ПОИСК
Україна

За взятку в 8500 гривен чиновник может получить до двенадцати лет с конфискацией имущества

18:33 4 липня 2011
1 июля вступил в силу Закон «О принципах предотвращения и противодействия коррупции в Украине»

Не прошло и двух лет, как в стране наконец-то появилось новое антикоррупционное законодательство — с 1 июля вступил в действие Закон «О принципах предотвращения и противодействия коррупции в Украине». Напомним, что летом 2009 года Верховная Рада утвердила «антикоррупционный пакет», состоящий из законов «О принципах предотвращения и противодействия коррупции», «Об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений» и ряда других нормативно-правовых актов. Их введение в действие откладывалось несколько раз, вплоть до 1 января 2011 года. Однако буквально за пару недель до Нового года парламентарии все новшества отменили. Вместо принятых ранее документов 7 апреля нынешнего года Верховная Рада утвердила президентский проект борьбы с коррупцией. Правда, 12 статья (о декларации имущества, доходов и расходов чиновников) и 11 статья (о проверке лиц, претендующих на занятие ответственной должности) принятого закона вступят в силу лишь с 1 января 2012 года.

«Частным предпринимателям, работающим без создания юридического лица, больше не грозят проверки под предлогом борьбы с коррупцией»

Итак, что же ожидает государственных чиновников различного ранга, а также других ответственных лиц после вступления в действия нового антикоррупционного законодательства? В первую очередь изменилась форма финансовой отчетности, которая, напомним, вступит в действие только со следующего года. Чиновники и их родственники будут декларировать и доходы, и расходы. Правда, в этом положении есть нюанс — под обязательный финансовый мониторинг попадают покупки, стоимость которых превышает 150 тысяч гривен. На эту сумму, к примеру, можно купить иномарку эконом-класса. Кстати, на первых этапах обсуждения в законопроекте фигурировала другая цифра — 50 тысяч гривен…

— Почему сумма расходов, попадающая под обязательный финансовый мониторинг, была увеличена в три раза? — поинтересовались «ФАКТЫ» у народного депутата Андрея Пинчука, курирующего работу парламентского подкомитета, занимающегося вопросами предоставления финансовых услуг.

 — Мне она кажется вполне обоснованной. Ведь именно такая цифра фигурирует в статье 15 Закона «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Эта статья касается финансовых операций, а не деклараций о доходах, и направлена против отмывания грязных денег, а не коррупции. Да, формально — это два разных правонарушения. Но, как известно, нередко коррупция соседствует с отмыванием грязных денег. Поэтому установление единой суммы, подлежащей финансовому мониторингу, является вполне логичным шагом.

РЕКЛАМА

Существует мнение, что контроль нужен более жесткий, то есть он должен начинаться с 50 тысяч гривен. Но давайте посмотрим на это с другой стороны. 50 тысяч гривен — это не такая уж и большая сумма. Ее может потратить и честный чиновник, откладывающий деньги. Вспомните героя повести Николая Гоголя «Шинель» — мелкого безропотного служащего, который в течение нескольких лет копил деньги на новую шинель. Сейчас он мог бы точно так же собирать средства на тот же подержанный автомобиль. Несправедливо заставлять таких людей проходить достаточно сложную процедуру финансового мониторинга. Вещи, которые действительно ассоциируются с коррупцией, стоят намного больше 50 тысяч гривен. Посмотрите разделы декларации, которые содержатся в приложении к закону — «расходы на воздушные суда», «расходы на водные средства передвижения». Не думаю, что можно купить яхту или самолет дешевле чем за 150 тысяч гривен. Если же такие деньги потрачены на приобретение автомобиля, то это лишь свидетельствует, что он не относится к новейшим моделям. Так что граничная сумма в 50 тысяч гривен приносила бы больше проблем как раз не коррупционерам, а чиновникам, честно декларирующим свои доходы и расходы.

— Андрей Павлович, на ваш взгляд, в чем главное отличие новых антикоррупционных законов от предыдущих?

РЕКЛАМА

-  Ранее в нормативно-правовых актах отсутствовала норма о декларировании чиновниками и доходов, и расходов. А данное требование крайне важно, ведь сам по себе маленький доход, указанный в декларации, не гарантирует, что чиновник не берет взяток. В самом деле, не будет же он честно включать в сумму доходов полученные им подношения? Почти каждый гражданин Украины может назвать примеры, когда чиновники, директора государственных предприятий, сотрудники правоохранительных органов живут явно не по средствам и могут за неделю потратить сумму, равную их годовому доходу, указанному в декларации. Теперь появится законная возможность сравнить соотношение доходов и расходов, а в случаях явного их расхождения — потребовать объяснений.

Помимо этого новый закон ликвидировал некоторые «перегибы», существовавшие ранее. Так, в нем учтены интересы частных предпринимателей, работающих без создания юридического лица. Ранее они несли ответственность за коррупционные правонарушения. Что выглядело, по крайней мере странным. Ведь малый предприниматель — это не коррупционер, а, наоборот, одна из наиболее частых жертв коррупции. Теперь им больше не грозят проверки, проводимые под предлогом борьбы с коррупцией — они исключены из списка субъектов коррупционных правонарушений.

РЕКЛАМА

«Сейчас большинство граждан проклинают коррупцию, но, собираясь в жэк, многие берут с собой денежный эквивалент «благодарности»

— Любой, даже самый идеальный закон не заработает, пока люди сами не начнут бороться с коррупцией.

 — Согласен. Ни один закон не остановит коррупцию, пока наши граждане будут считать ее нормальным явлением. Сейчас большинство людей, проклинают коррупцию, но, собираясь к тому же начальнику жэка, многие берут с собой денежный эквивалент «благодарности». Необходимо раз и навсегда запомнить: то, чем занимаются госслужащие, — это их обязанности. Да, законы необходимы, но кроме законов, нужно еще и зрелое гражданское общество, нетерпимое к коррупции. Так что успех борьбы с мздоимством зависит от каждого гражданина Украины.

— Кстати, о начальниках жэков… Бытует мнение, что основными «субъектами», подпадающими под действие закона, станут мелкие госслужащие, а высокопоставленным чиновникам и далее удастся выходить, как говорят, сухими из воды…

 — Закон един для всех и не имеет исключений. Сразу же хотел бы развеять бытующий в обществе миф о том, что коррупция «мелких управленцев» является более безобидным понятием, чем взяточничество высокопоставленных лиц. Но ведь у граждан, как правило, вымогает взятку начальник или мастер жэка, врач, а не министр или мэр. Выйдите на улицу и спросите: многие ли платили мзду какому-либо члену Кабмина? Ответы, уверен, будут отрицательными. А вот взятки управленцам нижнего звена наверняка давали многие. У представителей малого и среднего бизнеса проблемы чаще всего возникают не с министерствами, а с пожарным инспектором или представителем санстанции. Хотя, конечно же, если предъявлять строгие требования к представителям нижнего уровня властной иерархии, то и с высших следует спрашивать сполна.

В течение года чиновнику разрешено получать подарки от одного и того же лица, но на сумму, не превышающую размер минимальной зарплаты

Как известно, во многих случаях взятки должностным лицам преподносятся в виде подарков. Чтобы ограничить «аппетиты» власть имущих, к ним отныне предъявляются следующие антикоррупционные нормы: презенты не должны превышать половины минимальной заработной платы — чуть менее 500 гривен. Подарки, «отвечающие общепризнанным представлениям о гостеприимстве», из одного и того же источника чиновникам разрешается принимать несколько раз в год. Но при этом следует помнить, что их общая стоимость не должна превышать размер минимальной зарплаты, законодательно установленной на 1 января отчетного года. Также закон запрещает чиновнику получать презенты и от своих подчиненных, и от юридических и физических лиц за действие или бездействие в интересах дарителя. За нарушение установленных законом ограничений, касающихся получения подарков или пожертвований на виновного будет налагаться штраф (от 425 до 850 гривен), а сам презент — изыматься.

Кстати, не успел закон вступить в силу, как в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект «регионала» Василия Киселева, предусматривающий внесение изменений в Закон «О судоустройстве и статусе судей». Парламентарий предлагает коллегам исключить из соответствующего пункта положения о необходимости соблюдения правил судебной этики, проявления уважения к участникам процесса, соблюдения тайны, охраняемой законом, в том числе и тайны совещательной комнаты и закрытого судебного заседания. Также новая редакция статьи не предусматривает пункта об обязательной подаче судьями декларации о доходах…

Как изменились наказания за дачу и получение взятки, а также за злоупотребление властью госслужащими
Правонарушение Наказание сейчас Ранее действовавшее наказание
Получение взятки любого вида

штраф 8500 — 12750 гривен или исправительные работы сроком до года, или арест до шести месяцев, а также запрет заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет

штраф в размере 12750 — 25500 гривен или лишение свободы сроком от 2 до 5 лет, запрет заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет
Взятка в большом размере (от 3400 гривен) лишение свободы от 5 до 10 лет, запрет занимать определенные должности до трех лет и конфискация имущества то же самое
Взятка в особо крупном размере (от 8500 гривен) карается лишением свободы на 8 — 12 лет, запретом на определенную деятельность и конфискацией имущества то же самое
Предложение взятки штраф 1700 — 4250 гривен ранее такого пункта не было
Дача взятки штраф 4250 — 12750 гривен или ограничение свободы сроком от 2 до 5 лет штраф 3400 — 8500 гривен или ограничение свободы сроком от 2 до 5 лет
Повторная дача взятки лишение свободы от 3 до 6 лет со штрафом от 8500 до 17000 тысяч гривен, с конфискацией имущества или без такового лишение свободы от 3 до 8 лет с конфискацией или без

Дача взятки служебному лицу, занимающему особо ответственную должность

лишение свободы от 5 до 10 лет с конфискацией имущества или без такового ранее такого пункта не было

Злоупотребление властью или служебным положением, повлекшее за собой существенный ущерб (более 1700 гривен) интересам граждан или государства

 

исправительные работы до 2 лет или арест до 6 месяцев, или ограничение свободы до 3 лет, с лишением права заниматься определенной деятельностью до 3 лет и со штрафом от 4250 до 12750 гривен исправительные работы до 2 лет или арест до 6 месяцев, или ограничение свободы до 3 лет, с лишением права заниматься определенной деятельностью до 3 лет

Злоупотребление властью или служебным положением, повлекшее за собой тяжкие последствия (ущерб более 4250 гривен)

лишение свободы на срок от 3 до 6 лет с лишением права  занимать определенные должности сроком до 3 лет и со штрафом от 8500 до 17000 гривен

лишение свободы на срок от 5 до 8 лет с лишением права занимать определенные должности сроком до 3 лет

Злоупотребление властью или служебным положением, совершенное правоохранителем    

лишение свободы от 5 до 10 лет с лишением права на деятельность сроком до 3 лет и с конфискацией имущества лишение свободы от 5 до 12 лет с лишением права на деятельность сроком до 3 лет и с конфискацией имущества

Самовольное присвоение полномочий или звания должностного лица, сопровождающееся любыми общественно опасными действиями

штраф до 1700 гривен или арест до шести месяцев, или ограничение свободы до трех лет

штраф до 85 гривен или арест до шести месяцев или ограничение свободы до трех лет
Самовольное присвоение полномочий или звания должностного лица, сопровождающееся любыми общественно опасными действиями, связанное с использованием форменной одежды или служебного удостоверения сотрудника правоохранительных органов лишение свободы на 4 или 3 года ранее такого пункта не было

668

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів