Подводная лодка в степях украины
Пока в Харькове и Киеве проходили грандиозные авиационные шоу, где в центре внимания был новый украинский пассажирский лайнер АН-140, в донецкой глубинке произошло не менее важное событие -- успешное испытание первой отечественной субмарины. Сельский умелец Владимир Пилипенко на пруду за околицей села продемонстрировал перед земляками ходовые качества «семейной подводной лодки».
«Если не всплывет -- Володьке капут!»
Немало тягостных и тревожных минут пережили жители затерявшегося в донецкой степи села Евгеновка в ожидании, когда из пруда за околицей всплывет подводная лодка. Причины для волнения действительно были: как-никак, а это первое демонстрационное испытание субмарины, построенной односельчанином Владимиром Пилипенко. С видом знатоков старые механизаторы рассуждали: «Сядут аккумуляторы -- Володьке капут! Хоть и глубина здесь всего четыре метра». Женщины цыкали на них: «Не каркайте!»
И вот после часового погружения на водной глади рукотворного озера под восторженные крики вездесущей детворы показались иллюминаторы надстроечной рубки, а затем и верхняя часть корпуса подводной лодки с многообещающей надписью «Дельфин». Открылся люк, и перед восторженными односельчанами появился сам испытатель, он же корабел, конструктор и командир.
Испытания прошли успешно, но односельчане Владимира Андреевича, которым он целый месяц демонстрировал свое детище и подводный мир пруда, с опаской опускались в люк: «Как бы чего не вышло». Но ничего не случилось: подводная лодка плавно уходила на глубину, четко слушалась команд «погружение» и «подъем», в пассажирский «кубрик» и рубку капитана исправно поступал свежий воздух. К вечеру Владимир Пилипенко прицеплял «Дельфина» к своей «Ниве» и на восьми колесах катил домой. Вначале это было в диковинку -- подводная лодка, едущая по сельской улице. А потом люди привыкли.
«Мои спонсоры в сарайчике хрюкают»
По случаю приезда прессы Владимир Андреевич попросил помочь вытолкнуть лодку из гаража во двор. Согласитесь, не каждому доводилось толкать подводный корабль по суше. Здесь, под виноградными арками, и завязался разговор о жизни и увлечении Пилипенко, его планах на будущее.
-- С чего все началось? -- переспросил Владимир. -- С юношеской мечты. После демобилизации из армии работал сталеваром на Мариупольском металлургическом комбинате имени Ильича, а по выходным занимался подводным плаванием в морской школе. Когда в одном из немецких журналов увидел фотографию самодельной подводной лодки, сказал себе: я еще лучше построю. Так уж случилось, что пришлось переехать на родину -- сюда, в село Евгеновка. Вместе с молодой женой привез в родные места и свою заветную юношескую мечту.
-- Как долго вы строили лодку?
-- Последние восемь лет. И то урывками -- вечерами и ночью. Днем работаю автокрановщиком в колхозе.
-- Если не секрет, во сколько обошелся вам «Дельфин»?
-- По моим подсчетам, примерно 9 тысяч, как сейчас говорят, условных единиц. Плюс к этому добил свою первую «Ниву», рыская по всему Донбассу в поисках материалов и деталей.
-- Кто-нибудь помогал, я имею в виду спонсоров?
-- Слышите, мои спонсоры в сарайчике хрюкают. Да еще корова, теленок. Продадим -- есть свежая копейка. А в колхозе зарплата сами знаете какая.
-- Как жена относится к вашим «чудачествам»?
-- Да если бы не Аня, ничего бы у меня не получилось. Я поражаюсь ее терпению и желанию во всем мне помочь. Да что там говорить -- декабристка какая-то! Сами понимаете: двух дочек поднимали, внуки пошли, а тут еще муж верфь оборудовал за летней кухней -- тоже давай деньги. А источник, по сути, один -- подсобное хозяйство. Крутится как белка в колесе, к тому же работает воспитателем в детсаду.
-- Односельчане говорят, что к вам уже наведывались новые украинцы, предлагая за лодку большие деньги?
-- Конечно, жалко продавать. Сколько я вложил в нее труда и здоровья, но, видимо, придется. Правда, хотелось бы, чтобы «Дельфин» не остался в единственном экземпляре, как потешное судно для одного богатого владельца. Сейчас ищу спонсоров, которые помогли бы поставить мини-подлодку на серийный поток. Ее возможности -- это не только семейные прогулки под водой.
«Будут и у нас ныряющие «блюдца»
-- А что еще умеет делать ваш подводный корабль?
-- Месячные испытания показали, что лодка нуждается в небольших доработках. Замена электродвигателей на более мощные позволит увеличить скорость с четырех до шести километров в час. За зиму поставлю дополнительные иллюминаторы -- для лучшего обзора и донных исследований. Сейчас заканчиваю установку перископа и дополнительных гнезд для второго гарпуна. Словом, совершенству нет предела.
Меня уже как-то спрашивали: «Можно ли цеплять на «Дельфин» боевые торпеды?» Можно! Но предназначение моего детища совсем мирное. Мои первые подводные путешествия показали, что с помощью компактной мини-лодки можно обследовать основания плотин, подводные трубопроводы, днища кораблей, а также проводить поиск затонувших судов, осматривать подводные конструкции морских буровых установок и стационарных газо-нефтедобывающих скважин. Наконец, лодка очень удобна для подводной охоты и изучения обитателей моря.
-- Позволяют ли технические характеристики вашей субмарины выполнить все эти исследования?
-- Вес лодки -- полторы тонны. Снизу смонтированы четыре колеса, и с помощью обычных «Жигулей» ее можно транспортировать хоть на край света. Глубина погружения -- 50 метров (в принципе, можно и глубже, если потом сделать остановку для декомпрессии экипажа). Мощность аккумуляторов и запас воздуха для дыхания -- 10 часов. Хотя можно установить воздушные баллоны и большей емкости. По всем параметрам лодка имеет трехкратный аварийный запас жизнеобеспечения. Это касается и ее прочности -- десятимиллиметровая сталь выдержит и большие глубины.
-- Вы говорили, что, возможно, «Дельфин» придется продать. Получается, вы так и не осуществили свою мечту -- не вышли в море?
-- Сейчас мне нужен стартовый капитал для реализации новой идеи -- серийного строительства так называемых ныряющих блюдец, которыми в свое время снабдил экспедицию знаменитый Кусто. Эти подводные аппараты более маневренные и комфортабельные, они просты в управлении и дешевле в производстве. Готовые корпуса «блюдец» выпускают мариупольские машиностроители -- это торцевые днища железнодорожных цистерн. Берутся две кованые стальные полусферы, между ними вворачивается стальная полоса с отверстиями для иллюминаторов, в нижней части оборудуется балластный отсек, и подводный аппарат готов. Все у меня уже продумано и рассчитано. Дело за малым -- найти состоятельного инвестора, который бы вложил капитал в это перспективное дело.
-- Сколько на это уйдет времени?
-- Если буду делать это сам, к маю будущего года вывезу «блюдце» на чистую воду. Если же с компаньонами, к Новому году.
1526Читайте нас у Facebook