Одна из причин популярности восточных базаров — нестабильная обстановка в странах, куда не один год охотно ездили туристы из стран СНГ. Сейчас многие переориентировались на европейские курорты.
Но тем, кто привык покупать натуральные специи и экзотические изделия из кожи, ткани, дерева, серебра, уж очень не хватает колорита настоящего восточного рынка, где можно за сущие копейки приобрести качественный товар, от души поторговавшись с продавцом…
«Если что-то хотите купить за полцены, приходите на рынок перед самым закрытием»
На восточном базаре, организованном на модном в московской тусовке дизайн-заводе «Флакон», яблоку негде было упасть, несмотря на то что вход был платным — около семи долларов.
От ассортимента товаров, доставленных из Индии, Ирана, Пакистана, Афганистана, Индонезии, Турции, Узбекистана, Киргизии и других стран, глаза разбегались: ковры, палантины, кожаные сумки, деревянная мебель, натуральная косметика, серебряные украшения, чаи, орехи, сухофрукты… К прилавкам, где шла бойкая торговля, иногда даже сложно было подойти.
— Сколько стоит миниатюрная расписная шкатулочка из кости? — интересуюсь у продавца из Ирана.
— 80 долларов!
— А за сколько отдадите, так чтобы взять?
— Дешевле не будет, — отвечает без всякого энтузиазма. — Ее закупочная цена в Иране 70 долларов.
Объясняю: точно такие в Тегеране видела по 20 долларов, но хозяин шкатулочки непреклонен.
— А ваши шелковые шали почем? — подхожу к торговцу индийским товаром.
— 60 долларов.
Пробую торговаться, но и он не уступает ни цента.
— Если хотите купить со скидкой, на такие мероприятия нужно ходить не в день открытия, а в последний, — вдруг советует мне стильная брюнетка, примеряющая у зеркала платок. — И не с утра, а ближе к вечеру, перед самым закрытием. Чтобы «отбить» аренду помещения, некоторые вещи продавцы «под занавес» отдают за полцены, а то и еще дешевле. Я вот, к примеру, сейчас только присматриваю обновки, покупать же приду после обеда.
— А если вещь не дождется вас?
— Дождется! Я в этом уверена. В моей практике еще не было случая, чтобы не дождалась…
— Смотрю, вы профи…
— Да, я профессиональный шопер (специалист по покупкам, помогающий богатым людям выбрать одежду, обувь и аксессуары, экономя их время. - Авт). Среди моих клиентов много известных и влиятельных людей. Толкаться на базарах они не хотят, поэтому доверяют покупки мне. Приобрести стоящую вещь по нормальной цене — на самом деле целое искусство. Вот, к примеру, заметьте. Женщины толпятся у прилавка с ширпотребными палантинами, которые продаются по 40-60 долларов, а в павильоне рядом — шали из знаменитого индийского бенаресского шелка ручной работы всего по 20 долларов, но там ни души. Знатоков мало, народ не разбирается… Чтобы купить оригинальное изделие, на восточный базар нужно идти подготовленным.
— Признаться, у меня самой при виде такого изобилия голова закружилась…
— Так у большинства. Но метаться от лавки к лавке нет никакого смысла. Важно отличить тех, кто продает товар из первых рук, от тех, кто перепродает. Сделать это несложно. Вот, к слову, блондинка, торгующая индонезийским серебром, явно занимается перепродажей. Цены у нее космические, на уступки пойдет вряд ли, о товаре имеет весьма поверхностное представление — я с ней уже общалась.
— Клиенты вам заказали конкретные вещи?
— Для одной заказчицы я планирую купить несколько шелковых шалей — из них она хочет заказать дизайнеру платье. Это намного дешевле, чем покупать отрез в бутике. И оригинальней, как вы понимаете. Другая клиентка просила подобрать к определенному наряду серебряную подвеску работы индонезийских ювелиров в форме мотылька.
Называть имена своих клиентов моя собеседница, представившаяся Мариной, категорически отказывается — дорожит работой. Сейчас из-за кризиса многие богатые москвичи, по ее словам, отказываются в первую очередь от услуг шоперов. Без домработниц и поваров не обойтись: убирать и готовить бизнес-леди и женам миллионеров не хочется. В хождении же по магазинам гораздо больше приятного. У многих шопинг даже становится любимым времяпрепровождением.
Последовав советам профессионального шопера, я решила сначала присмотреть товар, а покупку отложить до вечера. Сколько всего интересного здесь предлагали! Например, старинные медные кувшины огромных размеров, словно в восточной сказке, шелковые персидские ковры ручной работы, кожаные саквояжи…
У одного из прилавков развернулась борьба двух покупательниц не на жизнь, а на смерть за искусно расшитое туркменское покрывало.
— Сколько? — полюбопытствовала хрупкая шатенка в бежевом пальто из кожаного кружева.
— Двести долларов, — отвечает молодой продавец.
— Беру!
— Я за двести пятьдесят возьму, — вдруг ошарашила рядом стоящая статная рыжеволосая дама в ярко-синем трикотажном платье, декорированном россыпью натурального жемчуга.
— Триста! — «взорвалась» шатенка. И демонстративно открыла кошелек.
— Триста пятьдесят!
Торги переросли в настоящий… аукцион. Парень «подбрасывал хворосту в огонь»:
— На прошлой неделе на восточном базаре в Германии такие покрывала у меня буквально улетали! В Европе сейчас восточные рынки очень популярны…
— Четыреста долларов! — не моргнув, назвала свою цену шатенка.
… Буквально на минуту я вдруг отвлеклась, чтобы ответить на важный телефонный звонок. А когда вернулась на место «схватки», дам уже и след простыл.
— Кому же досталось покрывало? — полюбопытствовала у продавца.
— Женщине в синем платье. Она уже не первый раз у меня покупает. Но такая удача, признаться, у меня впервые…
«Ой-ой, за такие копейки я еще никогда ничего не продавал!»
От многочасового хождения по базару устали ноги, захотелось присесть, выпить чашечку кофе. Для обессиленных покупателей на ярмарке работал буфет. Здесь были представлены афганская кухня, марокканская, индийская… В воздухе витали фантастические ароматы! Пахло шафраном, имбирем, корицей, ванилью… Но цены кусались. Миниатюрная печенюшка — «на один зуб» — стоила около 15 украинских гривен. Чашка чая — 25 гривен, столько же — кофе. Посетителей, однако, цены не смущали, о чем свидетельствовали огромные очереди.
Те, кто похитрее, шли другим путем: у продавцов в рядах бесплатно дегустировали сладости, орехи, вяленые фрукты, напитки.
— Последний крик моды у богатых людей — японский чай «матча», — рассказывала консультант для собравшихся на чайной церемонии посетителей. — Молодые листья — самые первые! — перетерты в порошок изумрудного цвета. Перед завариванием чай взбивается специальным бамбуковым венчиком.
За процессом все наблюдали, затаив дыхание. Ритуал действительно завораживал. Напиток получился красивого насыщенного цвета. Заварив в миниатюрном чайничке, девушка разлила его в десяток пластиковых стаканчиков — ровно по глотку. Вкус приятный.
Возле чайного павильона я снова увидела шопера Марину. «Ну что? Время «охоты» настало!» — азартно подмигнула она мне и скрылась в рядах. И действительно, о чудо: вещи, за которые еще пару часов назад не уступали и копейки, продавцы просто умоляли купить с огромными скидками.
— Ой, ой, я за такую цену еще никогда ничего не продавал! — громко причитал мне вслед тучный торговец.
И мне показалось, что многие коллеги ему в это время… завидовали. Он хоть дешево, но продал, а они стояли со своим товаром без всякой надежды выручить за него хоть какую-то сумму. Большинство посетителей к концу выставки словно ветром сдуло. А завтра уже никому ничего не продашь — базар-то непостоянный!
— Любой товар отдаем со скидкой в тысячу долларов! — кричал продавец персидских ковров. — Любой!
Ковры у него в лавке стоили от пяти тысяч долларов. Но, кроме меня, ни один человек к торговцу в этот вечер больше не подошел. Он догнал меня у самого выхода.
— А скидка в две тысячи долларов вас устроит? А в три? А в четыре?
Чтобы хоть как-то утешить торговца, я купила у него за пару долларов коврик под компьютерную мышку, стилизованный под персидский шедевр…
858Читайте нас у Facebook