«Атлантис» вернулся из своего последнего в истории полета
Сегодня на рассвете на мысе Канаверал (штат Флорида) совершил мягкую посадку американский космический корабль «Атлантис». Это был последний полет шаттла, завершивший 30-летнюю страницу в истории освоения космоса. Экспедиция длилась 13 суток. На Землю вернулись четыре астронавта. «Добро пожаловать домой, «Атлантис»!» — прозвучало на весь мир из центра управления полетами НАСА.
Десятки тысяч американцев приехали во Флориду, чтобы наблюдать за посадкой корабля. Миллионы людей во всем мире следили за этим событием в прямом телеэфире.
По заказу НАСА было построено шесть космических кораблей многоразового использования. Первый из них — «Энтерпрайз» — применялся исключительно для испытаний. На орбиту он так и не вышел. Эта честь досталась шаттлу «Колумбия». Что символично, он стартовал 12 сентября 1981 года, спустя ровно 20 лет после первого полета человека в космос.
За 30 лет американские челноки осуществили 135 космических экспедиций. Два шаттла погибли. 28 января 1986 года в небе взорвался корабль «Челленджер». Произошло это спустя 1 минуту 13 секунд после старта. Погибли все семь членов экипажа. После трагедии шаттлы не летали два с половиной года. Программа возобновилась в 1988 году.
Вторая трагедия произошла 1 февраля 2003 года. Во время посадки корабль «Колумбия» взорвался, войдя в плотные слои атмосферы. Погибли все члены команды — семь человек, включая Илана Рамона, первого израильского астронавта.
Что касается корабля «Атлантис», то он совершил свой первый полет в октябре 1985 года. Всего на его счету 33 успешно выполненные миссии. В космосе этот челнок провел 307 суток, 18 часов и 29 минут. При этом он преодолел 202 миллиона 674 тысячи километров. «Атлантис» вывел на орбиту 14 спутников. Семь раз он пристыковывался к орбитальной станции «Мир» и 12 раз — к Международной космической станции.
Командиром последнего экипажа «Атлантиса» стал Кристофер Фергюсон. Под его началом кораблем управляли Дуглас Херли, Рекс Уолхейм и Сандра Магнус. Для Херли это был второй полет в космос, для остальных — третий. Обычно команда шаттла состояла из семи астронавтов. В этот раз экипаж сократили почти вдвое для того, чтобы доставить на МКС дополнительные грузы.
Шаттлы, безусловно, сыграли решающую роль в строительстве на орбите обитаемой станции, стоимость которой превышает 100 миллиардов долларов. Теперь на протяжении неопределенного времени грузы и новые экспедиции будут доставляться на МКС исключительно российскими кораблями «Союз» и «Прогресс». Они остались на сегодняшний день единственными орбитальными транспортными средствами в нашей Солнечной системе. Практика освоения космоса показала, что концепция использования одноразовых кораблей является более жизнеспособной по сравнению с реализованной американцами идеи кораблей-челноков. Российские космические аппараты, и это теперь признают в США, не имеют равных с точки зрения надежности и дешевизны.
НАСА уже несколько лет ищет достойную замену шаттлам. К разработкам оригинальных проектов привлечены частные компании. Ясно одно: многоразовых кораблей американцы больше строить не собираются.
483Читайте нас у Facebook