Шестиклассник выжил после удара электрическим током в 10 тысяч вольт
Когда 12-летнего Максима Пристайчука, жителя поселка Брацлав Немировского района Винницкой области, доставили в районную больницу, он не мог объяснить, что с ним произошло. Лишь твердил, что, притронувшись к свисавшему с электроопоры кабелю, почувствовал сильный удар. О том, что произошло на самом деле, пареньку помогли вспомнить находившиеся в это время рядом с ним его 18-летний брат и приятель. Как оказалось, мальчик ухватился за металлические перегородки энергораспределяющей подстанции на десять тысяч вольт и потерял сознание…
Оттянув Максима от источника электрического тока, брат понес его домой на руках
— В соседнее село Марксовое мы отправились вместе с моим старшим братом Алешей и соседом Николаем, — рассказывает Максим Пристайчук. — Сельчане говорили, что старую заброшенную ферму в Марксовом предприниматели взяли в аренду, вот мы и заинтересовались: может, там уже и ремонт начали? Помню, Коля подошел к трансформаторной будке, а я — за ним. Не знаю, зачем ухватился за металлические перегородки будки, да еще и обеими руками. Меня вдруг сильно затрясло, стало трудно дышать, перед глазами какие-то черные линии появились, а руки будто парализовало. Алеша оттянул меня от подстанции. Что было потом — не знаю. Брат говорил, что нес меня домой на руках. А вот наш сосед испугался и удрал…
— Узнав о случившемся, я тут же вызвала скорую помощь, — вспоминает Любовь Пристайчук, мама Максима. — Пока медики ехали, Максимка пришел в сознание и стал жаловаться, что у него болят руки. Одежда на нем была цела, а вот руки с запекшимися кровью ранами от локтя до запястья как-то неестественно свисали. В Немировской районной больнице сыну, находившемуся в крайне тяжелом состоянии, оказали медицинскую помощь и на следующее утро госпитализировали в ожоговый центр Винницкой областной клинической больницы имени Н. Пирогова. За два месяца лечения мальчик перенес семь операций! Слава Богу, благодаря усилиям врачей руки удалось сохранить, но функции их частично утрачены.
*Любовь Пристайчук, мама Максима: «Один неверный шаг обернулся для моего Максимки потерей здоровья, а мог ведь и стоить ему жизни!»
— Несчастья мы, конечно же, не ждали. Никогда никаких бед и неприятностей наши шестеро детей нам с мужем не доставляли. А тут, надо же, даже сотрудники милиции навестили нас в больнице. Интересовались, из любопытства парни забрались на подстанцию или хотели разобрать ее на металлолом, чтобы продать скупщикам. Какое ужасное безрассудство проявили мальчишки, ведь они рисковали жизнью! Хотелось бы, чтобы другие дети осознавали эту опасность и чтобы в будущем никто больше не пострадал так, как Максим.
Как сообщил директор Немировских электросетей ОАО «Винницаоблэнерго» Анатолий Чуткий, электроподстанция, в которую залезли мальчишки, обслуживает ферму и представляет собой мощное двухэтажное строение. Впрочем, длительное время она не работала, поскольку в этом не было необходимости, ведь животноводством здесь никто не занимался. Но, как только стало известно, что на ферме будут новые хозяева, энергетики выехали на эту подстанцию вместе с председателем местного сельсовета и руководителем сельхозпредприятия. Проверили надежность замков, наличие табличек с надписями, предупреждающими об опасности этого объекта. А вскоре им пришлось выезжать сюда снова — уже после несчастья, когда Максима ударило электрическим током. Замки на подстанции были сорваны, рубильники разбиты, металлические решетки сняты. Превращенные в металлолом запчасти были сложены рядом с подстанцией…
Пока правоохранители устанавливали обстоятельства происшедшего, врачи ожогового центра Винницкой областной больницы лечили пострадавшего шестиклассника. К счастью, он остался жив после удара током в десять тысяч вольт. И спасло его то, что под воздействием источника электротока высокого напряжения он находился сравнительно недолго. Оттянул Максима от подстанции старший брат, схватив его за одежду, чтобы не пострадать самому. Решающим моментом оказалось и то, что сам пострадавший был обут в резиновые галоши — это изолировало его от земли.
Подобные случаи нередко заканчиваются трагически. Часто у человека сгорают отдельные части тела, происходит остановка дыхания и сердца, и, если при этом не оказать ему помощь, наступает смерть. После происшедшего с Максимом несчастья врачи сначала боролись за его жизнь, а затем и за его руки…
«Электрический ток прежде всего поражает ткани, имеющие высокую проводимость»
— Электрический ток напряжением десять тысяч вольт прошел «петлей» от одной руки мальчика до другой, очевидно, через сердце, — объясняет доктор медицинских наук, заведующий ожоговым центром Винницкой областной клинической больницы Василий Нагайчук. — Ток поражает ткани, имеющие высокую электропроводимость, и буквально выжигает их изнутри. У Максима в результате тяжелой электротравмы погибли сухожилия в нижней трети обеих рук, а также пострадала часть кровеносных сосудов. В первые дни лечения ему трижды в день делали кардиограмму, ведь состояние сердечнососудистой системы было определяющим фактором готовности к предстоящим операциям.
— А какие операции проводили мальчику?
— Во время первой из них удалили погибшие ткани. Под поврежденные участки конечностей подшили кожно-жировые трансплантаты со спины так называемым методом итальянской пластики. Трансплантаты хорошо прижились, активно питая кровью поврежденные участки, в которых на третью-четвертую неделю образовались новые сосуды. А уже через них сформировался приток и отток крови в трансплантаты. Затем мы поэтапно убрали нижние и верхние питающие ножки трансплантатов, подшив их к краям ран. Раны зажили, а трансплантаты, по сути, стали частью поврежденных конечностей.
Максим — первый ребенок, которому мы сделали такую операцию. Ранее с подобными повреждениями предплечий и кистей оперировали лишь взрослых. Мальчик хорошо перенес операции. Он сможет осуществлять некоторые движения кистью и пальцами, сможет поздороваться с друзьями. Но, к сожалению, из-за потери сухожилий — сгибателей кисти и фаланг пальцев — его руки не функционируют, как раньше.
*Ожоговый хирург Василий Нагайчук: «Ранее операции по восстановлению дефектов мягких тканей обоих предплечий одновременно мы делали только взрослым. Максим — первый ребенок, перенесший такую сложную операцию»
— Разве сухожилия нельзя восстановить?
— Можно, но это сложная операция: во время нее в подкожно-жировые ткани вживляются силиконовые стенты для формирования каналов, в которые затем имплантируют сухожилия. Такая операция предстоит мальчику не раньше чем через год, а сейчас ему необходимо восстановиться после тяжелейшей электротравмы. На данный момент Максиму нужно максимально разрабатывать мышцы на кистях (раньше за них работали мышцы предплечий), чтобы научиться самостоятельно держать ложку и чашку, обслуживать себя. А для этого с ним должны упорно заниматься врачи лечебной физкультуры. И, конечно же, мальчику требуется отдых на свежем воздухе, полноценное и витаминизированное питание, санаторно-курортное реабилитационное лечение.
Поначалу номер телефона на мобильном Максим набирал… кончиком носа
Максим потихоньку привыкает к своим «новым» рукам. Жалуется, что не может взять пальцами шариковую ручку и писать, соответственно, тоже не может. Зато научился всей ладонью захватывать ложку. А чтобы удержать чашку, просто надевает ее «ушко» на большой палец руки.
Мальчик сетует: всегда помогал родителям на огороде, а теперь вот работать не сможет. А еще любил на уроках труда изготовлять поделки из дерева. Теперь, по-видимому, эти занятия для него тоже недоступны. Впрочем, во время лечения он уже почувствовал, каково это — быть совсем без рук. Ведь после операции обе конечности полтора месяца были зафиксированы гипсовыми повязками за спиной. В это время мама кормила его, одевала, помогала встать с кровати. Правда, он пытался обходиться без посторонней помощи. К примеру, номер телефона на мобильном, чтобы связаться с друзьями, набирал… кончиком носа. Чтобы отвлечься от горестных мыслей, стал много читать.
— Максим мужественно перенес все операции, поначалу лишь изредка жаловался: «Мама, болит!» — а затем, когда ему стало легче, просил: «Мама, домой!» — продолжает Любовь Пристайчук. — Навещавших нас с Максимом в больнице родственников, знакомых я просила присматривать за детьми, объяснять им правила обращения с электроприборами, как быть осторожными с кипятком, огнем. Ведь столько детей получают серьезные ожоги, потому что их родители не уделяют им должного внимания! К сожалению, раньше я и сама особо не задумывалась над этим. Вот и получилось, что один неверный шаг обернулся потерей здоровья моего мальчика, а мог и стоить ему жизни! Мы с Максимом благодарны медикам, которые спасли его руки. А также спасибо всем, кто поддержал Максима. И прежде всего, ученикам и учителям Брацлавской школы Ь 1, которые собрали деньги на лечение сына, батюшке Николаю из нашей церкви, молившемуся за него, родственникам и друзьям…
Теперь вот придется оформлять сыну инвалидность. А еще он очень сожалеет, что не сможет взять на руки новорожденную дочь своей старшей сестры. Малышка родилась, пока Максим проходил курс лечения в больнице…
Как сообщили в Немировском райотделе милиции, поскольку факта кражи металла с электроподстанции установлено не было, а ее повреждение исчисляется незначительной суммой, уголовное дело возбуждать не стали. Кроме того, мальчишки честно признались, что действительно залезли на подстанцию без ведома родителей и теперь сожалеют. Их родственники, хорошенько отругав сыновей, тем временем винят в случившемся и скупщиков металла. Ведь если бы не было этого бизнеса, у ребят вряд ли возникло желание искать металл, который не только бьет током высокого напряжения, но и порой взрывается прямо в руках, если найденные трофеи — снаряды времен Великой Отечественной войны…
1944Читайте нас у Facebook