Ольга Гинзбург: «Все страны мира очень чтят своих граждан, которые погибли за родину»
Шесть миллионов советских воинов числятся пропавшими без вести, около трети из них лежат в забвении в украинских полях, лесах и болотах. Многие остались там, где их настигла гибель, — в засыпанных воронках и окопах. Поиском бойцов сегодня, как и прежде, занимаются лишь отдельные энтузиасты, которые по возможности идентифицируют погибших и с почестями их хоронят. Основная же деятельность историко-поисковых групп заключается в работе с архивными документами. В настоящее время все архивы советской армии хранятся в российском Подольске, но украинских поисковиков к их фондам допускали очень неохотно.
«В Днепропетровской области на глубине двух метров мы обнаружили обломки советского истребителя и останки летчика, — рассказывал «ФАКТАМ» председатель Всеукраинского общественного объединения поисковых организаций «Союз «Народная память» Ярослав Жилкин. — Сохранились фрагменты маркировки самолета. Но сопоставить полученную информацию с данными подольских архивов нам не разрешили. Выручили российские поисковики, имеющие прямой доступ к фондам. По номеру двигателя они установили бортовой номер машины, после чего из боевых приказов точно узнали, что пилотировал самолет младший лейтенант Виктор Солянов».
Теперь у поисковиков появился четкий алгоритм взаимодействия с украинскими властями, что существенно облегчит доступ к архивным документам, в том числе из фондов Подольска. Государственная архивная служба и «Союз «Народная память» подписали меморандум о сотрудничестве в сфере поиска погибших жертв войны и политических репрессий.
— На наше обращение в архивы других стран отвечают значительно быстрее, чем на запросы физических лиц, — рассказала председатель Госархива Ольга Гинзбург. — Если, например, в Центральном архиве Минобороны России в Подольске наш запрос могут обработать за десять дней, то простой гражданин на такой же запрос ответа может ждать и три месяца. В рамках работы по принятому меморандуму мы сможем выстроить такую цепочку: физические лица, которые ищут своих погибших родственников, вправе обращаться за помощью к ВОО «Союз «Народная память», а общественная организация, в свою очередь, — к нам. Таким образом, совместными усилиями мы сделаем гораздо больше в деле увековечения памяти погибших.
Ольга Гинзбург также отметила важность работы, проводимой поисковиками. «Все страны мира очень чтят своих граждан, которые пали, защищая родину, — сказала она. — Ищут каждого погибшего, чтобы отдать ему дань уважения и увековечить его память. В нашей стране, к сожалению, отношение к погибшим было несколько иным — мы привыкли «разбрасываться» своими людьми. Сегодня хочется исправить эту ситуацию, и я надеюсь, что совместными усилиями — вместе с поисковыми организациями — мы сможем это сделать».
Читайте нас у Facebook