Роскошные апартаменты, принадлежавшие семье одного из руководителей прокуратуры Киевской области, аферисты сняли на два дня и реализовали за 550 тысяч долларов
В сентябре 2010 года «ФАКТЫ» рассказали о преступной группировке, которая продавала квартиры в центре Киева по подложным документам. Чтобы произвести нужное впечатление на нотариусов и сотрудников банков, аферисты наряжали подставных лиц — бедных людей из глубинки — в брендовую одежду, надевали на них кольца и серьги с бриллиантами. Правоохранители называют эту группировку самой дерзкой из всех орудовавших в столице за последние годы. Особенностью банды было и то, что ею руководила женщина: красивая, богатая и даже известная в богемных кругах. 40-летняя Татьяна Астафьева (имена и фамилии обвиняемых изменены) владеет салоном эксклюзивной одежды в столичном Пассаже. Ее клиентами были жены народных депутатов Украины, отечественные знаменитости, а также звезды российской эстрады.
Зачем такой женщине понадобилось связываться с криминалом? Татьяна Астафьева смотрела на это с точки зрения бизнесмена. Она вкладывала в одну «спецоперацию» по продаже съемной квартиры 70 тысяч долларов, а в результате получала 700 тысяч. То есть в десять раз больше. Надо отдать должное Астафьевой: она разработала блестящие схемы мошенничества и удачно подобрала себе помощников. Ловкостью этих аферистов восхищались даже стражи закона и потерпевшие.
«Когда я показывала квартирантам, где что лежит из бытовых мелочей, они не проявили ни малейшего интереса»
Двухкомнатную квартиру в новостройке по улице Павловской, 17 киевлянка Лариса Тищенко называет своей кормилицей. Несколько лет назад женщина сделала там ремонт в стиле хай-тек и стала сдавать жилье за приличную сумму. На эти деньги и живет семья Ларисы.
— В январе 2009 года я подала заявку в агентство недвижимости о сдаче квартиры в аренду, — рассказывает 46-летняя Лариса Тищенко. — Позвонили через два дня: «Клиент хочет осмотреть жилище». Мужчина назвался Вадимом и произвел очень приятное впечатление. Он был похож на дамского угодника: загоревший, набриолиненные вьющиеся волосы, ухоженное лицо, холеные руки, дорогие часы. Элегантный костюм сидел на нем как влитой. Говорил Вадим красиво, спокойно. Сказал, что квартира ему очень понравилась и он хочет снять ее для своей жены.
Первое подозрение у меня возникло, едва я увидела жену Вадима: они пришли заключать договор аренды жилья. Я тогда подумала: «Правду говорят: любовь зла», а иначе что может связывать этих двоих? Она была одета неплохо и даже дорого. Но детали — грязь под ногтями, неухоженные руки, гнилые зубы, слипшаяся тушь на ресницах — говорили о многом. А еще деревенские манеры, зажатость, грубый отталкивающий голос. Вместе они смотрелись нелепо.
Вадим пожелал, чтобы договор был заключен на имя его жены. Они взяли ключи и ушли. А я осталась с брокером и директором агентства недвижимости. Мы пили чай и обсуждали квартирантов. Жена Вадима убила нас троих наповал. Тогда мы в шутку прозвали ее «шмарой» — другое слово не подходило. Она только поздоровалась с нами и больше ни разу не открыла рта. Жена неотрывно смотрела на мужа, словно собака, ожидающая команды от хозяина. Когда я начала ей рассказывать, где что лежит из бытовых мелочей, она не проявила ни малейшего интереса. Но отказываться от сдачи квартиры из-за дурацких, как мне казалось, подозрений было глупо.
Через несколько дней позвонил Вадим: мол, аренду жилья оплачивает компания, где он работает, и нужно нотариально заверить договор. При этом Вадим заявил, что не доверяет моему нотариусу, и настоял, чтобы договор заверял его нотариус. Квартирант попросил меня дать ему копии всех документов на квартиру. Я не увидела в этом ничего подозрительного.
*Для Ларисы Тищенко квартира в этом доме на Павловской — кормилица всей ее семьи. Женщина полтора года боролась за то, чтобы ей вернули отобранное обманом жилье
В феврале 2009 года Лариса Тищенко позвонила квартирантам: пришло время вносить плату за жилье. Однако трубку никто не брал. Прошло еще две недели, а от жильцов ни слуху ни духу. Лариса открыла квартиру своим ключом, осмотрела комнаты. Все было на месте, но на всякий случай хозяйка поменяла замки в дверях.
— И все-таки на душе было неспокойно, — продолжает Лариса Тищенко. — Дай, думаю, зайду в нотариальную контору и возьму справку из реестра квартир. Сотрудницы конторы открыли базу данных и говорят: «А вы свою квартиру продали еще 29 января 2009 года». Я разозлилась: «Что за глупости? Вы, наверное, адрес перепутали». Девочки показали мне информацию прямо на мониторе компьютера. Мне стало дурно, я сползла со стула на пол. Сотрудницы нотариальной конторы отпаивали меня сердечными каплями. Придя в себя, я бросилась в райотдел милиции.
Сотрудники милиции наложили арест на квартиру Ларисы Тищенко и выяснили, что арендованное жилье было продано за сто тысяч долларов через шесть дней после оформления договора аренды. В тот же день тот же самый покупатель приобрел еще одну квартиру — по улице Старонаводницкой. Эта квартира принадлежит семье одного из тогдашних руководителей прокуратуры Киевской области. Мошенники арендовали апартаменты на два дня и привели туда покупателя на осмотр. А когда тот согласился приобрести квартиру, аферисты снова сняли роскошное жилище и в течение двух дней успели продать его за 550 тысяч долларов, хотя рыночная стоимость квартиры на тот момент составляла два с половиной миллиона.
«Вы что, товарищи милиционеры, сбрендили? Да вы знаете, кто я такая и кто мои клиенты?!»
В Киеве было зарегистрировано 13 похожих случаев. Заявления от потерпевших начали поступать в милицию в 2008 году. Заливаясь слезами, хозяева квартир рассказывали, как несколько недель назад сдали жилье в аренду очень приличным на вид людям. И вдруг выяснилось, что квартиранты куда-то исчезли, а в квартирах обосновались… новые владельцы жилья! Сверяя документы, хозяева одной и той же жилплощади понимали: их искусно обвели вокруг пальца.
Аферисты умудрились продать несколько квартир в новостройке на улице Княжий Затон, куда еще даже не успели вселиться жильцы. Для этого пройдохи поменяли… нумерацию квартир на всем этаже! Правда, кроме прораба, этого никто не заметил. А прораб необычайные превращения номеров списал на… побочные эффекты алкоголизма. «Прихожу утром, смотрю: дверь квартиры была зеленого цвета, а стала черной, и номер на ней другой, — рассказывал мужчина милиционерам. — На следующее утро иная картина: дверь снова черная, и номер прежний. Я тогда решил: все, с водкой завязываю».
Сложнейший клубок махинаций распутывали сотрудники отдела уголовного розыска столицы. Это оказалось потруднее, чем знаменитые расследования Шерлока Холмса. Ведь к тому времени члены группировки разъехались по разным городам, а специальный человек обеспечивал им надежное прикрытие. Оперативники объездили всю Украину, пока нашли исполнителей — подставных лиц, выдававших себя за владельцев проданных квартир. Те рассказали, что организатором преступлений была важная дама, владелица салона эксклюзивной одежды в Пассаже.
— Когда мы пришли в салон и сообщили хозяйке, что ее подозревают в мошенничестве, женщина растерялась, — вспоминает один из столичных оперативников (по понятным причинам мы не можем назвать его имени). — Потом сильно испугалась, побледнела. Но быстро взяла в себя в руки и пошла в наступление: «Вы что, сбрендили? Да вы знаете, кто я такая и кто мои клиенты?!» Кричала: мол, я частный предприниматель и честно веду свой бизнес! Дескать, мы пришли не по адресу и еще должны извиниться перед ней. В тот раз мы смогли задержать Астафьеву всего на несколько часов: у нас еще не было доказательств ее вины.
Но потом мы разыскали еще нескольких участников махинаций, и те дали показания против Астафьевой. Когда мы пришли за «бандершей» во второй раз, она уже морально подготовилась к нашему визиту. Была спокойна, предельно вежлива, попросила разрешения собрать личные вещи.
Правоохранители, беседовавшие с Татьяной Астафьевой, отмечают: эта женщина из тех, которые умеют держать себя по-королевски. Привлекательна, ухожена и чертовски умна. Такая может любого мужчину толкнуть на преступление.
— Астафьева пользовалась непререкаемым авторитетом у своих сообщников — пятерых мужчин, — говорит следователь по особо важным делам следственного отдела прокуратуры Киева Геннадий Рыбка, который более года вел расследование по этому делу. — Все они, включая сожителя Астафьевой, были влюблены в Татьяну и слушали ее беспрекословно. Если же кто-то отказывался участвовать в придуманных ею аферах, она знала, как надавить на ослушавшегося, что именно сказать ему.
Татьяна нацелила своих сообщников на поиск квартир в центральных районах Киева: Печерск, Липки, Шевченковский… Злоумышленники просили хозяев заверить договор аренды у нотариуса. Ослепленные внешним лоском квартирантов (разве жулики носят бриллианты и пользуются позолоченными зажигалками?), владельцы квартир предоставляли копии своих паспортов, идентификационных кодов, свидетельств на право собственности и необходимые справки из жэка. Мошенники передавали все это умельцам, которые по копиям умудрялись изготовлять оригиналы документов. В фальшивый паспорт владельца квартиры вклеивали фотографию подставного лица. И все — квартиру можно продавать.
«Людей, которые дают против нее показания, Астафьева называет «быдлом» и «колхозниками»
Следствие доказало, что группа мошенников под руководством Астафьевой причастна к пяти эпизодам продажи элитного жилья в Киеве (есть подозрения, что на счету аферистов не менее 13 подобных случаев, но пока нет доказательств) на общую сумму 15 миллионов гривен. Среди пострадавших не только владельцы жилья, но и крупные банки, в которых покупатели квартир брали валютные кредиты, а также частное лицо — ростовщик. Шестеро активных участников группировки (Татьяна и пятеро ее самых близких пособников) не признают свою вину и не дают показаний. Кроме верхушки банды, были задержаны и помещены в следственный изолятор еще семеро участников афер. Это подставные лица, простые работяги из провинции.
— Между собой аферисты называли подставных лиц «прокладками», — продолжает следователь Геннадий Рыбка. — Астафьева четко распределяла задания для каждого участника своей команды. Сожитель Татьяны 46-летний Виктор Зайцев, в прошлом военный разведчик, занимался подбором и психологической подготовкой подставных лиц. Их находили в среде наемных рабочих (у каждого члена группировки был свой бизнес). В одном случае женщина сама призналась, что готова на любую работу, лишь бы поскорее скопить деньги на отдельную квартиру для сына. В другом — на человека списали недостачу, а потом заставили отрабатывать долг.
От «прокладок» требовали сделать фотографию на паспорт и слепо выполнять инструкции «шефов». Шефство над подставными лицами Астафьева доверила двум видным молодым красавцам — 31-летнему Игорю Наумову и 32-летнему Александру Коваленко (он и выдавал себя за Вадима, квартиранта Ларисы Тищенко). «Шефы» сопровождали подставных лиц на всех встречах, контролировали их, а также следили за процессом оформления сделок с недвижимостью. 45-летний Валерий Онищенко и 31-летний Олег Щукин отвечали за подготовку фальшивых паспортов и документов на квартиры. К слову, специалистов по изготовлению подложных документов так и не нашли. А жаль: высококлассные мастера, признает следователь.
Вращаясь в кругу богатых людей, Татьяна Астафьева знала, какое впечатление производят правильно выбранные одежда и аксессуары. Перед каждой ответственной встречей «прокладкам» наводили марафет. Женщин отвозили в парикмахерскую, затем Астафьева лично одевала их в дорогую одежду, наряжала в серьги и кольца с бриллиантами. Мужчинам она выдавала брендовые часы, костюмы, запонки и фирменную итальянскую обувь. Разумеется, после встречи «прокладку» снова доставляли к Астафьевой, где все ценные вещи снимали.
Деньги, вырученные от продажи квартир, Татьяна делила по своему усмотрению. Помощникам выдавала гонорары в запечатанных конвертах. «Прокладкам» платила от 10 до 35 тысяч долларов.
— Мошенники почему-то уверены, что не понесут серьезного наказания, — говорит следователь Геннадий Рыбка. — Для своей защиты Астафьева наняла пять адвокатов. Показания «прокладок» она опровергает, а самих этих людей называет «быдлом» и «колхозниками».
Как стало известно «ФАКТАМ», вскоре после задержания «бандерши» за нее пытался ходатайствовать очень высокопоставленный и широко известный человек, представитель Верховной Рады Украины. Однако вмешательство высокого покровителя ничего не изменило.
— Со своей стороны мы сделали все возможное, чтобы преступники понесли наказание, — заверил заместитель прокурора Киева Сергей Софиев. — По закону подозреваемые должны ознакомиться с материалами уголовного дела. Но ознакомление затянулось на 14 месяцев (в деле 13 подозреваемых), поэтому мы ходатайствовали перед судом об ограничении сроков и передаче дела в суд.
— Жду не дождусь начала суда над мошенниками, — признается Лариса Тищенко. — Буду ездить на каждое заседание. Если, конечно, они будут открытыми.
Для Ларисы это будет уже второй судебный процесс. Первый тянулся полтора года, и, к радости женщины, суд таки признал ее законной владелицей квартиры на улице Павловской.
667Читайте нас у Facebook