ПОИСК
Політика

Генеральная прокуратура назвала покойного главу МВД Юрия Кравченко «подстрекателем и заказчиком убийства Георгия Гонгадзе»

0:00 15 вересня 2010
Інф. «ФАКТІВ»
Следствие в отношении генерала милиции Алексея Пукача, обвиняемого в убийстве журналиста, завершено, и с сегодняшнего дня потерпевшие могут начать знакомиться с материалами дела

На днях Генеральная прокуратура официально сообщила о завершении следствия по делу бывшего начальника департамента внешнего наблюдения Главного управления уголовного розыска МВД Алексея Пукача, обвиняемого в убийстве журналиста Георгия Гонгадзе, а также в похищении и нанесении телесных повреждений журналисту Алексею Подольскому. Начиная с 15 сентября потерпевшие (мать Георгия Гонгадзе и его вдова), а также их адвокаты могут приступить к ознакомлению с материалами дела. Вслед за ними наступит очередь обвиняемого.

Если суд признает вину 57-летнего генерала Пукача, ему грозит пожизненное лишение свободы

Обвинение Алексею Пукачу предъявлено по трем статьям Уголовного кодекса: «Умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, совершенное по заказу по предварительному сговору группой лиц или организованной группой»; «Превышение власти или служебных полномочий, которое привело к тяжким последствиям» и «Превышение власти или служебных полномочий, которое сопровождалось насилием». Если суд признает вину 57-летнего генерала, ему «светит» пожизненное лишение свободы. Кроме непосредственного исполнителя, следствие назвало «подстрекателя и заказчика убийства» — тогдашнего министра внутренних дел Юрия Кравченко. Как известно, спустя пять лет после убийства Григория Гонгадзе, 4 марта 2005 года, генерал покончил с собой.

Интернет-издание «Украинская правда» со ссылкой на собственные источники в Генпрокуратуре сообщает подробности преступления, восстановленные в ходе допросов Пукача: «Приблизительно 13-14 сентября 2000 года в своем служебном кабинете в Киеве, на улице Богомольца, 10, министр внутренних дел Кравченко Ю. Ф. отдал своему подчиненному устное указание убить журналиста Гонгадзе Г. Р. , для того чтобы остановить его журналистскую деятельность. Пукач, не желая усложнять отношения с руководителем, а также действуя из карьерных побуждений, желая получить повышение звания, а также продвижение по службе, согласился выполнить преступный приказ».

Как известно, в ночь на 16 сентября 2000 года сотрудники «наружки» похитили журналиста, вывезли его в Белоцерковский район Киевской области, где генерал Пукач при содействии трех подчиненных (все трое уже осуждены на сроки от 12 до 13 лет) лично задушил жертву ремнем. «На следующий день Пукач доложил министру об исполнении приказа, — говорится в постановлении следователя, — после чего вместе с Поповичем (водителем Пукача) избавился от вещей убитого журналиста, выкинув сумку в озеро возле Южного моста в Киеве, а мобильный телефон в канал на Русановской набережной, возле гостиницы «Славутич».

РЕКЛАМА

Спустя несколько дней после совершения этого преступления, утверждает интернет-издание, Пукачу довелось присутствовать в кабинете министра внутренних дел Кравченко, когда туда пришел Владимир Литвин, занимавший в то время пост главы Администрации Президента. При встрече присутствовали также первый заместитель министра внутренних дел Николай Джига и руководитель аппарата МВД Эдуард Фере. Юрий Кравченко со словами: «Это наш сотрудник, который лично разобрался с Гонгадзе» представил Литвину генерала Пукача. Дальнейшая беседа Литвина и Кравченко проходила без свидетелей. А на следующий день Кравченко вновь вызвал к себе Пукача, велел взять отгул и перезахоронить тело — что начальник «наружки» и сделал: лично выкопал труп, обезглавил его, а потом закопал туловище и голову в разных местах. Однако опытный оперативник, опасаясь «подставы», решил обезопасить себя и закопал тело в таком месте, где его быстро могли найти. По словам Пукача, «для верности» он кинул в яму украшения, принадлежавшие журналисту.

Примечательно, что Генеральная прокуратура по настоянию Пукача летом нынешнего года организовала бывшему генералу очную ставку с Владимиром Литвином и Николаем Джигой. Но, по информации источника «Украинской правды», Литвин во время этой встречи категорически отрицал знакомство с Пукачем.

РЕКЛАМА

17 сентября 2010 года — последний день, когда можно предъявить обвинение заказчикам убийства Гонгадзе

Покойный глава МВД Юрий Кравченко оказался, по данным следствия, и заказчиком покушения на журналиста Подольского (помощника оппозицонного тогда народного депутата Сергея Головатого). Ночью 9 июня 2000 года Пукач вместе с двумя сотрудниками «наружки» Наумцем и Мариняком (оба уже осуждены на три года лишения свободы), предложив журналисту услуги такси, вывез его на служебном автомобиле в Прилукский район. Жертву побили, напугали, заставили копать себе могилу, а потом уехали, оставив в лесу без денег и документов. Вернувшись в Киев, генерал лично поджег дверь квартиры Подольского. «Утром 10 июня, — указывает следователь Генпрокуратуры, — Пукач доложил министру о «профилактических мерах», предпринятых в отношении Алексея Подольского».

Комментируя заявление Генпрокуратуры о виновности Кравченко, оппозиционный министр внутренних дел, народный депутат Геннадий Москаль поставил под большое сомнение изложенные в нем факты: «Я дважды был заместителем Кравченко и совершенно точно могу сказать, что никогда не видел, чтобы Пукач заходил в кабинет Кравченко и тем более был в его окружении, — заявил Геннадий Москаль в интервью интернет-сайту «Форум».  — Это могут подтвердить почти все, кто работал с нами в тот период. Я лично считал, что Пукач в своих показаниях будет валить все на Фере (после длительного пребывания в коме скончался в июне 2009 года.  — Ред. ), поскольку по его рекомендации он получил должность, а Кравченко его вообще не знал. Но Фере не был субъектом оперативно-розыскной деятельности, он был руководителем аппарата, и потому не мог отдавать никакие приказы. Я также сильно сомневаюсь в том, что Литвин после того шума пришел в МВД знакомиться с Пукачем. С тем опытом работы, какой был у Кравченко, а также знанием того, что в его кабинете в конкретном месте находятся «прослушки», из-за которых для обсуждения многих вещей он с коллегами выходил прогуляться по аллее, представлять убийцу, похлопывая его по плечу, он просто не мог». По словам Геннадия Москаля, о тогдашних действиях «наружки» практически всем сотрудникам Министерства внутренних дел было известно буквально на третий день. «Это не было секретом. Так где в таком случае была Генпрокуратура хотя бы последние пять лет? Странно, что все знали, а прозрели только сейчас?» — задается вопросом бывший заместитель Кравченко.

РЕКЛАМА

Во время следствия по делу об убийстве журналиста были исследованы и пленки бывшего сотрудника Управления государственной охраны майора Николая Мельниченко. 28 ноября 2000 года эти записи впервые обнародовал в парламенте лидер социалистов Александр Мороз. Тогда же он сообщил, что к исчезновению Гонгадзе причастны высокопоставленные украинские чиновники. Сейчас Николай Мельниченко проходит по делу Пукача в качестве свидетеля и находится под охраной СБУ. Но Мельниченко не исключает, что откажется давать показания в суде: «17 сентября 2010 года — последний день, когда можно предъявить обвинение заказчикам. Если это не будет сделано до этого дня, они не будут наказаны никогда», — заявил бывший майор, имея в виду истекающий десятилетний срок давности преступления.

351

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів