«На скамье подсудимых бывший милиционер вел себя самоуверенно, даже нагло. Заявлял, что прокурор зря старается, все равно приговор будет оправдательным»
Эта история, напоминающая закрученный сюжет детектива, началась еще в 2008 году. У сотрудника налоговой инспекции Андрея Ефимского похитили автомобиль «Шкода Октавия». Хозяин решил разыскать машину самостоятельно и обратился к… знакомому, отсидевшему когда-то срок. Позже он объяснял правоохранителям, что надеялся с помощью криминальных авторитетов просто узнать о том, кто в области промышляет автоугоном. Но вместо получения ожидаемой «наводки» Андрей сам стал жертвой преступников. Бандиты быстро придумали, как заработать на доверчивом человеке. Притворившись, что знают, где находится угнанная иномарка, они потребовали у Ефимского нешуточный выкуп за машину. Незадачливый хозяин «Шкоды», рискуя остаться и без денег, и без автомобиля, попросил помощи у знакомого милиционера. Но оборотень в погонах, вместо того чтобы помочь потерпевшему, вступил с бандитами в преступный сговор…
«Этот налоговик непорядочно с вами поступил. Надо его наказать!»
— В 2008 году в Тернополе как раз промышляла львовская банда автоугонщиков, — рассказывает «ФАКТАМ» прокурор отдела поддержки обвинения Тернопольской областной прокуратуры Наталья Сенык. — Именно поэтому Андрей обратился к Семену Мацевичу, своему знакомому из города Новый Роздол Львовской области, который ранее был судим, а после освобождения вращался в криминальных кругах своего региона. У Мацевича в голове моментально созрел план, как можно не напрягаясь выманить деньги у налоговика. Семен пообещал разузнать, кто мог угнать у тернопольца «Шкоду», и уже через пару дней позвонил Ефимскому с радостной новостью: автомобиль найден. Более того, на машине — ни царапины, она в отличном состоянии и стоит в гараже. «Но если хочешь вернуть авто — ребятам надо заплатить», — предупредил Андрея Семен. Конечно, это был блеф. Бандит не знал, где находится автомобиль, и даже не пытался это выяснить. При этом Мацевич боялся, как бы его не поймали за мошенничество, и решил перестраховаться: взял в сообщники еще одного бывшего уголовника из Нового Роздола, Ростислава Симоненко. Семен сказал, что Ростику нужно будет всего лишь забрать пакет с валютой, которую Андрей должен оставить в указанном месте. За эту нехитрую работу Мацевич обещал подельнику триста долларов.
Обсудив подробности предстоящего мероприятия, сообщники поехали в Тернополь. Здесь они купили себе новые мобильные телефоны и приобрели sim-карты. С этих незнакомых номеров они стали звонить Ефимскому под видом угонщиков его автомобиля. Мацевич, прикрыв трубку ладонью, говорил измененным голосом: «Мужик, хочешь вернуть себе «Шкоду» — гони шесть тысяч евро». «Это дорого, у меня нет таких денег», — запротестовал Андрей. «Ну ладно, тогда шесть тысяч долларов, — смилостивился Семен. — Оставишь пакет с валютой за остановкой «Довжанка», на трассе Тернополь — Львов. И не вздумай звонить в милицию».
— Ефимский догадывался, что его пытаются обвести вокруг пальца, и обратился за помощью в Управление по борьбе с организованной преступностью, — продолжает рассказ Наталья Сенык. — Шесть тысяч долларов, которые сам Андрей, его родители и даже бывшая жена собирали по крупицам и одалживали у кого только могли, перед передачей выкупа в милиции пометили. Правоохранители пристально наблюдали за происходящим, намереваясь задержать вымогателей на горячем. Когда Ефимский оставил пакет с валютой в указанном месте, сидевший неподалеку в своем автомобиле Мацевич, словно почувствовав слежку, рванул с места и уехал. Симоненко тоже боялся попасться, но жажда наживы оказалась сильнее. Схватив пакет с деньгами, он остановил первую же попутку и уехал в неизвестном направлении. По дороге Мацевич позвонил Андрею, сказал, что деньги у него, и добавил: «Можешь забирать свою тачку, она на трассе в сторону Хмельницкого». Ефимский на радостях бросился в указанном направлении, но доехать до своей «Шкоды» (которой на трассе, конечно, не было и быть не могло) не успел. На полпути ему позвонил разъяренный Семен и заорал: «Ах ты, гад, подставил нас, настучал ментам? Теперь не видать тебе как своих ушей ни денег, ни тачки». Каким образом Мацевич узнал, что сотрудники УБОПа уже задержали Симоненко в соседнем селе, непонятно. Наверное, догадался о засаде, потому что подельник не пришел в назначенное время и не принес деньги. Вся сумма была изъята у Симоненко из заднего кармана джинсов, а сам вымогатель препровожден в райотдел. Конечно, Мацевич был страшно зол: ведь и товарища подставил, и деньги уплыли. Потому и дал понять Андрею: уговору конец. В полной растерянности Ефимский решил обратиться к знакомому милиционеру Владимиру Сифанишину, сотруднику УБОПа, расследующего преступления на Львовской железной дороге. Объяснил ситуацию, попросил совета, что ему делать. А милиционер, вместо того, чтобы помочь человеку, решил… кинуть Ефимского еще раз. Сифанишин встретился с Мацевичем (как у любого сотрудника правоохранительных органов, у него были свои осведомители и знакомые в криминальных кругах) и заявил: «Знаешь, этот налоговик непорядочно с вами поступил, обратившись в милицию. Надо его наказать!»
«Вы надо мной издевались — теперь моя очередь»
Преступная группировка теперь уже во главе с милиционером снова потребовала у Андрея выкуп за машину. Сифанишин клятвенно пообещал Ефимскому, что он как сотрудник милиции обязательно вернет «Шкоду», потому что знает, где она находится. И возьмет за услугу «всего» 4500 евро. «Эти деньги должны пойти на выкуп попавшего в «обезьянник» Симоненко и угонщикам за авто. Я правоохранитель и даю гарантию: через несколько дней машина будет у вас во дворе». Андрей сначала вроде бы поверил убоповцу, но потом заподозрил, что его снова пытаются обвести вокруг пальца. В конце концов Ефимский рассказал о предложении Сифанишина тем сотрудникам УБОПа, которые помогали задержать Симоненко. Операция по поимке преступника и изъятия у него денег прошла успешно. Оборотня в погонах задержали прямо на работе, куда он отправился с полной барсеткой валюты.
— За деньги, которые наш потерпевший дважды выплачивал вымогателям, он мог бы себе новую машину купить, — вздыхает Наталья Сенык. — Во время передачи выкупа Сифанишину Ефимский часть суммы отдал в евро, часть — в долларах, часть — в гривнях. Оперативники УБОПа, изъяв барсетку с мечеными деньгами, арестовали милиционера. Но как же он себя вел при задержании и осмотре! Вспоминать противно. Взрослый крепкий мужчина сорока лет впал в истерику, бегал туда-сюда, кричал, что ему плохо, просил то открыть окно, то дать воды… Мы ему даже скорую помощь вызывали. На суде поведение Сифанишина кардинально поменялось. Он держался самоуверенно, даже нагло. Всячески затягивал дело, то отказывался от адвоката и заявлял, что будет представлять свои интересы сам, то снова требовал предоставить ему защитника. Одних только его жалоб и ходатайств хватило бы на отдельную папку в уголовном деле. Мог ляпнуть мне (я поддерживала обвинение в суде) какую-то гадость или заставить читать ему вслух все обвинительное заключение целиком, объяснив это так: «Вы надо мной издевались — теперь моя очередь». Сифанишин заявлял, что прокурор зря старается, все равно приговор будет оправдательным. Во-первых, потому, что на момент совершения преступления он, по его словам, уже не работал в УБОПе, поэтому о превышении милицейских полномочий не может быть и речи. (Уже перед оглашением приговора подсудимый не явился на одно из заседаний, объяснив это тем, что едет… увольняться. Это лишний раз доказывало то, что во время совершения преступления он таки находился при исполнении служебных обязанностей.) Во-вторых, Сифанишин заявлял, что он лично одалживал Ефимскому пятьсот долларов для выкупа автомобиля. Судья, конечно, сразу понял, что это была нелепая попытка милиционера отвести от себя подозрение.
В общем, судебное следствие всячески затягивалось по вине подсудимого. Однако на каждое заседание Сифанишин, пребывавший на подписке о невыезде, являлся вовремя. А вот на последнем произошел форс-мажор. Когда судья удалился в комнату для подписания приговора, мошенник вышел, сославшись на плохое самочувствие. Сказал, что вернется через пару минут, и… пропал. Судья огласил приговор: признать Сифанишина виновным и взять его под стражу в зале суда. Вызвали конвой, а брать под стражу некого. Адвокат только плечами пожал. Так до сих пор нашего горе-милиционера и не нашли.
В ближайшее время Владимира Сифанишина собираются огласить в розыск. Если конечно, он не явится сам, чтобы отбыть положенное наказание. Двух его соучастников, Семена Мацевича и Ростислава Симоненко, суд хоть и признал виновными в мошенничестве, но к тюремному заключению не приговорил. Оба попали под амнистию как отцы несовершеннолетних детей. Андрею Ефимскому полностью вернули сумму, потраченную им на попытки выкупить у мошенников «Шкоду». Однако сам автомобиль по сей день не найден.
P.S. Фамилии фигурантов уголовного дела изменены.
903Читайте нас у Facebook