Если бы ракетчики, «шефом» которых был лаврентий берия, сорвали ответственное задание, пришлось бы им мыть золотишко на колыме, как когда-то королев, или вкалывать под воркутой, как макарову
12 октября, когда город ракетостроителей провожал Александра Макарова в последний путь, в Днепропетровск приехали его соратники и друзья, многие государственные деятели страны, видные ученые, конструкторы, деятели науки и техники Украины и стран СНГ, испытатели с Байконура и Плесецка, участники международной космической программы «Морской старт», ветераны Производственного объединения «Южмаш» и Конструкторского бюро «Южное». Попрощался со своим наставником и большим другом и Президент Украины Леонид Кучма.
Зал во Дворце культуры машиностроителей, где был установлен гроб с телом покойного, утопал в живых цветах. На специальных подставках выставлены награды почетного гражданина Днепропетровска, дважды Героя Труда, лауреата Ленинской и государственных премий, Заслуженного машиностроителя Украины, кавалера ордена Ярослава Мудрого. Этих наград Александр Макаров был удостоен за доблестный труд в годы войны и за создание четырех поколений ракетных комплексов стратегического назначения, всемирно известных космических носителей, уникальных космических аппаратов и лучших в стране сельскохозяйственных машин.
38 лет г-н Макаров проработал на «Южмаше», четверть века из которых -- в качестве руководителя. Он был и остается эталоном гражданина, производственника, хозяйственника. Главным памятником ему стал «Южмаш»: завод -- сад, завод -- создатель первоклассной техники, не имеющей аналогов в мире, а еще -- город ракетчиков Южмаш-град с великолепными жилыми комплексами, стадионами, парками и проспектами.
На центральной площади Южмаш-града, названной именем А. М. Макарова, установлен бронзовый бюст дважды Героя в знак его выдающихся заслуг в создании самой совершенной техники, которая до сих пор продолжает восхищать и поражать мир.
Отсидевшим срок Макарову, Королеву и Глушко доверили-таки ковать «щит и меч» Родины
В ракетную технику Александр Макаров пришел очень вовремя: все только начиналось, дело только раскручивалось. Он уже был признанным организатором производства, несомненно, весьма одаренным инженером, и до старости было еще далеко. Одним словом, был тем, кто и требовался. Приди на 5--6 лет позже -- он не стал бы первопроходцем, хотя, бесспорно добился бы выдающихся результатов. Макаров обладал уникальной способностью: он знал ЧТО делать и КАК делать. А задача была непростой. В 1951 году вышло постановление: в чрезвычайно сжатые сроки организовать серийное производство ракет на базе Днепропетровского автозавода. Завод еще строился, но уже начал выпускать серийную продукцию: автокраны, прицепы, самосвалы, грузовики ВАЗ-150, «Украинец» И вот теперь предстояло освоить выпуск новой, чрезвычайно секретной техники, которую потом в шутку назвали «автомобилями вертикального взлета».
Тогда, в начале 50-х, судьба Макарова повисла на волоске: мощная служба режима начала основательную чистку автозаводцев, освобождаясь от ненадежных лиц и специалистов с темным прошлым. Макаров имел судимость -- этого было вполне достаточно, чтобы не допустить к секретному производству. Но по обстоятельствам, известным лишь Богу и чекистам, Александра Максимовича признали благонадежным, допустили к секретам, и он стал ракетчиком, повторив путь С. Королева, В. Глушко, Н. Шнякина и других, также отсидевших срок «за вредительство». Если бы на момент судилищ они хоть в чем-то были виновны, разве допустили бы их к работам, имевшим высокую степень секретности и огромную государственную важность? Случайно уцелевшие в кровавой мясорубке, организованной вождями партии, бывшие зэки Королев, Глушко и Макаров стали ковать «щит и меч» советской империи.
Впрочем, серийным выпуском первых ракет занимались не только бывшие, но и потенциальные зэки: сорвали бы ответственное задание Д. Устинов, С. Афанасьев, В. Будник, Л. Ганзбург, Л. Гришин, Г. Туманов, Н. Хохлов, Л. Ягджиев -- мыли бы золотишко на Колыме, как Королев, или вкалывали под Воркутой, как Макаров. Нельзя забывать, что контролировал завод и главных специалистов «шеф ракетчиков» Берия. Причем контроль был всеобъемлющий и не прекращался ни днем ни ночью
Техника, которую предстояло осваивать (аналоги немецких трофейных ракет ФАУ-2), была несовершенной, а технология их серийного производства и вовсе неотработанной. Срывались планы, меняли главных специалистов, ракеты продолжали «болеть», «капризничать» и упорно «не желали», чтобы их штамповали, как штампуют ложки и кастрюли. В этом круговороте технических и организационных проблем больше всего доставалось главным специалистам, начальнику центрального производства А. Макарову, начальникам цехов -- известно, кто тянет, тому и достается. Справедливости ради отметим: хоть требовали по высшему счету, но и помощь была весьма основательной. «Сам ракетный министр» Д. Устинов со своим аппаратом по пять-шесть месяцев безвыездно работал на заводе.
Дружба Янгеля и Макарова стала огромной удачей и для «Южмаша», и для всей страны
К февралю 1954 года сформировалось основное ядро ведущих специалистов во главе с директором завода Л. Смирновым. В него вошли главный инженер А. Макаров (работал на этой должности с февраля 1956-го по март 1961 г. ), главные специалисты Н. Хохлов, Г. Туманов, Л. Ягджиев, главный конструктор завода В. Будник. Тогда-то и прогремел гром с ясного неба: конструкторы серийного (!) завода во главе с В. Будником предложили проект своей собственной ракеты -- более совершенной, чем ракеты Королева. В апреле 1954 г. образовалось особое конструкторское бюро N586 (ОКБ-586), и, когда бюро возглавил М. Янгель, заводу пришлось заниматься одновременно и серийным выпуском королевских ракет, и освоением новой, собственной ракеты Р-12. Так продолжалось до 1958 года. После завершения испытаний стало ясно, что Р-12 по всем основным характеристикам значительно превосходит королевскую Р-5М, и завод перешел на выпуск только янгелевских ракет. На их базе были сформированы первые части Ракетных войск стратегического назначения (1959 г. )
«Мы организовали дело так, -- рассказывал А. Макаров, -- что все экспериментальные агрегаты, узлы, детали изготовлялись непосредственно в цехах завода, а не на экспериментальном производстве главного конструктора. В итоге, когда отработка завершилась, завод был готов чуть ли не на следующий день приступить к серийному выпуску. »
Благодаря высочайшей организации производства изготовление ракетных комплексов на «Южмаше» велось самым дешевым и коротким способом, а завод стал не просто головным изготовителем серийных изделий, а соавтором новых разработок. Общее дело, общие цели сблизили главного конструктора М. Янгеля и ставшего в 1961 году директором завода А. Макарова. Их отношения переросли в крепкую личную дружбу, которую иначе как подарком судьбы назвать нельзя. Плоды этой дружбы стали большой удачей и для КБ, и для завода, и для всего отечественного ракетостроения: Днепровский ракетно-космический центр создал эффективнейший арсенал ракет стратегического назначения и целую серию космических аппаратов.
Особо плодотворными для КБ и завода оказались 60-е годы, когда были созданы уникальные ракетные комплексы, обеспечившие стратегический паритет с Америкой, когда была заложена база для всех последующих разработок, вершиной которых служат ракетные шедевры SS-18, SS-24.
Ракетные комплексы 70-х и 80-х годов стали классикой боевого ракетостроения, мировое признание получили космические носители «Космос», «Интеркосмос», «Циклон-2», «Циклон-3» и новые космические аппараты серии «Океан», «Ореол», «АУОС». Начались испытания экологически чистого космического носителя «Зенит» -- одного из лучших носителей в мире по конструктивным и технологическим характеристикам, с полностью автоматизированным процессом подготовки и проведения пуска.
«Когда-то камни тоже были оружием »
Александр Максимович Макаров возглавлял «Южмаш» до ноября 1986 года и в 80 лет ушел на пенсию. Он был летающим, ездящим и постоянно, без скидок на возраст, действующим директором. Причем и в 60, и в 70, и в 80 он не разъезжал по заводу, а ходил пешком, посещая все без исключения цеха и производства завода. Его вряд ли кто-нибудь мог назвать «добреньким директором» -- он бывал жестким, случалось, даже жестоким, но при этом превыше всего ценил человеческие отношения.
В поле зрения директора были не только завод и КБ, он постоянно летал к смежникам, на космодромы, в воинские части. И где бы ни появлялся А. Макаров -- там всегда был успех, там всегда были победы и удачные старты. Показательно, что на «Южмаше», как на гигантском оселке, оттачивалось мастерство многих специалистов, ставших потом известными всей стране.
Леонид Кучма избран Президентом Украины, на крупнейшие -- союзного и республиканского масштаба -- посты были выдвинуты Б. Комиссаров, Н. Хохлов, Г. Туманов, В. Крючков, В. Горбулин и В. Андреев. В настоящее время «Южмаш» возглавляет Юрий Алексеев, а КБ «Южное» имени М. Янгеля -- Станислав Конюхов.
Выйдя на пенсию, А. М. Макаров впервые за 64 года трудовой деятельности (!) получил возможность от души порыбачить, почитать книги, посидеть у телевизора, поразмышлять о жизни
Ныне «Южмаш» -- не тот «Южмаш», которым руководил Александр Макаров. И продукция завода не та, что выпускалась ранее: троллейбусы, ветроагрегаты, слитки золота, космические аппараты Правда, сохранено производство «Циклонов», «Зенитов», тракторов. «Южмаш» производит все, кроме боевых ракет, -- так решила Украина, так решил ее народ. «Все правильно, -- говорил Александр Максимович. — Когда-то камни тоже были оружием, а потом они стали вечным строительным материалом. Пусть наши ракеты теперь служат миру, прогрессу человечества. Космос -- гораздо значительнее, чем мы раньше представляли».
583Читайте нас у Facebook