«Я прятался за погибшими и вдруг почувствовал дыхание убийцы. Но не пошевелился — это спасло мне жизнь»
Расстрел на острове продолжался 95 минут
Сегодня в Осло было принято решение проводить в закрытом режиме суд над террористом-одиночкой, который совершил двойной теракт в пятницу вечером в норвежской столице и на острове Утойя. По официальным данным, погибли в общей сложности 93 человека. Около 100 находятся в больницах с ранениями различной степени тяжести.
*В молодежном лагере на острове Утойя находились около 700 человек
Окончательных данных о количестве погибших все еще нет: на острове Утойя некоторые из жертв предположительно могли утонуть, пытаясь спастись вплавь, а в центре Осло здания сильно повреждены взрывом и их до сих пор не обследовали из-за опасности обрушения.
Андерс Беринг Брейвик, обвиняемый в массовом убийстве в молодежном лагере на острове Утойя, а также в организации мощного взрыва в Осло, сказал полицейским, что действовал в одиночку. В воскресенье полиция провела рейд в промышленной зоне на окраине столицы и ненадолго задержала шесть человек. Однако все они вскоре были отпущены. Установлено, что они не имеют никакого отношения к трагическим событиям в пятницу. Взрывчатых веществ также не нашли.
«Брейвик говорит, что действовал в одиночку, но полиция должна проверить все, что он сказал. Некоторые из выживших на острове допускают, что стрелявших было больше одного», — отметил шеф полиции Осло Свейнунг Спонхейм. «Он признал факты и взрыва, и стрельбы, но не считает, что совершил преступление», — уточнил Спонхейм.
По словам адвоката Гейра Липпестада, представляющего интересы Брейвика, эти нападения его подзащитный считает «жестокими, даже зверскими, но необходимыми».
В пятницу в конце рабочего дня в центре Осло прогремел взрыв. Бомба, заложенная в припаркованном автомобиле, была настолько мощной, что разрушенными оказались несколько правительственных зданий. Пострадал в том числе и офис премьер-министра Норвегии Йенса Столтенберга. Он заявил, что среди жертв взрыва есть сотрудники его аппарата.
Вскоре после взрыва Андерс Брейвик прибыл на пароме на Утойю, где находится молодежный лагерь правящей партии. Там отдыхали около 700 человек. Брейвик был одет в полицейскую форму. Выжившие рассказывают, что он собрал вокруг себя несколько десятков молодых людей для того, чтобы «сделать важное сообщение по поводу взрыва в центре Осло». Вместо этого неожиданно выхватил автомат и открыл огонь…
Бойня на острове продолжалась 95 минут. Полиция вынуждена признать, что спецназу потребовалось 45 минут, чтобы добраться до Утойи. Бойцы спецгруппы почему-то не смогли воспользоваться вертолетом. Тогда бы они оказались на месте бойни через 15 минут и, возможно, спасли бы десятки жизней. Также непонятно до сих пор, куда делся с острова полицейский, который должен был дежурить в лагере круглосуточно.
«В черной полицейской форме он выглядел как нацист»
Рассказы очевидцев позволяют воссоздать картину происходившего.
«Я думала, кто-то дурачится, — говорит 16-летняя вожатая Эмма. — Увидела, как парень пошел поговорить с мужчиной в полицейской форме и как тот в него выстрелил. На моих глазах погибли два человека. Я просто убежала. В воздухе стоял запах пороха, было так страшно! Мы спрятались под утесом от бандита, который стоял метрах в пяти над нами. Потом прыгнули в воду и доплыли до лодки. Теперь тех, кто был на острове, разместили в гостинице, но не всех еще нашли».
«Я тоже был в молодежном лагере, — рассказывает Стиин Ренат Хахейм, член норвежского парламента. — Мы собрались небольшими группками, чтобы обсудить взрывы в Осло, а потом кто-то крикнул: «Все в порядке, полиция приехала». Я увидел спускавшегося с холма полицейского, который вдруг стал стрелять в людей. Все побежали, а когда увидели приближающиеся лодки, то прыгнули в море. Он был очень спокоен, не бежал, просто стрелял в людей, я не слышал, чтобы он что-то говорил».
«Нам по радио сообщили о взрывах в Осло, — говорит работник информационного центра Адриан Пракон, — поэтому мы собрали всех 700 человек, чтобы сообщить им об этом. Спустя пару минут нам позвонили и сказали, что на остров плывет полицейский. Я пошел в кафе, чтобы затовариться на всех, и вдруг услышал выстрелы и увидел, что люди бросились врассыпную. Они бегут, а им в спину кто-то стреляет. Люди падали замертво прямо передо мной. Я бросился через лагерь в палаточный городок и увидел вооруженного человека: к нему обратились двое и спустя две секунды были убиты.
На нем была черная форма с красной оторочкой, он выглядел как нацист в этой форме и с этими волосами… Он был очень уверен в себе, спокоен, контролировал происходящее. Знал, что делал. Крикнул нам, что мы все умрем. Люди побежали вниз, к воде, кто-то уже разделся и поплыл. Я решил, что времени, чтобы снимать одежду нет, поэтому прямо так и поплыл под дождем — в одежде и сапогах. Проплыл метров 150, но озеро 800 метров в длину. Понял, что не переплыву, и повернул назад… Того человека я увидел в метрах десяти от меня. Он стоял на берегу и стрелял по плывущим. Навел свой автомат на меня, я закричал: «Нет, пожалуйста, не надо». Не знаю, слышал ли он, но стрелять не стал.
Через час он снова пришел. Я вместе с другими людьми прятался за деревьями и валунами. Мы все дико замерзли в мокрой одежде. Снова началась пальба, на меня стали падать убитые — мне на ноги или в воду — тогда много людей вокруг меня погибли. Я за ними прятался, молясь про себя, чтобы он меня не увидел. Во время обстрела мне в спину попала пуля. Потом он подошел ближе, и я почувствовал его дыхание, кожей ощутил жар оружейного ствола, но не пошевелился, и это спасло мне жизнь.
Я сейчас в больнице. Физическая боль — не самое страшное. Страшно подумать, сколько моих друзей погибло…»
Террорист-одиночка готовил «операцию» более десяти лет
«Никогда со времен Второй мировой войны в стране не было преступлений таких масштабов», — сказал на пресс-конференции в субботу премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг. «Райское место моего детства превратилось в ад», — добавил он (Столтенберг в старших классах отдыхал в лагере на Утойе).
Ранее Андерс Брейвик никогда не привлекался полицией. У него не было даже штрафов за нарушение правил дорожного движения. Все, кто его знал, характеризуют этого норвежца как приятного уравновешенного мужчину. Никто даже представить себе не мог, что задумал Брейвик.
*В поврежденных взрывом зданиях в центре Осло могут быть тела погибших. Следователи и спасатели не решаются проводить там поиски, так как есть риск обрушения
За несколько часов до нападений, которые, похоже, стали самым кровавым терактом в истории, организованным и осуществленным одним человеком, в интернете был размещен документ на английском языке, подписанный Эндрю Бервиком. Из текста следует, что это псевдоним Андерса. Длина манифеста, озаглавленного «Европейская декларация независимости», составляет 1500 страниц, и на его написание могли уйти годы.
Судебный врач-психиатр Иэн Стивен, прочитавший этот документ, назвал его «самым страшным из всех», которые ему доводилось читать. В интервью Би-би-си доктор сообщил, что так называемый «манифест» наполнен «абсолютной ненавистью ко всему нескандинавскому». Создается впечатление, что Брейвик долгое время был изолирован от общества, педантично изучал книги в попытке создать собственную философию, оправдать необходимость тех действий, которые затем предпринял. При этом он казался человеком, ведущим обычный образ жизни.
Из манифеста следует, что Андерс задумал «операцию», как он сам ее называет, много лет назад. Последней каплей, переполнившей чашу терпения, для него было «участие правительства Норвегии в нападениях на Сербию в 1999 году». Норвегия, как член НАТО, принимала участие в бомбардировках бывшей Югославии. «То, как США и режимы Западной Европы бомбили наших сербских братьев, было абсолютно неприемлемо», — возмущается Брейвик.
Андерс родился и вырос в Осло. Окончил столичную школу менеджмента. Сейчас те, кто учился вместе с ним, вспоминают, что Брейвик не раз высказывал, но в предельно спокойной манере, свое недовольство «исламизацией Европы». Получив диплом, молодой менеджер приступил к реализации своего тайного плана.
Он детально описал в манифесте, как создавал фиктивные компании для приобретения удобрений, из которых потом изготовил взрывчатку, как покупал оружие, вступив для этого в оружейный клуб еще в 2005 году, что позволило ему шесть лет спустя приобрести пистолет «Glock 17». После окончания вуза Брейвик переехал за пределы Осло и создал компанию «Breivik Geofarm», которая планировала выращивать овощи, в том числе арбузы и корнеплоды. В мае 2011 года эта компания получила шесть тонн химических удобрений, в том числе аммиачную селитру.
С «приближением решающей фазы операции» он купил три бутылки дорогого французского вина, одну из которых открыл во время «прощального» обеда с семьей…
В норвежской столице в воскресенье состоялась специальная церковная служба в память о погибших, на которую собрались тысячи людей. Церковь не вместила всех желающих присутствовать, и многие стояли на улице. На службу прибыли король, королева и премьер-министр Норвегии. Входя в церковь, они оставили по одному белому цветку.
Премьер произнес во время службы речь, в которой подчеркнул, что произошедшее явилось национальной трагедией для Норвегии. По его словам, он лично знал некоторых из погибших, а в скором времени будут объявлены имена и фотографии их всех.
«Мы — маленькая страна, но мы — гордые люди», — отметил премьер-министр, подчеркнув, что Норвегия никогда не откажется от своих ценностей демократии и толерантности.
Власти многих стран резко осудили нападения. Королева Великобритании Елизавета II направила письмо с соболезнованиями королю Норвегии Харальду. Соединенные Штаты выступили с заявлением, в котором говорится о «бесчеловечных актах насилия» в Осло, а председатель Европейского совета Херман ван Ромпей заявил о том, что он глубоко потрясен этими трусливыми актами, которым не может быть никакого оправдания. Президент России Дмитрий Медведев также выразил соболезнования королю и премьер-министру Норвегии: «Мы самым решительным образом осуждаем эти чудовищные преступления, которым нет и не может быть ни объяснений, ни оправданий».
Больше фото о трагедии в Норвегии смотрите здесь
3734Читайте нас у Facebook