«В квартире нет ни плиты, ни унитаза — только голые стены, — объясняла наша знакомая Тамара. — Поэтому так дешево и предлагаю жилье»
Это было одним из самых громких преступлений, совершенных в Черкассах в минувшем году. На удочку аферисток — сотрудниц областной прокуратуры — попался сорок один(!) человек. Люди доверились обаятельным чиновницам и без опаски отдали им деньги. В результате предприимчивые барышни и их подельники заработали один миллион долларов! Хотя следователи Полтавской прокуратуры, взявшиеся разоблачить своих коллег из соседней области, и арестовали мошенников, денег они так и не нашли. Вместо миллиона долларов у обвиняемых было изъято всего двести тысяч гривен. Следствие разводит руками: на аферистах не числится имущества. Потерпевшие же склонны видеть в этом если не преступный сговор, то, во всяком случае, служебную недобросовестность полтавских следователей.
«Обаятельная и очень красноречивая Тома как-то сразу вошла в доверие»
— Вы только не называйте моей фамилии, — просит Люда, худенькая моложавая женщина. — Не потому, что я боюсь какой-то травли со стороны родственников подсудимых. Просто очень стыдно. И за свое доверие, и за то, что невольно подставила столько людей. Я поверила аферистам, а мои близкие поверили мне. И потеряли деньги. Кто-то до сих пор отдает кредит, взятый под липовые квартиры в новостройке. Остальные, как я, просто остались с носом. Без денег и в старом жилище.
Людмила с мужем, взрослым сыном, тремя шиншиллами и двумя попугаями живет в маленькой однокомнатной квартире. В единственной комнате спит 16-летний Дима. Его мама и отчим ночуют на кухне, на раскладном диване. Старшая дочь Людмилы, студентка экономического института, хотя и прописана здесь, переселилась жить к своему парню. Пытаясь хоть как-то решить жилищные вопросы детей, три года назад Людмила взяла кредит и купила на вторичном рынке однокомнатную квартиру. Чтобы отдать банку 16 тысяч долларов, она сдавала новое жилье квартирантам, а сама откладывала каждую копеечку со своей зарплаты и получки мужа. Даже продавала на рынке ягоды, овощи и фрукты, выращенные на даче. В прошлом году кредит, наконец, был погашен.
— Мы уже вздохнули спокойно — наконец-то детям станет не так тесно, — вспоминает Людмила. — Но тут вдруг приходит моя сестра. Ее невестка дружила с сотрудницей областной прокуратуры Тамарой. И вот эта Тома предложила своим знакомым приобрести по невероятно низкой цене жилье в новостройке. Однокомнатная квартира стоила двенадцать тысяч долларов — на тот момент почти втрое дешевле рыночной стоимости! Невестка предложила моей сестре, та согласилась и решила взять за компанию и меня. Мы познакомились с этой сотрудницей прокуратуры — душа-человек! Улыбчивая, обаятельная, очень красноречивая. Она как-то сразу вошла в доверие, убедила в том, что все будет в порядке. А потом пошла показывать наше будущее жилье. Дом действительно был недавно выстроен. Правда, в квартиры не был проведен свет, электричество было только в общем коридоре. У Тамары были ключи от нескольких помещений (строительная компания, сдававшая дом, по-видимому, принимала Тамару за агента по недвижимости. — Авт.). «Видите, здесь ни плиты, ни унитаза, ни бойлера — ничего, только голые стены, — объясняла она, показывая нам квартиры. — Поэтому так дешево и предлагаю».
- Вы не становились в очередь на расширение жилья за государственный счет? — спрашиваю я. — Ведь вам с вашей «однушкой» и взрослыми разнополыми детьми квартира положена по закону.
— Да я в эти очереди никогда не верила, — отмахнулась женщина. — Пробивалась всю жизнь своими силами, ни от кого помощи не ждала. А вот, получается, к аферистам на удочку попалась
- И вас не насторожила такая огромная разница в цене по сравнению с рыночной стоимостью?
— Нет, скорее обрадовала, — виновато опускает глаза Людмила.
- А то, что жильем занимается не риелтор, а сотрудница прокуратуры, не имеющая к недвижимости никакого отношения?
— Да нет. Это выглядело так, словно у нее просто есть связи с людьми, которые выстроили дом, и она пытается помочь своим родным и друзьям подешевле приобрести квартиры. Конечно, мы и подумать не могли, что сотрудница прокуратуры окажется мошенницей. Тамара сказала, что квартир мало, покупать нужно сейчас, и первым делом обязала всех оплатить 70 процентов стоимости жилья. Я бегала по родственникам и друзьям, одалживала деньги. Взяла взаймы десять тысяч долларов. Еще немного у нас было. В общем, я отдала Тамаре сначала двенадцать тысяч долларов, через неделю — еще семь тысяч. И тут, чтобы рассчитаться с долгами и выплатить оставшуюся сумму за новое жилье, мы с мужем совершили самую большую ошибку — продали ту однокомнатную квартиру, за которую выплачивали кредит.
- Зачем? — опешила я. — Чтобы купить другую однокомнатную?
— Две! Пока мы выплачивали кредит, недвижимость выросла в цене. Мы продали жилье почти за 20 тысяч долларов. Добавив туда еще четыре тысячи, мы могли бы купить в новостройке две квартиры — и сыну, и дочке. Другой такой возможности нам никогда не выпало бы. При этом Тамара постоянно подчеркивала, что все делается благодаря ее шефу. Сначала просто говорила «Андреич, Андреич», а потом проскользнула фамилия — Миколенко. Я попросила сына, и он нашел в интернете этого человека. Виктор Андреевич Миколенко оказался заместителем прокурора Черкасской области! Позже оказалось, что он не причастен к мошенничеству, Наташа лишь прикрывалась его именем, а сам Виктор Андреевич ни сном ни духом не знал о том, что творит его подчиненная.
Представляете, как-то Тамара пришла ко мне и попросила одолжить для своего начальника 14 тысяч долларов. Мол, у Миколенко все деньги на депозитах, наличных нет, а срочно нужны деньги на операцию его умирающей маленькой племяннице. Через три дня, клялась Тамара, шеф снимет деньги со счета и отдаст. Я подумала-подумала и дала. Пожалела больную девочку, которой, как позже выяснилось, не было и в помине. Тамара не вернула деньги ни через три дня, ни через неделю, ни через месяц. Врала, что у шефа еще нет необходимой суммы, и со спокойной совестью продолжала требовать у нас остаток суммы за новую квартиру. Я разозлилась. Сказала: «Пока не отдашь мне 14 тысяч, ни копейки не получишь!» Через полгода мое терпение лопнуло, и я позвонила в прокуратуру, в отдел связей с общественностью. Выложила все, как на духу. Тамара в тот же вечер прилетела ко мне: «Ты что, Люда, в прокуратуру звонила? Зачем? Я же тебе все отдам!» И действительно, понемногу, частями, начала возвращать деньги. Правда, вернула всего десять тысяч. И то хорошо!
Аферистка обвела вокруг пальца даже своих крестников, кумовьев, двоюродных братьев и сестер
На удочку Тамары, ее коллег Ольги и Ирины, а также двух подельников — педагога Светланы и риелтора Петра, попался сорок один житель Черкасс. Доверчивые горожане собственноручно отдали преступной банде миллион долларов. Причем многие из них, как и сестра нашей героини Люды, даже не брали с аферистов расписки: верили на слово. Неудивительно, ведь Тамара обвела вокруг пальца даже своих крестников, кумовьев, двоюродных братьев и сестер. Последние не стали подавать на мошенницу в суд, чтобы не позориться, и до сих пор продолжают выплачивать кредиты, взятые под липовые квартиры.
— Когда мы отдали Тамаре первый взнос за жилье, она обещала, что в квартиру можно будет въехать уже через месяц, — горько усмехается Людмила. — Но прошло два, три месяца, наконец, полгода, а мы продолжали ютиться в одной комнатке. Каждый раз находились новые причины для отсрочки: то в доме проводится газ, то электрики проверяют проводку, а тут вдруг приходится переделывать документы, потому что на одну и ту же квартиру якобы записаны два человека. «Это на ваше жилье, пронюхав, что оно такое дешевое, мошенники посягают», — стращала нас Тамара. Скорее всего, она это выдумала, когда ее «шарашкину контору» чуть было не разоблачил один из клиентов.
Мужчина, которому Тома показала его будущую квартиру, как-то раз, проходя мимо новостройки, решил зайти внутрь и увидел, что в «его» квартире кто-то чужой делает ремонт. Поднялся скандал, и Тамаре пришлось юлить, доказывать, что он ошибся. Все это время она продолжала требовать с нас деньги — то на нотариуса, то еще на какие-то нужды. В общей сложности из нашей семьи она вытянула 27 тысяч долларов!
Но хуже всего не это. Я рассказала о выгодном деле друзьям и родственникам и предложила им тоже купить дешевые квартиры. В результате вместо добра, которое хотела им сделать, втянула массу людей в мошенническую сделку. Из-за меня они потеряли деньги. Одна наша знакомая, бизнеследи из Киева, которая тоже по моему совету попалась на удочку аферистов, так обозлилась, что начала угрожать моей семье физической расправой. Мне пришлось даже подать на нее заявление, чтобы обезопасить жизнь и здоровье своих детей. Но это единичный случай. Перед всеми обманутыми мне жутко стыдно. Жаль, что они пострадали из-за меня. Если бы милиция нашла пропавшие деньги, я хотела бы, чтобы их в первую очередь вернули другим, а потом уже мне. С этим чувством вины просто невозможно жить, — на глаза Людмилы наворачиваются слезы.
«Ужаснее всего, что наших денег следователи так и не нашли»
— Мы на Люду зла не держим, — тихо говорит еще одна жертва аферистов, Надежда, которая зашла в квартиру еще в середине нашей беседы с Людмилой. — Все взрослые люди, должны были головой думать. Просто невозможно было представить, что сотрудники прокураторы способны обмануть столько людей. Конечно, нам, как и остальным, хотелось расширить жилье. Мы с мужем и двумя сыновьями-подростками ютимся в одной комнате. Решили купить трехкомнатную квартиру. Тамара обещала продать ее за 18 тысяч долларов. Одолжили денег. Мы их отдаем до сих пор, и неизвестно, сколько еще лет будем выплачивать А когда уже вложили такую огромную сумму, то не хотелось верить, что это лопнет, как мыльный пузырь. Поэтому и не подавали заявление в милицию. Надеялись, что все разрешится.
Люда и Надя полгода продолжали ждать свои квартиры! Наконец настал день, когда Тамара с подельниками торжественно сообщила покупателям, что завтра их ждет нотариус для оформления последних документов на жилье. Но в назначенный день ошарашенные люди узнали о том, что их «благодетелей» задержала милиция.
— Это было как гром среди ясного неба, — качает головой Людмила. — Когда в нашей квартире раздался звонок следователя, который сообщил об аресте Тамары, Петра и Светланы и просил написать на них заявление, я не поверила. Решила, что это новая выдумка сотрудниц прокуратуры, которые хотят в очередной раз отстрочить вопрос с квартирами. Я пошла в УБОП только через несколько дней. Когда узнала правду, у меня случился нервный срыв. До сих пор не могу прийти в себя, хотя с того времени прошло уже восемь месяцев.
Ужаснее всего, что денег следователи так и не нашли! Хотя расследовала преступление полтавская прокуратура, а не черкасская, все равно там куча недоработок. Наши адвокаты уверяют, что дело было передано в суд с огромным количеством несоответствий. Что говорить, если вместо миллиона долларов, которые у нас выманили мошенники, следователи арестовали имущества всего на двести тысяч гривен. Это мебель, телевизоры в квартирах аферистов. Смешно! Ни на Тамаре, ни на ее подельниках другого имущества не числится, а их счета в банках следователи фактически не проверяли, как и счета родственников наших мошенников. Что это как не сговор между прокуратурами? Во всяком случае полтавчане, как нам кажется, недобросовестно сработали. Мы будем требовать, чтобы из суда дело вернули на дорасследование.
— Мы проверили все, что было возможно, — объяснил «ФАКТАМ» следователь по особо важным делам Полтавской областной прокуратуры Владимир Чулан. — Давали запросы в банки, мои подчиненные проверяли имущество родственников задержанных. Все впустую. Куда девались деньги? Я и сам хотел бы знать. Возможно, их сумели перепрятать Ольга и Ирина, которые в начале следствия еще проходили по делу как свидетельницы и находились на свободе. Они были взяты под стражу позже, и у них было достаточно времени, чтобы спрятать деньги. Хотя доказательств этому и нет. Сложность еще в том, что Тамара чуть ли не каждый день меняла показания, запутывала следствие. Я знаю о том, что она прикрывала свои темные делишки именем заместителя областного прокурора, мы проверяли эту версию, но он оказался непричастен.
Потерпевшие видят в наших действиях упущения и считают, что мы недобросовестно работали? Их, конечно, можно понять. Они ведь потеряли большие деньги. Но мы же не можем отобрать и продать квартиры родственников обвиняемых. Уверяю, что все пятеро подельников понесут заслуженное наказание. Против них было возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество», в том числе в особо крупных размерах, совершенное организованной группой лиц по предварительному сговору. Никто из них не признает себя виновным. Но если суд вынесет обвинительный приговор, каждому грозит до двенадцати лет лишения свободы с конфискацией имущества. Только конфисковывать там, по правде говоря, особо нечего
P. S. Имена фигурантов уголовного дела изменены.
2807Читайте нас у Facebook