«Только подумайте — это уникальная возможность! Тысячи людей не могут позволить себе поездку на море, вы же и мир посмотрите, и денег заработаете»
В последнее время все больше студентов просят преподавателей разрешить им сдать сессию досрочно. И все по одной и той же причине — чтобы уехать на лето за границу. Программа «Work and Travel» (»Работай и путешествуй») стала настолько популярной, что учащиеся начинают «пробивать» себе рабочее место за границей еще с первого курса. И уже в конце мая половина комнат в студенческих общежитиях пустует — кто-то уехал в Соединенные Штаты, кто-то в Великобританию. И пускай ребят там ждет не самая лучшая работа (чаще всего наших соотечественников нанимают для уборки отелей, чистки рыбы и сбора клубники), их прельщает перспектива окунуться в зарубежную жизнь и подучить иностранный язык.
Компаний, предлагающих трудоустройство студентов за границей, не перечесть. Обращаясь в одну из таких контор в столице на улице Межигорской, молодые люди и подумать не могли о подвохе.
«Ваш вуз — вы и разбирайтесь. Мы тут причем?»
— О программе «Work and Travel» я узнала на первом курсе, — рассказывает студентка одного из полтавских университетов Ирина. — К нам на лекцию пришла девушка лет 25-ти и спросила, не желаем ли мы летом поработать за границей. Она объяснила, что учится в одном из киевских вузов и уже несколько лет сотрудничает с компанией, работники которой подыскивают студентам работу за рубежом, предоставляют им там временное жилье и берут на себя все организационные моменты, вплоть до открытия визы. «Вам ни о чем не надо будет беспокоиться, — говорила девушка. — Все сделают за вас, вам только нужно досрочно сдать сессию». Она показала нам буклеты с фотографиями студентов, работающих за рубежом, там же были положительные отзывы учащихся об их фирме. Выглядело все это настолько заманчиво, что мы с друзьями не удержались и оставили ей свои контактные телефоны.
Буквально на следующей неделе молодым людям позвонили из Киева и пригласили на семинар, где должны были обсуждаться вакансии на следующий год. Посоветовавшись с родителями, полтавские студенты поехали в столицу.
— Офис компании находился на четвертом этаже в жилом доме на улице Межигорской, — продолжает Ирина. — Это была обыкновенная квартира, комнаты которой оформили как рабочие кабинеты. В двух комнатах даже стояли парты — на вывеске было написано, что здесь помимо фирмы находится школа английского языка. «Тем, кому надо перед поездкой подтянуть английский, не нужно далеко ходить, — широко улыбнулась встретившая нас девушка. — У нас очень сильные преподаватели, подготовят как следует». В самом офисе больше никого не было. Сотрудница компании объяснила, что их директор сейчас находится за границей, поэтому семинар проведет она.
На семинаре нам опять рассказали о многочисленных преимуществах этой программы и заверили, что за границей мы не просто отработаем потраченные на поездку деньги (а это, как они сразу предупредили, обойдется нам приблизительно в тысячу долларов), но и сможем заработать гораздо больше. «Все зависит от вашего энтузиазма и желания трудиться, — говорила девушка. — Да и сами подумайте — это же бесценная практика! Тысячи людей не могут позволить себе поездку на море, вы же и мир посмотрите, и денег заработаете». После семинара мы с друзьями настолько вдохновились, что, не задумываясь, заключили с фирмой договор о сотрудничестве, заплатив по тысяче гривен. Деньги эти для нас далеко не маленькие, но родители тоже хотели, чтобы мы побывали за рубежом, вот и согласились. «Отлично, — радовалась представительница компании, подписывая договоры. — Поздравляю, теперь вы в наших рядах. Как только за границей появятся вакансии, мы вам перезвоним».
Дальнейшие события не заставили себя долго ждать — через несколько недель студентов пригласили на ярмарку профессий. Ее посещение обошлось им в 350 гривен.
— Ярмарка проходила в конференц-зале одного из престижных киевских вузов, — вспоминает Ирина. — Там мы встретились с работодателями из Америки. Русский они не понимали, говорили с нами только на английском. Впрочем, так было даже интереснее. Нам предлагали профессии барменов, официанток, уборщиц, распространителей косметики. Я выбрала работу официантки. Мой работодатель — приятный смуглый мужчина с белозубой улыбкой — сказал, что ехать, скорее всего, придется уже в мае. Решив, что сдам сессию досрочно, я подписала контракт и заплатила шесть тысяч гривен.
— Это за то, что вас устроили на работу?
— Не совсем, — мнется моя собеседница. — В тексте договора было абстрактно написано, что мы платим за услуги компании. Но нас тогда это нисколечко не смутило — все-таки официальная фирма, к тому же мы познакомились с работодателями. Странным мне показалось только то, что у нас так никто и не проверил знания английского. Сначала сказали, что сделают это сразу перед подписанием контракта, но, когда дело дошло до оплаты, сотрудники компании отмахнулись: «Зачем терять время? Даже если чего-то не знаете, выучите на месте». Трехдневные курсы английского языка, о которых говорилось в нашем первом договоре, тоже не состоялись.
Ирина получила по электронной почте приглашение на работу, в котором было сказано, что все три месяца она будет проживать в отеле и там же трудиться. Однако в последний момент у девушки возникли проблемы с институтом — из-за кредитно-модульной системы не удалось взять справку о том, что ее переводят на второй курс.
— В компании нам обещали, что все проблемы, в том числе и с учебным заведением, они в случае необходимости помогут решить, — говорит Ирина. — Но когда я позвонила и рассказала им о своем затруднении, мне холодно ответили: «Ваш вуз — вы и разбирайтесь. Мы тут причем?» Я взяла другую справку, но визу мне так и не открыли. Тогда я пошла на фирму и попросила вернуть деньги. И получила категорический отказ.
«Когда я пришел подписывать контракт, обнаружил, что на договоре уже стоят мои подписи»
— Девушка, которая еще несколько недель назад мило мне улыбалась и обещала во всем помочь, на этот раз раздраженно ответила: «Мы не обязаны вам ничего возвращать. Этого пункта нет в договоре», — продолжает Ирина. — «Но ведь поездка не состоялась!» — возмутилась я. — «Это уже не наши проблемы, — отрезала консультант. — Если хотите, приходите в следующем году — попробуем вас куда-нибудь пристроить». Не зная, что и думать, я уехала домой. У моих друзей проблем со справкой не возникло, но визы им тоже не открыли. У подружки, у которой сотрудники компании несколько раз проверили все документы, в последний момент не оказалось какой-то важной бумаги, а знакомому мальчику отказали из-за слабого знания английского. Когда он пришел на фирму, консультант лишь покачала головой: «Что же вы так нас подвели? Мы-то думали, вы хорошо владеете иностранным». «Но почему вы меня не проверили? — спросил он. — Сами же говорили, что никакие тесты сдавать не нужно». «А надо было сдать, — невозмутимо ответили на фирме. — Деньги мы вам все равно не вернем. Учите английский и приходите в следующем году».
— Они денег не возвращают, — говорит еще одна потерпевшая, студентка столичного вуза Екатерина. — Мне сначала подыскали работу спасателя, но у меня не получилось досрочно сдать экзамены. «Не расстраивайтесь, — успокоили меня на фирме. — Мы подыщем вам другую работу». И предложили поработать на рыбном заводе на Аляске с проживанием в общежитии. Это было не совсем то, о чем я мечтала, но я согласилась. Сдала сессию, подготовила все документы, но мне не открыли визу. Сколько раз ни приходила после этого на фирму, меня встречали одной и той же фразой: «Денег нет, бухгалтерия не работает». Однако я продолжала настойчиво к ним ходить, и они в конце концов прямо заявили, что ничего мне не отдадут. Таким образом, я потеряла свыше тысячи долларов.
У киевского студента Виталия все произошло почти по такому же сценарию. Вот только если девушки попались на удочку мошенников прямо на лекции, то он с приятелем нашел объявление об этой компании в интернете.
— Как только мы оставили сотрудникам фирмы свои данные, на нас обрушился шквал звонков! — вспоминает Виталий. — Работники компании звонили нам по пять раз в день и предлагали всевозможные варианты работы за границей. Некоторые вакансии показались нам заманчивыми, и мы пришли в офис на улице Межигорской. «Если вы хотите куда-то уехать в этом году, вы должны как можно быстрее заключить с нами договор — знаете, сколько желающих! — уверяли нас молоденькие консультантки. — Регистрационный взнос — 300 долларов». Не хило. Но что было делать? Уж больно хотелось побывать за границей. А регистрация, по словам сотрудников фирмы, подтверждала серьезность наших намерений. Как только мы зарегистрировались, нам пообещали, что в течение следующего месяца нам подыщут работу, жилье и откроют визу.
Прошла неделя, но никто почему-то не звонил. Несколько раз я пробовал звонить им сам, но по указанным в регистрационном договоре телефонам никто не брал трубку. Я решил наведаться в офис. «У нас очень много звонков — на все просто не успеваем отвечать, — оправдывались сотрудники фирмы при встрече. — Мы бы уже давно вам позвонили, но произошла небольшая заминка До сих пор ждем из-за границы кое-какие соглашения». Сказали приходить через неделю. А когда в конце следующего месяца я начал буквально обрывать их телефоны, меня наконец обрадовали: «Мы нашли вам работу. Поедете на стройку в Бостон». Я, признаться, был не в восторге — еще месяц назад мне обещали работу на Аляске, где заработки выше и работа лучше. Но не отказываться же теперь! Когда я пришел подписывать контракт, обнаружил, что на договоре уже стоят мои подписи. Вернее, чьи-то подписи, отдаленно напоминающие мои. «Мы экономим ваше время, — объяснили на фирме. — Контракт уже подписан, вы только ознакомьтесь и заплатите деньги». В договоре было сказано, что я плачу «за услуги компании» 800 долларов. Девушка-консультант заверила, что в эти услуги входят организация поездки, обеспечение работой, жильем и так далее.
— А у вас знания английского не проверяли?
— Проверяли, — говорит Виталий. — Но это было в самом начале, еще перед тем, как мы подписали регистрационный договор. Я владею языком практически в совершенстве. Но вот что было странно — при мне собеседование проходили еще несколько человек, и сотрудники фирмы заключали соглашения даже с теми, кто едва мог по-английски связать два слова. Я подготовил все необходимые для открытия визы документы и отдал их сотрудникам фирмы. Те сказали, что обо всем позаботятся, и опять пропали. Сколько не звонил — бесполезно. А когда пришел в офис, мне объяснили, что в посольстве большие очереди и моя подойдет минимум через месяц. Поездка откладывалась на неопределенное время. Через три недели меня вызвали в посольство и проверили мой английский. Я легко справился с собеседованием, но тут выяснилось, что есть проблема с документами — несмотря на то, что я следовал всем инструкциям фирмы, оказалось, что требуются фотографии совсем другого формата. Помню, полдня пробегал в поисках фотосалона, принес снимок, а мне ответили, что визу не откроют все равно. Дескать, недостаточно документов, подтверждающих, что я собираюсь через три месяца вернуться на родину. Я опешил — оказывается, для открытия визы нужен был еще целый вагон справок! А на фирме мне почему-то об этом не сказали ни слова. Пошел разбираться, а они: «Ничего не знаем. Жаль, конечно, что так получилось, но деньги мы вам не вернем».
Я написал им официальное письмо, в котором пригрозил, что обращусь в милицию. На что мне вскоре пришел ответ, дескать, подождите, может, из потраченных вами десяти тысяч гривен четыре тысячи мы вам еще вернем. Придя в очередной раз под злополучный офис, я познакомился с парнем, которому все-таки удалось открыть визу, однако, когда он приехал в Америку, оказалось, что там его никто не ждет. А указанной в приглашении фирмы просто не существовало! Благо, его родителям удалось насобирать и выслать деньги, чтобы он смог приехать обратно. Мы обратились в милицию. Как потом выяснилось, мое приглашение тоже было липовым — строительной компании с таким названием в Бостоне просто нет. Точно так же, как и людей, у которых я якобы должен был жить.
— Сейчас уже насчитывается тридцать потерпевших, — рассказали «ФАКТАМ» в Управлении по борьбе с преступлениями, связанными с торговлей людьми, киевского милицейского главка. — Мошенники умело воспользовались тем, что в наше время студенты толпами едут за границу на заработки. При этом их условия на бумаге были точно такими же, как и в других компаниях: у вас проверяют английский, затем вы платите деньги, и вам находят работу за рубежом. Только здесь имелся один нюанс, который большинство студентов не приняли во внимание — в договорах, которые они подписывали, не были четко обозначены обязанности компании. А слово «услуги» можно трактовать по-разному. Сейчас сотрудники фирмы оправдываются, дескать, мы просто предоставляли консультационные услуги и никому ничего не обещали. Консультация за тысячу долларов? При этом у студентов даже не проверяли уровень их английского языка.
Когда мы спросили у директора предприятия, как такое могло получиться, она заволновалась и нервно бросила: «Я не знаю, куда делись деньги. У нас бухгалтер плохой. Да и вообще мы никому ничего не обещали вернуть». Поражают еще и масштабы их деятельности — консультанты фирмы ездили не только по киевским, но и по региональным вузам. В результате у каждого потерпевшего своя история — кому-то не открыли визу и не вернули деньги, кого-то обманули с пакетом документов, а те, кому все-таки удалось уехать, обнаружили, что за границей их никто не ждет.
По словам сотрудников милиции, было возбуждено уголовное дело по статье Уголовного Кодекса Украины «Мошенничество». Но поскольку дело пока возбуждено по факту, а не в отношении конкретных лиц, сотрудников фирмы не задержали, и они продолжают работать.
Представившись студенткой, заинтересовавшейся программой «Work and Travel», корреспондент «ФАКТОВ» позвонила по указанному в договорах потерпевших телефону.
— Приходите в удобное для вас время, — раздался приятный женский голос на другом конце провода. — Только захватите с собой тысячу гривен — может, сразу и предварительное соглашение подпишем
P. S. Пострадавших от действий аферистов милиция просит обращаться по телефону: (044) 460-7270 или 102.
Если вы решились поехать за границу по подобной программе, следует:
- Внимательно прочитать текст договора и требовать, чтобы там были четко прописаны обязанности компании: найти работу, обеспечить жильем, вернуть деньги в случае, если поездка не состоится, и так далее;
- Проверить, действительно ли в стране, в которую вы собрались ехать, есть фирма, на которую вас трудоустроили, и желательно лично связаться с работодателем (его контакты должны быть указаны в вашем приглашении на работу);
- Готовя документы для открытия визы, на всякий случай уточнить в консульстве, что для этого требуется, чтобы потом не оказалось, что сотрудники фирмы «совсем забыли» о чем-то вас предупредить.
Читайте нас у Facebook