ПОИСК
Події

«Кто мог предположить, что похититель Евангелий передвигается по области на велосипеде, а ночует в лесу, устроив там подобие берлоги?»

14:57 10 січня 2011
Інф. «ФАКТІВ»

Часть похищенных им ценностей удалось вернуть по сюжету этого уголовного дела, расследованного на Прикарпатье, можно писать детектив. Здесь присутствуют и таинственные кражи культовых предметов — старинных Евангелий, и неуловимый вор, долгое время сводящий на нет усилия сыщиков, и неожиданная развязка, и даже новые украинцы. Для которых церковные раритеты всего лишь модные штучки, способные потешить самолюбие и лишний раз подчеркнуть статус…

Возле церквей круглосуточно дежурили до пятидесяти милиционеров, которым помогали местные селяне

Кражи церковных раритетов начались в конце позапрошлого года в Верховинском районе, что по соседству с Черновицкой областью, — среди ночи воры пробирались в сельскую церковь и уносили старинные Евангелия. Похожие одно на другое преступления происходили в разных селах, в церквях, принадлежащих к разным конфессиям, при этом во всех случаях исчезали только Евангелия. Найти преступников по горячим следам милиции не удалось. После некоторого затишья серия ночных краж, совершенных по той же схеме, прокатилась уже в другой части региона — Долинском, Рожнятивском и Калушском районах, которые ближе к Львовской области. Похищение Евангелий вызвало огромное возмущение селян. Народ здесь проживает глубоко верующий, поэтому обокрасть церковь считается надругательством над сельской громадой и большим кощунством (сами церкви по этой причине не оборудованы сигнализацией и не имеют ночных сторожей).

Правоохранители начали активные поиски преступников. Было понятно, что похищения совершаются по одной схеме. Воры пробирались в церковь, как правило, через окно, отгибая чем-то железные решетки, и забирали Евангелия. Параллельно из шкатулки для пожертвований могли исчезнуть деньги, в среднем незначительные суммы в 50-100 гривен. Правда, один раз ворам повезло — они унесли более десяти тысяч гривен, собранных селянами на ремонт церкви. Никого постороннего в селе накануне или в день краж не видели, чужие машины сюда не заезжали, на близлежащих турбазах или в отелях никто подозрительный не поселялся. Не могли же преступники передвигаться между селами и районами (а это десятки километров) на своих двух и только ночью! После серии краж у милиции имелось лишь несколько зацепок. При обследовании одного из мест преступлений были обнаружены следы от двух пар обуви, поэтому оперативники предположили, что вор не один. А поскольку в некоторые церкви злоумышленники пробирались через узкие оконца, напрашивался вывод, что орудует группа подростков. Позже выяснилось, что оба предположения неверны…

Тем временем кражи не прекращались. После очередного затишья Евангелия начали исчезать в Тысменицком районе, на границе с Тернопольской областью. И снова никаких серьезных зацепок. Правда, оперативники установили, что воры (или вор) хоть и профессионалы по части проникновения в закрытые помещения, однако слабо разбираются в церковных ценностях. Так, в некоторых случаях они взламывали металлические сейфы (впрочем, их правильнее назвать жестяными шкафами) и забирали столетнее Евангелие, а лежавшее рядом трехсотлетнее, куда более ценное, оставляли. Кроме того, из церквей никогда не пропадали висевшие на стенах иконы, хотя некоторые из них можно было продать за очень хорошую цену. Для поисков преступников создали специальную следственно-оперативную группу из наиболее опытных сотрудников, следователей и криминалистов. Возле церквей круглосуточно дежурили до пятидесяти милиционеров, к охране подключили и представителей церковных громад. После краж в Тысменицком районе правоохранители «прошерстили» все близлежащие отели, турбазы, кафе и другие заведения, где могли бы засветиться преступники. Ничего…

РЕКЛАМА

 — Усилия милиции, направленные на поиски похитителей Евангелий, все-таки не были напрасными, — говорит начальник управления уголовного розыска Ивано-Франковского областного управления милиции Игорь Бабьюк.  — В ходе розысков воров мы параллельно раскрыли другие преступления. Например, в одном из сел накануне кражи из церкви появилась машина с чужими номерами. Мы вычислили, что приезжали жители Черновцов, выяснили их адрес, получили санкцию на обыск и поехали к ним «в гости». По результатам обыска оказалось, что это наркоманы, посетившие Прикарпатье с дальнейшей целью покупки у селян маковой соломки. Правда, к исчезновению Евангелий они никакого отношения не имели.

И все-таки правоохранителям удалось установить личные данные похитителя Евангелий, после чего милиция искала уже конкретного человека, имея на руках его фотографию. Повязали ночного вора в городке Надвирна, достаточно далеко от места предыдущих краж. Перед самим задержанием начался ливень, от которого преступник спрятался под небольшим мостом, где достал из рюкзака хлеб, сало и лук, чтобы немного подкрепиться. Можно представить его изумление, когда под мост с разных сторон начали спускаться милиционеры.

РЕКЛАМА

Церковные раритеты продавались в антикварных лавках по бросовой цене, а сам вор получал вообще мизер

Вором оказался 39-летний житель Полтавщины. В его рюкзаке обнаружили металлическую шкатулку для благовоний, похищенную в одной из церквей, географическую карту Прикарпатья, туристические буклеты с пометками возле старых церквей, квитанции службы автомобильной доставки, через которую переправлялись похищенные Евангелия. А также там был набор воровских инструментов — перчатки, фонарик, отвертка и… компактный автомобильный домкрат, с помощью которого вор разгибал решетки на окнах. Сам задержанный оказался тщедушного телосложения (поэтому оперативники и предполагали поначалу, что орудуют подростки) и ходил на дело всегда в одиночку. Лишняя пара следов, обнаруженная на месте одного из преступлений, принадлежала, вероятно, кому-то из прихожан, которые на следующий день осматривали ограбленную церковь.

Задержание было настолько неожиданным для вора, что он сразу начал давать признательные показания. Тогда и стало понятно, почему похитителя Евангелий так долго не могли вычислить. Он оказался настоящим партизаном! Во время первых краж в конце позапрошлого года жил у знакомых в соседней Черновицкой области (и, кстати, параллельно обкрадывал тамошние церкви), а на Прикарпатье наведывался лишь на один день, нигде не останавливаясь. В дальнейшем, когда потеплело, вор передвигался по области на… велосипеде. А ночевал в лесу, словно дикий зверь, устроив в зарослях что-то наподобие берлоги. Здесь же готовил нехитрую еду. Преступник никогда ни с кем не входил в контакт (за исключением торговцев продуктами на небольших базарчиках в райцентрах), не заходил в кафе, не заезжал на вокзалы, ни в коем случае не общался с жителями сел, где похищал Евангелия. О церквях узнавал из туристических буклетов, а спланировав очередную кражу, изучал подходы к «объекту» издалека, чаще всего из леса. Если поблизости проводилось какое-то людное мероприятие (к примеру, свадьба или дискотека), не рисковал, а переносил дело на следующую ночь.

РЕКЛАМА

 — Задержанный ранее уже был судим за кражу денег из церкви у себя на родине, — рассказывает следователь Александр Петрунин, который вел это дело.  — На допросах он объяснял, что после отсидки не мог устроиться на работу, поэтому и решил заняться Евангелиями, зная, что они пользуются спросом у перекупщиков. Западную Украину выбрал потому, что, во-первых, это далеко от дома, а во-вторых, здесь много старых церквей, в которых, соответственно, должны быть раритеты. Украденные Евангелия вор пересылал службой автодоставки в Полтаву перекупщику, тот при необходимости реставрировал их и отправлял в антикварные лавки Харькова. Часть книг продавалась в столице или через интернет-аукционы. Мы изъяли Евангелия, которые не успели попасть в третьи руки, и отдали их на искусствоведческую экспертизу. Среди них были очень ценные книги, изготовленные в 1620-1630-е годы. Экспертиза установила, что Евангелия представляют историко-культурную ценность и стоят не менее девятнадцать тысяч гривен каждое. Рыночная стоимость таких раритетов намного больше, однако продавались они в антикварных лавках по бросовой цене — в среднем по десять тысяч гривен. А сам вор получал из этого вообще мизер — 500-1000 гривен. Наши сотрудники были у него дома на Полтавщине — старая «шевченковская» хата, четверо детей, нищета. Если бы преступник нормально зарабатывал на украденном, то содержал бы семью намного лучше, да и сам селился бы в отелях. Тогда мы, наверное, вычислили бы его оперативнее. А так, кто мог подумать, что вор передвигается по области на велосипеде и живет в лесу?..

Следствие доказало причастность «лесного вора» к похищению восьми Евангелий в Черновицкой и двенадцати в Ивано-Франковской областях. Одиннадцать раритетов удалось изъять у антикваров и перекупщиков, после чего милиция в торжественной обстановке вернула их церковным громадам. Хозяев еще четырех изъятых книг пока не удалось установить (возможно, Евангелия были похищены в других регионах). К сожалению, часть раритетов успели раскупить.

Материалы уголовного дела, возбужденного против вора по статье 185 (»Кража в крупных размерах с проникновением в помещение»), уже переданы в суд. Кстати, куда именно делись украденные Евангелия, правоохранители приблизительно знают. В последнее время старинные церковные книги активно покупают новые украинцы для часовен и церквей, возведенных в собственных имениях. Такая теперь мода…

902

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів