моя самая большая мечта -- ускорить приближение того времени, когда все уехавшие из Украины пожалеют об этом.
-- Вы работаете в «трудном» регионе: ведь Днепропетровская область ранее считалась «вотчиной» Павла Лазаренко. Не ощущаете «наездов» его бывших коллег?
-- Когда вышел первый номер газеты «Ж›нки Придн›пров'я», местные социалисты не преминули «пнуть» меня пару раз в своей прессе. Интересно, что когда я баллотировалась на выборах в Верховную Раду, ни одной критической статьи не вышло, а стоило аргументированно объяснить свою политическую позицию -- и пожалуйста. Кстати, плакатами А. Мороза у нас весь город буквально пестрит -- не понимают, видно, люди, что старые методы уже не срабатывают, а вызывают лишь раздражение и желание проголосовать за другого, просто из чувства противоречия. Но это так, к слову. Что же касается трудностей Женщине в нашем обществе вообще очень тяжело «пробиваться», чтобы достичь чего-либо в жизни. Поэтому я очень уважаю женщин, сумевших реализовать себя, даже если они исповедуют чуждую мне идеологию.
-- Вы -- член политсовета НДП и все же не пошли в парламент по партийным спискам, а занялись чисто женскими вопросами. Не жалеете теперь об этом?
-- Действительно, НДП была единственной партией, создавшей женское крыло, но она, тем не менее, не провела в парламент ни одной женщины. Думаю, об этом факте должны, скорее, сожалеть народные демократы. Посмотрите, в обществе 54% женщин -- пора бы уж нам стать организованной силой, способной влиять на политические процессы. Подмечено, кстати, что в странах, где женщин в государственных органах работает меньше 10%, где низка активность женщин, там очень низкий уровень жизни. Над этим фактом стоит задуматься. Поэтому мы и идем в политику. В Днепропетровске действует уже более двадцати женских организаций: объединились жены «афганцев», затем жены офицеров, солдатские матери и т. д. Мне хотелось бы, чтобы наша организация стала объединением женщин активных и уверенных в завтрашнем дне, но отнюдь не феминисток. Мы стараемся обратить внимание мужчин на социальные проблемы общества, проводим благотворительные акции -- как можно идти в XXI век, когда вокруг столько брошенных и обездоленных детей?..
P. S. Сама Ольга Ивановна уже много лет опекает детский приют Днепропетровска «Барв›нок». Похоже, само Провидение привело г-жу Катан в церковь, где она познакомилась со своим супругом-священнослужителем, который стал ее опорой в жизни и источником вдохновения на все добрые дела. Там же, в церкви, она нашла и Женечку -- девочку-сироту, которую ее семья опекает вот уже пять лет. Как у г-жи Катан на все хватает времени?! Теперь вот у нее новая мечта -- построить церковь. Дай-то Бог
«Facty i kommentarii «. 12 октября 1999. Человек и общество
912
Читайте нас у Facebook