«люди посыпались из подводы в воду. Взрослые пытались остановить лошадь, а маленькая девочка барахталась в воде и аж заходилась от плача »
Предварительный ущерб от паводка на Прикарпатье оценен в более чем триста миллионов гривен. Это лишь убытки, подсчитанные в подтопленных городах и селах, они не включают разрушений, причиненных хозяйству и инфраструктуре оползнями. После их оценки сумма существенно увеличится. А в Черновицкой области для первоочередных работ по ликвидации последствий паводка правительство уже выделило три миллиона гривен. Но работы, которые нужно закончить, оцениваются примерно в сто миллионов гривен.
Однако это всего лишь сухие цифры, за которыми трудно представить, что на самом деле творилось в зоне стихийного бедствия: бессонные ночи в ожидании резкого подъема воды, страх за жизнь близких, попытка спасти хотя бы самые необходимые вещи, подтопленные комнаты с растрескавшимися стенами, полностью затопленные подвалы, отсутствие еды
«Если в семь утра я еще пешком шел к мосту, то в десять туда уже не мог проехать даже КамАЗ»
Село Чорнолизцы Тысменицкого района расположено в 23 километрах от Ивано-Франковска на относительно равнинной местности. Здесь нет гор, если не считать небольших холмов, а местная речка Ворона обычно напоминает небольшой ручей. Однако после многодневных ливней, когда с гор в низины массово сходит вода, ручей превращается в бурную реку, выходящую из берегов и затапливающую все вокруг. Чорнолизцы уже ощущали на себе удар водной стихии летом 2008 года. Тогда вода подтопила дома и нанесла селянам огромный ущерб. После этого вдоль реки возвели дамбы, которые теперь фактически спасли село от нового потопа. Однако частично большая вода все- таки прорвалась в Чорнолизцы: в новой школе (построенной всего шесть лет назад) в подвале еще в воскресенье стояла метровая вода, от наводнения пострадал дом культуры, подтоплено много подвалов в хатах. Хотя, по сравнению со стихией двухлетней давности, жители села считают, что еще легко отделались.
- С начала года для нас это уже третий паводок, — рассказывает председатель сельсовета Чорнолизцев Григорий Пятничук. — Причем этот — самый сильный по сравнению с предыдущими. Дожди с небольшими перерывами шли с 22 июня, а утром 27-го, в воскресенье, речка начала выходить из берегов. Вода поднималась не очень быстро, но неуклонно. Если в 7 утра я еще мог пешком пройти до моста, который ведет к соседнему селу Слободка, откуда курсирует транспорт на областной центр, то в 10 часов туда уже не мог проехать даже КамАЗ.
Вышедшая из берегов вода затопила огромную территорию между двумя селами, перекрыв единственную дорогу и фактически отрезав Чорнолизцы от внешнего мира. Селяне, которые утром отправились по делам в город или к родственникам в соседние села, возвратиться в свои дома уже не смогли. Чтобы переправить людей в свои дома, Тысменицкий райотдел по чрезвычайным ситуациям задействовал своих сотрудников с надувными лодками.
- Мы с напарником Игорем Куничаком забирали селян со стороны Слободки и перевозили в Чорнолизцы, — рассказывает начальник караула Тысменицкой самостоятельной государственной пожарной части № 24 Назар Лазорко. — Глубина затопленной местности достигала полутора метров, а ширина составляла около сотни метров до моста, после которого лодку приходилось переносить на руках, а потом еще метров 30-40 до суходола. Переправили таким образом человек семьдесят, которые возвращались домой из соседних сел. А после обеда, когда везли на лодке трех селян, заметили, что со стороны Чорнолизцев к мосту едет запряженная лошадью подвода с двумя взрослыми мужчинами и ребенком лет пяти. Видно, погонщик решил рискнуть добраться в Слободку своими силами. Мы крикнули, что лошадь до моста не дойдет — слишком глубоко. Однако подвода свернула в сторону, и нас не услышали.
Через минуту она снова появилась возле моста. Погонщик старался вести лошадь по дороге, но ехал наугад, поскольку под водой ничего не было видно. В конце концов лошадь сошла с дороги в сторону, подводу понесло под откос, и люди просто посыпались из нее в воду. Взрослые оказались с одной стороны подводы и, схватившись за оглобли, пытались остановить коня, который от испуга сорвался в галоп. А ребенок — это была маленькая девочка — скатился в воду на другую сторону. Вода там была глубокая, а рост девочки — не больше метра. Не хочется думать, что могло произойти Мы стали грести изо всех сил и успели. Я выскочил из лодки и схватил ребенка, который барахтался в воде, на руки. Девочка очень кричала и плакала одновременно, аж заходилась от плача, видно, сильно испугалась. Передав ее на лодку, мы поплыли к мосту, а мужчины погнали подводу в другую сторону, на сухое место. На берегу я передал девочку какой-то женщине (там собрались люди, в том числе и председатель сельсовета), которая сразу закутала ее в курточку. После этого мы вернулись к своей работе — перевозили людей. Там уже очередь образовалась. С родственниками той девочки я даже не переговорил — не было времени
Как потом выяснилось, сотрудники МЧС спасли шестилетнюю Маричку Терновецкую. На следующий день Игорь Куничак, напарник Назара Лазорко, побывал у девочки дома. Малышка поблагодарила за свое спасение и призналась, что ей «было очень страшно в холодной воде». Маричка со своей старшей сестричкой, 10-летней Наталкой, живут с отцом. Их мама умерла несколько лет назад, поэтому семье помогают и соседи, и сельсовет, и районные организации. В тот день знакомый отца Марички попросил подвезти его в соседнюю Слободку, девочка в то время была на подводе, вот и поехала вместе со взрослыми. А когда лошадь понесло, оказалась в воде
Речка Ворона вернулась в свое русло лишь на третий день. Селяне принялись сушить испорченные вещи и подсчитывать убытки — вода полностью уничтожила посевы, унесла сено, затопила подвалы со съестными припасами. Последние несколько лет стихия уж слишком часто наносит убытки Западной Украине. С природными катаклизмами, естественно, не поспоришь, но люди уверены, что убытки могли бы быть намного меньшими.
- Есть несколько факторов, которые способствовали разрушительной силе паводка, — говорит сельский председатель Чорнолизцев Григорий Пятничук. — Первый — это интенсивная вырубка леса в горах, из-за которой вода не задерживается на склонах, а очень быстро и беспрепятственно скатывается в низину. Второй — водное хозяйство ведется не так старательно, как следовало бы. Раньше русла рек регулярно чистили, а ивняк на берегах вырубали. Прочищали также мелиоративные каналы на полях. Теперь этого не делают, в результате вода сносит с полей сено, которое застревает в ивняке и создает искусственные заторы, из-за чего речка выходит из берегов и идет на село. Третий — дамбы, которые начали возводить после паводка 2008 года, так и не завершены, хотя деньги на них пошли огромные. И вот теперь все опять смыла вода. Хочется верить, что хотя бы в этот раз беда научит сделать правильные выводы и поможет избежать подобного в будущем
«Вода унесла 80-летнюю бабушку вместе с летней кухней на семь километров от села»
Увы, в Черновицкой области стихия не только разрушила строения, но и унесла человеческие жизни. В субботу 3 июля нашли тело восьмилетнего Ивана Атимофае из села Хряцька Герцаевского района Черновицкой области, которого считали пропавшим без вести.
- Надежды на то, что сын выжил, у меня почти не было, — сквозь слезы говорит отец мальчика Петр Атимофае. — Ведь течение было очень сильным. Хорошо, что хотя бы тело сыночка нашли, теперь сможем его похоронить
В этот же день на берегу реки Дерелуй нашли тело 13-летнего Вадима Колесника из села Большой Кучуров Сторожинецкого района. Судьба еще одного подростка Евгения Маковея, жителя Тисовца, до сих пор остается не известной.
Всего по Черновицкой области полностью разрушен 101 дом, 520 требуют капитального ремонта, а 872 поврежденных дома — текущего ремонта. Общая сумма выплат составит более пяти миллионов гривен.
Жители села Горбово рассказывают, что вода пришла неожиданно. Спасать имущество не было времени. Чтобы спастись самим, люди привязывались друг к другу веревками и по пояс, а то и по грудь в воде шли в соседнее село, находящееся выше.
Вблизи разрушенного после наводнения моста молодые супруги с двумя детьми несколько лет строили в селе Горбово дом. В ближайшее время они планировали отпраздновать новоселье. Но вода вымыла из их новостройки все. За несколько минут были уничтожены дорогая плитка, мебель, бытовая техника. Хозяйка дома Елена Олару граблями выгребает ил из хаты. В доме — голые намокшие стены. Течение выбило входную дверь, и все смыло потоком
В селе Дьяковцы Герцаевского района вода смыла летнюю кухню, в которой находилась пожилая женщина.
- Мы живем неподалеку и просто не успели ей помочь, — рассказывает житель села Дьяковцы Игорь Тутунару. — Вода унесла 80-летнюю бабушку вместе с летней кухней. Ее нашли мертвой в семи километрах от села, у кирпичного завода под Герцой. Теперь только фундамент на месте летней кухни остался
- Хотели спасти скот, но не успели, — рассказывает жительница села Банчены Лилия Пентели. — Мы держали большое хозяйство. Успели только выпустить трех свиней из конюшни. Соседи поймали их в воде и вернули нам.
Сейчас в селах Горбово и Банчены Герцаевского района люди понемногу разбирают завалы и мусор. Оставшись без воды и сухой одежды, они убирают в разрушенных домах, выносят на улицу мертвый скот из дворов. По щиколотку в грязи, в резиновых шлепанцах на босу ногу, граблями и лопатами выгребают с пола ил. Испорченную мебель, одежду и посуду пытаются отстирать и отмыть в грязной воде из подтопленных колодцев. С продуктами питания и питьевой водой возникли проблемы. В магазине минеральную воду купить невозможно, есть только сладкая. Питьевую воду подвозят грузовики, но люди жалуются, что ее мало. Помогает продуктами Банченский монастырь.
Ситуацию с водой спасатели обещают улучшить в ближайшее время, воду уже откачивают из затопленных колодцев. Сейчас в девяти населенных пунктах работает девять команд. Осушено уже 96 колодцев, но работы продолжаются.
- Все наши продукты испорчены водой: мука, сахар, картофель, — жалуется Анна Прудникова, жительница села Горбово. — Что делать, не знаю. У меня ведь четверо детей, один из них младенец. Так я боюсь стирать вещи в колодезной воде, вдруг там инфекция. Спим же все вместе на одной лежанке.
Тем, чье жилье пострадало больше всего, уже оказали помощь. Хотя это мизерные деньги, учитывая масштабы разрушений.
- Да и то хорошо, — признаются местные жители, — ведь даже одежду одалживаем у родственников. По поводу компенсаций пока ничего не обещают. Говорят, что приедут из области и столицы оценивать размеры ущерба
- Жену с ребенком отправил к сестре, — рассказывает житель села Горбово Петр, — а сам живу у кума. Прихожу домой только днем, чтобы разобрать завалы и отыскать то, что уцелело. В доме ночевать боюсь, потому что он в любой момент может развалиться.
Мужчина до сих пор не может забрать пакет с документами, который повесил на верхушке дерева. Пока просто боится лезть так высоко. Правда, вспоминает, что, когда на дворе бушевала вода, мигом вскарабкался туда и просидел часов пять.
- В 2005-м у меня тоже была вода в доме, но тогда никто не дал ни копейки, — рассказывает жительница села Горбово Мария Ошишина. — Сейчас тоже никто ничего не говорит.
Жительница села Банчены Елена Пентели рассказывает, что пока никакой помощи не почувствовала:
- Есть у нас нечего — в подвале все затоплено. Спасибо, из монастыря нам приносят картофель, гречку, хлеб и воду. По порции на человека.
Министр по чрезвычайным ситуациям Нестор Шуфрич пообещал, что людям, у которых разрушены дома, выплатят по пять тысяч гривен. Но это только начало, размеры компенсаций еще не утверждены.
Кроме того, возникли новые оползни и в Черновцах. В городе продолжают исследовать здания, которые понесли убытки во время стихийного бедствия, идет ликвидация последствий подтоплений. Несмотря на то что людям, чьи дома разрушены, предлагают временное жилье в общежитиях, не все согласны покидать свои дома.
Изогнутые и перекошенные стены, потолок полностью покрыт трещинами. В таких условиях живут черновчане в районе оползня на улице Барбюса. Некоторые дома уже буквально висят над пропастью. Люди даже в туалет боятся ходить в одиночку. С соседями общаются через огромные трещины. Детей отводят к родственникам, у них же хранят документы и зимние вещи.
- Это длится уже не один год. Стены в трещинах, как в паутине, — рассказывает Сергей Иванов, житель улицы Барбюса, 49. — Время от времени заделываю трещины цементом. Мы ежегодно пишем мэру коллективные письма. Но ответ один — нет денег. Чтобы переехать, моей семье не хватит денег.
- Уже отселены 16 человек из шести домов на улице Барбюса и в переулке Белорусском, 5, — сообщил черновицкий городской голова Николай Федорук. — Ситуация меняется очень быстро. Те сваи, которые были забиты больше десяти лет назад, трескаются. Обстановка очень непростая. Но специальные службы в Черновцах с первых дней наводнения работают самоотверженно.
580Читайте нас у Facebook