Тормозные колодки на гибридной «тойоте» меняют через сто тысяч километров пробега
Первую Toyota Prius (»Тойота Приус») японцы выпустили больше десяти лет назад в 1997 году. В свое время это была уникальная машина — в паре с ее бензиновым мотором работал электродвигатель! За счет использования электротяги новинка оказалась заметно экологичнее и вдвое экономичнее обычных автомобилей. Но при этом и значительно дороже. Японцы с отчаянным упорством продавали гибриды даже себе в убыток, потратив на проект около двух миллиардов долларов. Со временем Prius завоевал не только Японию, но и Америку, начал приносить прибыль и стал самым массовым гибридным автомобилем в мире. Машина превратилась в эдакий символ «зеленого» стиля жизни: на Западе сотни тысяч человек покупают ее даже не из желания экономить, а просто потому, что это «создает имидж» (выражаясь по-нашему, поднимает тебя в глазах общества).
Долгое время считалось, что Prius не сможет заинтересовать украинцев. Дескать, большинство наших водителей, да и власть имущих, экология мало беспокоит. Ни освобождения от налогов как, скажем, в Японии, ни просто одобрения покупка гибрида в нашей стране не принесет. А для экономии топлива есть гораздо более простой способ — установка газобаллонного оборудования. И тем не менее японцы все-таки решились начать официальные продажи Prius в Украине. В салонах выставили легендарный гибрид уже третьего поколения, презентация которого состоялась в прошлом году. Цена новинки — от 286 тысяч гривен (порядка 36 тысяч долларов).
Для автомобиля такого класса это, скажем прямо, многовато. Чем-то похожий на Prius семейный хетчбэк Mitsubishi Grandis можно сейчас купить почти на 10 тысяч долларов дешевле. Конечно, у Toyota есть серьезное преимущество: средний расход топлива — 3,9 литра на 100 километров пробега, что почти на 6 литров меньше, чем у обычного авто. Правда, на ста тысячах километрах, которые водители в среднем наезжают за пять лет, это дает экономию всего в 6 тысяч долларов (при цене 95-го бензина около 8 гривен). Короче говоря, с коммерческой точки зрения, покупка Prius довольно сомнительна. Но ведь остается еще имидж! Может, и у нас вскоре станет модно ездить на Prius?
В общем, мы решили под видом обычных покупателей протестировать знаменитую машину. На вид Prius — автомобиль семейный: места много, сидишь за рулем развалясь. Правда, багажник (из-за батарей) довольно маленький, а серая отделка салона — слишком маркая и дешевая, прямо как у первых «китайцев». Утешением может служить лишь то, что пластик здесь экологический — на растительной основе, его можно переработать.
Обзор с водительского кресла, откровенно говоря, не очень — в поворотах передняя стойка с «окошечком-форточкой» загораживает пешеходов, переходящих дорогу. Заводится гибрид кнопкой. Вернее, не заводится, а включается, как компьютер: машина стоит, электромотор работает, а бензиновый движок еще «спит».
Легонько нажимаем педаль газа, и автомобиль, издавая еле слышный «троллейбусный» звук, неторопливо трогается. В теории Prius на одном лишь электромоторе может проехать пару километров, развив скорость 52 километра в час. Но это, если разгонять очень медленно. На практике же, стоит чуть поднажать педаль газа, как из-под капота раздается глухое рычание — заводится основной бензиновый мотор. Он не только крутит колеса, но и понемногу подзаряжает батареи, чтобы на следующем светофоре Prius мог вновь стартовать на электротяге. Подзарядка происходит и за счет энергии торможения: Prius почти не использует колодки, предпочитая, как говорят автомобилисты, «тормозить двигателем». Поэтому и менять их почти не приходится, от замены до замены колодок — сто тысяч километров.
Управлять машиной легко, но удовольствия поездка не доставляет. Задняя часть машины, нагруженная батареями, жестко подпрыгивает на лежачих полицейских, плавность хода весьма посредственная. «Для того, чтобы получать удовольствие от вождения, есть другие автомобили, — пояснил ехавший с нами менеджер салона, где мы взяли Prius на тест-драйв. — А в этой машине нужно получать удовольствие от экономии».
Только не аукнется ли вся эта «экономия» на обслуживании гибрида? Японцы утверждают, что беспокоиться не стоит. Батареи рассчитаны примерно на 300-350 тысяч километров, то есть на весь срок службы автомобиля. Если, конечно, не разряжать аккумуляторы полностью, надолго оставляя машину на морозе. А вот во сколько обойдется замена батарей, лучше не знать. Так спокойнее
397Читайте нас у Facebook