ПОИСК
Події

«Подняв голову, я узнал в мужчине с ружьем… председателя районной администрации Михаила Бойчука»

7:00 14 січня 2012
За жестокое избиение рыбаков на озере бывшего чиновника, его зятя и брата осудили на пять лет лишения свободы с отсрочкой на три года. К реальному же заключению приговорили только двоих охранников пруда, тоже участвовавших в побоище

После того как о случае с участием бывшего председателя Заставновской райгосадминистрации в Черновицкой области Михаилом Бойчуком сообщили не только местные, но и всеукраинские СМИ и вспыхнул громкий скандал, многие были уверены, что ответственности за жестокое избиение рыбаков «буковинскому Лозинскому», как называли Бойчука в многочисленных публикациях, не избежать. Почти сразу его сняли с занимаемой должности и задержали вместе с братом, зятем и двумя охранниками ставка. Потом, правда, Бойчука отпустили на подписку о невыезде. Его родственники остались за решеткой. Поэтому приговор, который на днях вынес Первомайский районный суд Черновицкой области, у многих вызвал, мягко говоря, недоумение.

«Я слышал, как Бойчук сказал зятю: «Тяните их к ставку. Будем стрелять по ним, пока они еще дышат»

Когда в интернете появилось видео, на котором четверо жителей Заставны — Иван Абрамович, Николай Михайлюк, Иван Бабий и Василий Слободян, в синяках и ссадинах, рассказывали, как их избили на озере местные «царьки», корреспондент «ФАКТОВ» отправилась в Заставну. Долго искать пострадавших не пришлось — все они находились в больнице. Сотрясение мозга, ушибы, переломы ребер и переносиц, гематомы — далеко не полный перечень полученных рыбаками травм. Главный фигурант дела — председатель Заставновской райгосадминистрации Михаил Бойчук, по официальной информации, тоже лежал в больнице с сердечным приступом. Вот только самого Михаила Бойчука мы там не нашли. То, что рассказали рыбаки, повергло в шок.

Как и другие местные жители, они довольно часто ходили рыбачить на ставок. Но делали это тайком, по ночам — ведь многие здешние озера уже несколько лет назад взяли в аренду частные предприниматели. В тот вечер, 17 апреля, Иван Абрамович, Николай Михайлюк, Иван Бабий, Василий Слободян и его кум Юрий пришли с удочками на озеро и, убедившись, что поблизости нет охраны, начали рыбачить.

 — Васин кум Юра почувствовал себя плохо и вскоре ушел, — рассказывал «ФАКТАМ» Иван Абрамович. — Клева не было. Оглядевшись по сторонам, я вдруг заметил, как метрах в пятидесяти от нас прошел мужчина. Мы насторожились: а вдруг охранник? Но он, словно не замечая нас, направился в другую сторону. Через полчаса мужчина вернулся. А вместе с ним — еще двое мужчин. Коля с Ваней Бабием сидели чуть подальше от нас, мы их не видели. Внезапно услышали Колин крик: «Ребята, не бейте, не надо!» Мы с Васей кинулись к нему, но один из незнакомцев крикнул: «Стойте, или буду стрелять!» — и одним ударом уложил Васю на землю. Мне приказали лечь, и я подчинился. А когда поднял голову, узнал в мужчине с ружьем… председателя районной администрации Михаила Бойчука!

РЕКЛАМА

Дальше, по словам рыбаков, начался сущий ад. Когда все четверо уже лежали на земле, их начали зверски избивать. Били бейсбольными битами, дубинками и ногами. Изредка Бойчук, который руководил побоищем, стрелял из своего ружья.

 — Ребята кричали, умоляли о пощаде, — рассказывал Иван Абрамович. — А их били еще сильнее… Из разговоров напавших на нас мужчин я понял, что среди них, помимо двух охранников, были брат и зять Бойчука — Василий и Руслан. Когда мы, избитые и истекающие кровью, начали терять сознание, Бойчук сказал: «Хватит». Мужики перестали бить. «Что значит хватит? — возмутился Руслан. — Зачем с ними панькаться?!» Взяв у тестя ружье, он ударил меня прикладом по переносице. Я почувствовал, как в носу что-то хрустнуло и выплюнул два передних зуба. Изо рта потекла кровь. «Руслан, ты что…» — начал было я. Но он недослушал меня: «Я для вас не Руслан. А вы для меня пидарасы» — и ударил меня битой по ребрам. Теряя сознание, слышал, как Бойчук сказал зятю: «Тяните их к ставку. Будем стрелять по ним, пока они еще дышат. Потом отвезем в соседнее село, кинем в пруд, и до лета их никто не найдет».

РЕКЛАМА

Еще Бойчук и остальные постоянно спрашивали, где пятый рыбак. Дескать, видели, что нас было пятеро. Когда я пытался объяснить, что один ушел раньше, они били меня еще сильнее. Избивая нас до полусмерти, председатель райгосадминистрации говорил, что он здесь царь и бог и теперь мы узнаем, кто такой Бойчук. А потом на меня надели наручники и поволокли к столбу электролиний. Васю потащили вслед за мной. Приказав мне обхватить столб двумя руками, Васе сказали сделать то же самое — нас хотели приковать друг к другу и, как сказал зять Бойчука, «наконец расстрелять». Но мы уже вообще еле двигались…

Пытки продолжались еще час. Когда Бойчук наконец решил отпустить рыбаков, они уже с трудом могли передвигаться. Падая на ходу, обессиленные мужчины бежали и слышали выстрелы вслед.

РЕКЛАМА

Наутро всех четверых госпитализировали. Следующие несколько недель рыбаки провели в больнице. Правда, и здесь не обошлось без приключений. Так, через несколько дней после того, как вспыхнул скандал, пострадавшие… исчезли из больницы. Оказалось, их забирал зять Бойчука, который той ночью тоже был на озере. Он отвез рыбаков в ресторан и вместе с супругой уговаривал отказаться от показаний. Пострадавших не отпускали до утра, после чего отвезли в милицию. Но они не стали забирать заявления и рассказали сотрудникам милиции, кто их сюда привез и зачем. После этого зятю и брату Бойчука и двоим охранникам изменили меру пресечения — вместо подписки о невыезде их взяли под стражу. На подписке остался только сам Бойчук. В своем официальном обращении бывший председатель Заставновской райгосадминистрации (его сняли с должности почти сразу после инцидента) писал, что его оклеветали. Дескать, он, инвалид третьей группы, у которого нет правой ноги, просто физически не смог бы такого сделать.

*После случившегося рыбаки долго лежали в больнице. Полученные травмы до сих пор дают о себе знать

В Заставновском районе комментарии местных жителей по поводу бывшего председателя оказались противоречивыми. Одни говорили, что уже давно страдают от «местного Лозинского»: дескать, слово скажешь против — сам будешь не рад. Не называя своих имен, местные жители рассказывали, что рыбаки — далеко не первые пострадавшие от бывшего чиновника. «Они здесь хозяева», — говорили односельчане о семье Бойчука. В райгосадминистрации нас, как и следовало ожидать, наоборот, заверяли, что Михаил Бойчук — добрейшей души человек, который строит церкви, помогает людям и занимается благотворительностью. В подтверждение своих слов коллеги оскандалившегося чиновника даже привели местных жителей, которые сказали, что очень благодарны Бойчуку.

Кстати, ставок, на котором произошло побоище, арендует не Бойчук. Угодья бывшего председателя огорожены колючей проволокой, а у этого озера другой хозяин — житель Заставны. Корреспондента «ФАКТОВ» он заверил, что той ночью спал у себя дома и о случившемся узнал только утром.

Прошлой осенью нашумевшее дело начал слушать Первомайский районный суд Черновицкой области. Передать дело в другой район было решено специально — «чтобы обеспечить максимальную объективность и непредубежденность судебного процесса». Хотя насчет непредубежденности у всех присутствующих на суде сложилось собственное мнение.

В конце прошлого месяца рыбаки отказались от претензий к Бойчуку, мотивируя тем, что бывший чиновник компенсировал им ущерб. Об этом сообщил судья Первомайского райсуда Игорь Ищенко, зачитывая нотариально заверенные письма от пострадавших. Сами рыбаки даже не явились на суд. Сумма компенсации, которую они получили от своих обидчиков, не разглашалась. А адвокат подсудимых попросил приобщить к делу письма в защиту Бойчука. Под обращениями, в которых бывший председатель Заставновской райгосадминистрации характеризуется как «хороший хозяин и добродетель, помогающий малоимущим землякам», подписались 1355 жителей Заставны (около десяти процентов местных жителей).

Тогда же некоторые черновицкие издания написали, что рыбаки отказываются не только от претензий, но и от показаний. Дескать, теперь уже трое из них будут говорить, что Бойчука на месте ЧП не видели, а кто их бил, не рассмотрели.

«Той ночью рыбаки были в одних футболках, а на нас была плотная одежда. Поэтому следов от побоев и не осталось»

 — Это неправда, никто из пострадавших от своих слов не отказывался, — рассказал «ФАКТАМ» друг рыбаков Дмитрий, который присутствовал на всех судебных заседаниях. — От претензий — да, но не от показаний. На мировую они пошли только после того, как родные Бойчука компенсировали им ущерб. Сумму компенсации я вам назвать не могу, но она пострадавших устроила. Им, простым сельским жителям, надоело судебное разбирательство. Воспоминания, нервотрепка, уговоры, угрозы… Ведь до того, как им компенсировали ущерб, родные Бойчука несколько раз пытались воздействовать на них другими методами. Приходили домой, уговаривали, мол, поймите, у нас в семье маленькие дети, что с ними будет, если Бойчука или его зятя посадят? И так было не раз. К счастью, к силовым методам они не прибегали. Понимали, что тогда рыбаки опять напишут заявления в милицию и будет только хуже.

Сами же судебные заседания часто напоминали цирк. Бойчук и его адвокаты настаивали на такой версии: дескать, рыбаки в момент ЧП были пьяными и напали на них, а они вынуждены были… обороняться. «Когда мы попросили их уйти, рыбаки буквально начали бросаться на нас, — говорили на суде зять и брат Бойчука. — Особенно Иван Абрамович. Он прыгал на нас, бил руками, ногами… И мы вынуждены были позвонить Бойчуку. Когда Бойчук приехал, рыбаки накинулись и на него».

— Выходит, он приехал позже?

 — По их словам, да — якобы чтобы помочь родственникам защититься от обезумевших рыбаков. После того как они в красках описали, как рыбаки на них «кидались и били их ногами», адвокат пострадавших спросил: «Если вас так сильно избивали, почему четверо рыбаков попали в больницу искалеченными, а у вас нет ни одного телесного повреждения?» «Абрамович бил нас ногами, но… ни разу не попал, — ответили обвиняемые. — К тому же той ночью рыбаки были в одних футболках, а на нас была плотная одежда. Поэтому следов от побоев и не осталось».

— А как же по их версии получилось, что родственники Бойчука оказались на озере? К тому же еще и не на своем.

 — Брат и зять Бойчука сказали, что шли на свой ставок, чтобы отремонтировать дощечки, регулирующие уровень воды. Почему-то они решили сделать это в десять часов вечера, да еще прихватили с собой дубинки, палки и ружье. «Подойдя ближе, они увидели, как с их ставка кто-то перебегает на соседский, — объяснял на суде адвокат Бойчуков. — Решив, что это браконьер, они решили его догнать». Но за пять минут до этого они заявляли, что не догоняли пострадавших, а рыбаки сами на них напали! И таких противоречий очень много. Например, когда речь коснулась ружья, адвокат обвиняемых заявил, что оно… выстрелило само. Дескать, оно было заряжено и случайно ударило об землю. Это звучит смешно: любой охотник знает, что ружье нужно ставить на предохранитель.

Обвиняемые же настаивали, что действовали исключительно в пределах самообороны. «Рыбаков никто не держал, ни к каким столбам их не приковывали, — говорили они. — Рыбаки сами хотели с нами разобраться, поэтому продолжали драку».

Интересная ситуация сложилась и с судмедэкспертизой. Телесные повреждения троих рыбаков эксперты охарактеризовали как легкие, а травмы Ивана Абрамовича, у которого было поломано несколько ребер, — как средней степени тяжести. Но судья почему-то настоял на повторной судмедэкспертизе, и к делу приобщили заключение о том, что у всех четверых рыбаков легкие телесные повреждения. То, что у Ивана Абрамовича были поломаны ребра, судмедэксперт во внимание не принял.

 — Во время судебных дебатов Михаил Бойчук был спокоен и самоуверен, — говорит Дмитрий. — А вот его брат и зять явно волновались. Особенно зять — у него даже голос дрожал. По всему было видно, что он просто подчинялся Бойчуку и делал все, что тот скажет. Потом, возможно, вошел во вкус и не смог остановиться. Двое охранников на суде молчали. Насколько я понял, у них в тот вечер началось соревнование — кто сильнее поиздевается над рыбаками.

Четвертого января Первомайский районный суд Черновицкой области вынес приговор. Бывшего председателя Заставновской райгосадминистрации Михаила Бойчука приговорили к пяти годам лишения свободы с отсрочкой исполнения наказания на три года. Иными словами, если в течение следующих трех лет он не совершит никакого правонарушения, его судимость будет считаться погашенной. Такую же меру наказания судья Игорь Ищенко избрал для брата и зятя бывшего чиновника. Их освободили из-под стражи прямо в зале суда. К реальному наказанию приговорили лишь двоих охранников ставка, тоже принимавших участие в избиении. Один из них получил пять с половиной лет лишения свободы, а второй — шесть. Оба ранее были судимы.

*По словам очевидцев, на суде Михаил Бойчук отрицал свою вину, утверждая, что сам стал жертвой

Несмотря на то что гуманный приговор вызвал ажиотаж в местных СМИ, пока неясно, будут ли пострадавшие подавать апелляцию. Ведь рыбакам компенсировали ущерб, поэтому не известно, захотят ли они продолжать судебное разбирательство. Со стороны Бойчука апелляции тоже пока не было. По словам присутствовавших на суде людей, ее и не должно быть — бывший чиновник и его семья приговором остались довольны.

Тем временем приговор Бойчуку и его родственникам решила обжаловать Черновицкая областная прокуратура. Посчитав решение суда «слишком мягким и не отвечающим совершенному преступлению», областной прокурор уже подал апелляцию. Приговор охранникам, которые получили реальный срок, прокуратура обжаловать не будет.

476

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів