Наука та технології

Американские ученые синтезировали живую клетку

0:00 26 травня 2010

Группа американских ученых во главе с доктором Крейгом Вентером из Института генных исследований в Мэриленде заявила о том, что им впервые в истории удалось синтезировать живую клетку. Это событие уже называют огромным прорывом в науке. Сам Вентер считает, что его исследования в конечном итоге приведут к «новой промышленной революции».

«Если мы сумеем заставить клетки производить то, что нам нужно, это позволит нам оторваться от «нефтяной соски» и хотя бы частично сократить урон окружающей среде», — уверен американский ученый. Процесс создания синтетической клетки Крейг Вентер описывает следующим образом: «Мы скопировали геном существующей бактерии, затем расшифровали его, разложили по полочкам все составляющие, а потом при помощи «синтезирующей машины» химическим путем изготовили копию. Так мы получили возможность брать нашу синтетическую хромосому и трансплантировать ее в клетку-реципиент, то есть в другой организм. Мы словно написали новую компьютерную программу. И как только она внедряется в клетку, клетка ее считывает и превращается в тот вид, который мы запрограммировали… »

Доктор Вентер утверждает, что новая бактерия воспроизвела себя более миллиарда раз. В результате появились ее копии, содержащие синтетическую ДНК и подконтрольные ей. Ученые полагают, что со временем они смогут создавать клетки, которые будут «вырабатывать» медикаменты, топливо и даже абсорбировать парниковые газы.

Однако, несмотря на всю значимость открытия, многие ученые предупреждают, что Вентер со своими помощниками открыл ящик Пандоры. Во-первых, его разработки грозят созданием новых видов бактериологического оружия. Во-вторых, никто не знает, как поведут себя синтетические клетки в окружающей среде. Они могут причинить больше вреда, нежели принести пользы.