Юрий Бойко: «Мы договорились об увеличении переработки нефти, а не просто о завозе импортных нефтепродуктов, и о стабилизации цен на топливо начиная с 1 февраля»
В период новогодних праздников цены на украинских заправках резко пошли вверх. Одной из причин этого в Министерстве энергетики и угольной промышленности Украины считают зависимость украинского рынка нефтепродуктов от импортного топлива, доля которого на заправках уже достигает едва ли не 50 процентов (именно на заправках компаний-импортеров, по словам экспертов, мы можем видеть сейчас самые высокие цены на бензин и дизтопливо). Нормализовать ситуацию, уверены в Министерстве, может лишь рост внутренней переработки нефти. Так, министр Юрий Бойко заявил об уже достигнутой договоренности с нефтетрейдерами о стабилизации розничных цен на нефтепродукты с 1 февраля этого года.
— Мы не так давно провели совещание с владельцами НПЗ и договорились об увеличении переработки нефти, а не просто о завозе импортных нефтепродуктов, что особенно болезненно для наших людей, и о поддержании относительно стабильного ценового коридора начиная с 1 февраля, — сказал министр.
Однако в нынешних условиях, по словам директора департамента Минэнергоугля Константина Бородина, конкурировать на равных с зарубежными производителями топлива отечественные НПЗ не в состоянии. За счет высоких экспортных пошлин на нефть тем же россиянам и белорусам гораздо выгоднее перерабатывать черное золото у себя, а нам поставлять уже готовый бензин. И как бы украинские предприятия ни старались, они всегда будут проигрывать, потому что сырье им обходится значительно дороже. В результате количество импортного бензина за последние пять лет в Украине выросло в четыре раза, а внутренняя переработка снизилась в два раза. Из семи крупнейших предприятий по нефтепереработке стабильно работают только три. Таким образом Украина фактически кормит зарубежного производителя, а своего постепенно уничтожает, теряя рабочие места и недополучая налоги.
По словам Константина Бородина, уравнять отечественных и зарубежных производителей может введение специальной заградительной пошлины на импортное топливо. Тем самым будет увеличено внутреннее производство бензина. Это позволит сгладить ценовые скачки и уменьшить зависимость нашей страны от ситуации на мировом рынке топлива.
В свою очередь руководители крупнейших украинских нефтеперерабатывающих компаний «ТНК-ВР» Дидье Казимиро и «Укртатнафта» Павел Овчаренко заявили, что не собираются использовать меры для защиты отрасли, предпринятые правительством, как повод для поднятия цен на топливо. Напротив, увеличение объемов производства позволит отечественным НПЗ снизить издержки и тем самым стабилизировать цены.
— Заградительная пошлина не дает отечественным заводам преференций, — заявил Павел Овчаренко. — Кроме того, мы продолжаем очень жестко конкурировать между собой. Остается и регулирование цен на рынке топлива со стороны государства.
По словам экспертов, не имеют под собой никакого основания и «страшилки» от некоторых импортеров, дескать, в результате принятия мер по защите украинского производителя страну, помимо высоких цен, ожидает волна некачественного бензина от отечественных нефтеперерабатывающих заводов. Основные украинские НПЗ уже внедрили стандарты качества ДТ Евро-4. В начале текущего года будут получены первые партии бензина стандарта Евро-4 на Кременчугском, Лисичанском и Одесском НПЗ (как, к слову, признали представители одного из крупных нефтетрейдеров-импортеров, значительную долю нефтепродуктов они закупают на Лисичанском заводе и потребители не жалуются).
Эксперты также отмечают, что Госпотребстандартом Украины уже в этом году разработана и реализуется полномасштабная программа по контролю за качеством нефтепродуктов на украинских АЗС. И, похоже, программа эта, как, впрочем, и расследование Антимонопольного комитета по поводу резкого «новогоднего» поднятия цен, будут проведены с особой тщательностью, выводы будут сделаны и санкции к нарушителям будут применены по всей строгости закона. Ведь, как считают аналитики, на повестке дня стоит вопрос энергетической безопасности Украины, финансовой стабильности страны и ее граждан.
522Читайте нас у Facebook